Задача для детей:выявить особенности рабовладения в Древнем Риме.
Тип урока:изучение нового материала. Форма организации работы обучающихся:фронтальная, групповая, индивидуальная
Педагогическая технология: ИКТ
Средства обучения:мультимедийное сопровождение: историческая карта, «На вилле римского патриция», «Улица в Помпеях», «Бой гладиаторов в Колизее», схемы, и др., текст учебника.
Краткое повторение по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье»
- Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н. э.? (Македонское, Сирийское, Египетское)
- Как римлянам удалось привлечь на свою сторону греков перед войной с Македонией? (Римляне провозгласили себя освободителями Эллады от власти македонян)
- Как и где греки узнали о возвращении независимости городам Эллады? Была эта независимость действительной или мнимой? (На стадионе близ города Коринфа греки смотрели на состязание. Вдруг вышел глашатай и объявил, что римский сенат возвращает эллинам независимость. Все греки были рады и только немногие в тот момент понимали, что совершается не освобождение Греции, а смена её господ.)
- Какие технические приспособления использовали римляне во время боев, осады крепости? (камнеметательные машины, тараны, стенобитные машины, катапульты, лестницы для штурма стен)
- В чем проявилось преимущество построения римского войска в решающем сражении с македонянами? (При преследовании римского войска строй фаланги македонян нарушился, появились разрывы линии воинов. Этим воспользовались римские легионеры, проникнув внутрь фаланги. Теперь они сражались с отдельными частями фаланги, нападая с незащищенных боков и с тыла. Македоняне обратились в бегство.)
Объясните значение слов:провинция (завоеванные области), триумф (торжественный въезд в Рим полководца-победителя), император (почетное прозвище этого полководца в дни триумфа, император – повелитель, главнокомандующий)
3. Изучение новой темы
Демонстрация слайдовой презентации в сопровождении рассказа учителя.
План изучения новой темы:
1. Источники рабства. (захватнические войны, долговое рабство, наследственное рабство, пиратство, пленники)
2. Использование рабов в имениях.
3. Рабы в богатом доме.
4. Рабы-гладиаторы. (записать в тетрадь новые слова – ретиарий, мурмиллон, самнит, фракиец – типы рабов-гладиаторов)
Физкультминутка
4. Закрепление
Работа с интерактивным модулем
5. Домашнее задание
§49
6. Подведение итогов
Задача нашего урока выявить особенности рабовладения в Древнем Риме. Какие особенности вам запомнились?