kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока :Рабство в Древнем Риме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:Рабство в Древнем Риме разработан для 5 класса. Учитель использовал технологии проблемного изложения, критического мышления, работу в группах.Интересным является момент инсценировки о возникновении и источниках рабства.Самостоятельная работа в группах предусматривает изучение тяжелого положения рабов, живущих в семьях рабовладельцев и в поместьях.Предусмотрена и работа по изучению исторических источников и их анализ.В игровой форме проводится физминутка.Закрепление идет в виде тестов,домашнее задание комментируется.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока :Рабство в Древнем Риме »







Урок по истории древнего мира

5 класс(ФГОС)

Тема урока: Рабство в Древнем Риме







Подготовлен учителем истории

«Трудовской школы»Симферополь-

ского района Республики Крым

Мамедовой Гульшан Алиевны

















План-конспект урока по истории Древнего мира. 5класс

Тема: «Рабство в Древнем Риме».

Тип урока: овладение новыми знаниями

Методы работы: технология проблемного изложения, технология критического мышления, работа в группах

Задачи урока:

личностные:

-способствовать воспитанию уважения прав и свобод человека

-способствовать формированию уважения к мнению других, навыков сотрудничества, умения работать в группе

метапредметные:

-способствовать выработке умений работать с учебной информацией, выполнять логические операции, сравнивать, способность решать проблемные вопросы

-овладение различными видами публичных выступлений(высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога

предметные:

-выработка умений определять и объяснять понятия «имение, амфитеатр, гладиатор»

-умение выделять главную мысль, идею в учебном тексте; изучать и систематизировать информацию из письменных исторических источников, раскрывая их социальную принадлежность и научную ценность

Образовательная среда:

  1. Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2012. – 238 с., рабочая тетрадь. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», раздаточный материал.


    Ход урока.

    I.Организационный момент.(1минута)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II.Постановка цели и задач урока(2минуты)

На фоне демонстрации слайдов из презентации «Рабство в Древнем Риме».

-Послушайте отрывок из стихотворения.

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.

-Как вы думаете, о ком идет речь?(о рабе)

-Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О рабстве в Древнем Риме)

Запись темы урока на доске. «Рабство в Древнем Риме»



III.Актуализация знаний (2минуты)
-Один из древнеримских современников написал следующие строки:

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели».

-Согласны ли вы с этими словами? (нет, так как в Риме не было равенства)

-Какая категория людей в древности была самая бесправная? (рабы)

-В чем было главное отличие раба от свободного человека? (потому что их не считали людьми и называли «говорящими орудиями»)

IV.Первичное усвоение знаний (12минут)

Опережающее задание.

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Среди­земного моря направляется корабль, кото­рый доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто зна­ет, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они муча­ют своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не чело­век» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где все­гда светит солнце и зреет виноград, о сво­боде. Ни мне, ни моим детям не сужде­но познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое сво­бода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римля­не оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней про­должался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Учащиеся в рабочих тетрадях заполняют схему.

Источники рабства в Древнем Риме

пленники дети рабов

пиратство продажа детей в рабство


Работа по группам

Задание. Прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить на следующие вопросы:

1. Где в Риме применялся труд рабов?

2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?

3. Каким было отношение к рабам?


1группа.  Рабы в имении землевладельца с. 238-240.

Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний.

За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания- рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы. 

2группа.  Рабы в богатом доме с. 240.

Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты.

Рабы широко использовались в домах римлян.

Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д. 

Среди рабов было много образованных людей- учителей, врачей, художников, библиотекарей.

Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

3группа.  Рабы гладиаторы с. 240-241.

Примерный ответ: Гладиаторы - сильные и ловкие рабы, сражавшиеся друг с другом на арене амфитеатра. Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Продолжительность боев доходила до 117 дней.
Случалось, что раненый гладиатор обессилевший, бросал оружие и, подняв левую руку, просил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.

-Какие новые понятия вы услышали в ответах отвечающих?(имение, амфитеатр, гладиатор)

Понятия проецируются на экране и записываются учащимися в рабочих тетрадях.

Физминутка.

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

V.Первичная проверка понимания (12минут)

Работа с историческим документом.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как относились к рабам и их труду в Древности. Для этого вы должны сравнить содержание высказываний трех древних ученых: грека- Аристотеля и римлян-Варрона и Колумелла. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.(текст набран со с.184,с.240)

-Какие мысли о рабах высказывал грек-Аристотель?(это одушевленные орудия)

-Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.(и греки и римляне считали рабов говорящими орудиями, а рабство справедливым)

-Объясните почему рабы согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы дурно пахали землю и плохо пасли скот.(рабы не заботились об урожаи и стаде т.к.они не принадлежали им)

VI.Первичная проверка. Закрепление.(6минут)

Деление класса на 3 группы.

Характеристика рисунков.

1группа с.239 «Труд рабов в имении»(описание)

2 группа с.239 «Рабы мостят улицы»(описание)

3 группа с.241 «В римском амфитеатре»(рассказ -повышен.уровень)

-Почему в Риме появилось множество дешевых рабов?

-В чем было главное отличие раба от свободного?

VII.Домашнее задание(1минута)

С.241 в.1-3. (базовый)

(повышен.уровень,по желанию)

-Существует ли в современном мире рабство?

-Как общество относится к такому положению человека?

VIII.Рефлексия (4минуты)

Учащимся раздается лист подведения итогов.

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

Выставление оценок.

- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.





-





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока :Рабство в Древнем Риме

Автор: Мамедова Гульшан Алиевна

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в эпоху Поздней республики" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-rabstvo-v-epokhu-pozdniei-riespubliki"
    ["file_id"] => string(6) "118521"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413178549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по истории "Рабство в Древнем Риме""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_istorii_rabstvo_v_drevnem_rime"
    ["file_id"] => string(6) "479185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538209314"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабство в Древнем Риме (План-конспект урока для 5 класса). "
    ["seo_title"] => string(60) "rabstvo-v-drievniem-rimie-plan-konspiekt-uroka-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "200503"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428847807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок "Рабство в Древнем Риме" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(32) "urokrabstvovdrievniemrimie5klass"
    ["file_id"] => string(6) "323715"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462115481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_rabstvo_v_drievniem_rimie_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "356039"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478455728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства