Тема урока: «Рабство в древнем Риме».
Учитель Богданова Наталья Григорьевна
Задачи урока:
Образовательная:
- определить источники рабства,
-охарактеризовать положение рабов,
- познакомиться с условиями жизни рабов
-подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.
Развивающая:
-способствовать формированию умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике,
-продолжить формирование у учащихся умений -показывать географические объекты на карте,
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства сопереживания,
-формирование неприятия к рабству вообще,
- развитию интереса к истории, любознательности.
Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.
Учебное оборудование- компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник.
Продолжительность занятия – 45 минут
Словарь – раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор.
Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Я надеюсь, что у всех хорошее настроение и за урок мы с вами продуктивно поработаем. Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.
2)Повторение пройденного материала.
(Ученикам предлагается выполнить задания. Они распределяются учителем в зависимости от уровня знаний и подготовленности каждого ученика)
«Завоевание Римом всего Средиземноморья» Ф.И._______________________________
Игра «Крестики-нолики» (верно, не верно) X - да О - нет Консулы избирались на форуме
В римском Сенате заседало 300 человек
Как правило, римский легион строился в 3 линии
Ганнибалу не удалось перейти через Альпы
216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне
Ганнибала победил Сципион
Антиох – македонский царь
Триумф – означает торжественный въезд победителей в город
В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землей
Проверка домашнего задания по теме
«Завоевание Римом всего Средиземноморья» Ф.И.________________________________
1. Что такое триумф?
___________________________________________________________________________
2. Кого называли императором?
____________________________________________________________________________
3. Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах?
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3) Переход к изучению новой темы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока
Слайд 3.
А теперь подумайте, какова цель нашего урока?
Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме.
4.Изучение новой темы.
План.
Источники рабства
Труд рабов в сельском хозяйстве.
Труд рабов в доме рабовладельца.
Гладиаторы.
Работа с понятийным аппаратом.
Кто же такие рабы? Попробуем раскатать это слово
Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда. Именно труд рабов создал богатства Рима.
Слайд 4
Проблемный вопрос:
Однажды на заседании римского сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее чем наше общество. У нас ничего что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов то их собственно не следует брать в расчёт». Ну что же посмотрим так ли уж безоблачно и прекрасно было в Риме всем.
Откуда в Риме было столько рабов?
Работа в парах или в малых группах. Выдвижение версий на основе ранее изученного материала.
Слайд 5.
Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства?
Источники рабства.
Пленники
Пиратство
Продажа в рабство
Дети рабов
Слайд 6. Дети ведут записи в тетради со слайда.
Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите где применялся труд рабов?
Слайд 7.
Работа с документом.
Марк Порций Катон.(234-149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять верёвку, плести новые; рабам надлежало в это время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
Содержание рабов.
Паёк рабам. Тем, тем, кто работает в поле: зимой – по 4 модия (8,75 л) пшеницы, летом – по 4,5
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвёртый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых – таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л.), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…
Вопросы.
Где применялся труд рабов? (докажите своё мнение строчками из документа)
Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
Итак, подведем итог, чем же были заняты рабы целый день?
Слайд 8. ( в сельском хозяйстве на рудниках и каменоломнях в домах римлян часть рабов становилась гладиаторами.)дети записывают схему «занятия рабов» со слайда.
На странице 227 иллюстрация «Труд и жизнь рабов в имении 2-1 в. до н.э. в Италии» внимательно рассмотрите иллюстрацию и озвучьте её. (смотреть по времени)
Физкульминутка.
Труд рабов в доме рабовладельца.
А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебник на странице 227 и прочитать пункт 3 параграфа 49 «Рабы в богатом доме»
Беседа по вопросам:
Где ешё применяли труд рабов?
Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели) Каким было отношение рабов к труду и почему? (что поразило)
Гладиаторы.
Сообщение ученика. Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение и выпишите новые исторические понятия.
«В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боёв. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н. э. он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.
Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами. Они обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан.
Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.
Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом "Отпусти!". Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя "Добей!". Вердикт толпы не оспаривался даже императором. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.»
Назовите новые исторические понятия, которые необходимо запомнить и выписать.
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, о чём речь впереди.
В конце нашего урока у вас есть возможность выразить ваше отношение к теме урока благодаря уже знакомой нам методике «Шесть шляп мышления».
Рефлексия проводиться по методике «Шесть шляп мышления»
Ученикам предлагается выбрать ту шляпу, которая им наиболее предпочтительна. Дается время для размышления. Возможна работа в парах или в малых группах.
Слайд 9
Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения по поводу рабства в Древнем Риме. Слова-помощники: «Я считаю, что..., потому что ….» «Мне кажется, что…, потому что…» «Я думаю, что…, потому что…» |
Белая шляпа – перечень фактов о рабстве в Древнем Риме. Для чего было нужно рабство в Риме. |
Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Что плохого в рабстве для самих рабов? |
Желтая шляпа – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Что хорошего в рабстве для рабовладельцев? |
Зеленая шляпа - ответы на вопрос, где и как можно применить информацию о рабстве в Древнем Риме, которую ты получил на уроке. |
Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. Значение рабства для Рима. Для чего оно было нужно? |
Высказывание учащихся о теме урока в рамках методики «Шесть шляп мышления»
Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами.
Выставление отметок за урок наиболее активным учащимся.
Запись домашнего задания
Слайд 10.
Домашнее задание:
§ 49, п. 4, выписать новые слова и их определения.
Сообщение «Гай и Тиберий Гракх»