Урок по теме:Рабство в Древнем Риме разработан для 5 класса. Учитель использовал технологии проблемного изложения, критического мышления, работу в группах.Интересным является момент инсценировки о возникновении и источниках рабства.Самостоятельная работа в группах предусматривает изучение тяжелого положения рабов, живущих в семьях рабовладельцев и в поместьях.Предусмотрена и работа по изучению исторических источников и их анализ.В игровой форме проводится физминутка.Закрепление идет в виде тестов,домашнее задание комментируется.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока :Рабство в Древнем Риме »
Урок по истории древнего мира
5 класс(ФГОС)
Тема урока: Рабство в Древнем Риме
Подготовлен учителем истории
«Трудовской школы»Симферополь-
ского района Республики Крым
Мамедовой Гульшан Алиевны
План-конспект урока по истории Древнего мира. 5класс
Тема: «Рабство в Древнем Риме».
Тип урока: овладение новыми знаниями
Методы работы: технология проблемного изложения, технология критического мышления, работа в группах
Задачи урока:
личностные:
-способствовать воспитанию уважения прав и свобод человека
-способствовать формированию уважения к мнению других, навыков сотрудничества, умения работать в группе
метапредметные:
-способствовать выработке умений работать с учебной информацией, выполнять логические операции, сравнивать, способность решать проблемные вопросы
-овладение различными видами публичных выступлений(высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога
предметные:
-выработка умений определять и объяснять понятия «имение, амфитеатр, гладиатор»
-умение выделять главную мысль, идею в учебном тексте; изучать и систематизировать информацию из письменных исторических источников, раскрывая их социальную принадлежность и научную ценность
Образовательная среда:
Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2012. – 238 с., рабочая тетрадь. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме», раздаточный материал.
Ход урока.
I.Организационный момент.(1минута)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
II.Постановка цели и задач урока(2минуты)
На фоне демонстрации слайдов из презентации «Рабство в Древнем Риме».
-Послушайте отрывок из стихотворения.
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
-Как вы думаете, о ком идет речь?(о рабе)
-Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О рабстве в Древнем Риме)
Запись темы урока на доске. «Рабство в Древнем Риме»
III.Актуализация знаний (2минуты) -Один из древнеримских современников написал следующие строки:
«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели».
-Согласны ли вы с этими словами? (нет, так как в Риме не было равенства)
-Какая категория людей в древности была самая бесправная? (рабы)
-В чем было главное отличие раба от свободного человека? (потому что их не считали людьми и называли «говорящими орудиями»)
IV.Первичное усвоение знаний (12минут)
Опережающее задание.
Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?
Учащиеся в рабочих тетрадях заполняют схему.
Источники рабства в Древнем Риме
пленники дети рабов
пиратство продажа детей в рабство
Работа по группам
Задание. Прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить на следующие вопросы:
1. Где в Риме применялся труд рабов?
2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?
3. Каким было отношение к рабам?
1группа. Рабы в имении землевладельца с. 238-240.
Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний.
За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания- рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы.
2группа. Рабы в богатом доме с. 240.
Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты.
Рабы широко использовались в домах римлян.
Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д.
Среди рабов было много образованных людей- учителей, врачей, художников, библиотекарей.
Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
3группа. Рабы гладиаторы с. 240-241.
Примерный ответ: Гладиаторы - сильные и ловкие рабы, сражавшиеся друг с другом на арене амфитеатра. Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Продолжительность боев доходила до 117 дней. Случалось, что раненый гладиатор обессилевший, бросал оружие и, подняв левую руку, просил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.
-Какие новые понятия вы услышали в ответах отвечающих?(имение, амфитеатр, гладиатор)
Понятия проецируются на экране и записываются учащимися в рабочих тетрадях.
Физминутка.
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
V.Первичная проверка понимания (12минут)
Работа с историческим документом. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как относились к рабам и их труду в Древности. Для этого вы должны сравнить содержание высказываний трех древних ученых: грека- Аристотеля и римлян-Варрона и Колумелла. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.(текст набран со с.184,с.240)
-Какие мысли о рабах высказывал грек-Аристотель?(это одушевленные орудия)
-Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.(и греки и римляне считали рабов говорящими орудиями, а рабство справедливым)
-Объясните почему рабы согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы дурно пахали землю и плохо пасли скот.(рабы не заботились об урожаи и стаде т.к.они не принадлежали им)
VI.Первичная проверка. Закрепление.(6минут)
Деление класса на 3 группы.
Характеристика рисунков.
1группа с.239 «Труд рабов в имении»(описание)
2 группа с.239 «Рабы мостят улицы»(описание)
3 группа с.241 «В римском амфитеатре»(рассказ -повышен.уровень)
-Почему в Риме появилось множество дешевых рабов?
-В чем было главное отличие раба от свободного?
VII.Домашнее задание(1минута)
С.241 в.1-3. (базовый)
(повышен.уровень,по желанию)
-Существует ли в современном мире рабство?
-Как общество относится к такому положению человека?
VIII.Рефлексия (4минуты)
Учащимся раздается лист подведения итогов.
Сегодня на уроке я
- узнал(а)…
- выяснил(а)…
- понял(а)…
Выставление оценок.
- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?
Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.