kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-обобщение "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные (дидактические):

  • Обобщить знания учащихся по теме" Россия в эпоху Петра I ",
  • дать характеристику Петру I как  исторического деятеля,
  • сформулировать представление о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности.

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста, 
  • презентация  к уроку
  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

    Ход урока:
Вступительное слово учителя.Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).

Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (слайд №1). Итак тема урока: «Оценка деятельности Петра1 и значение его реформ для исторического развития России».

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского писателя А.М.Горького: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» (слайд №2).

Целью нашего занятия будет обобщение  материала по эпохе Петра 1, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.

Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории 
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. 
Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить (Слайд№3). Давайте вспомним:

1. Почему в начале XVIII века возникла необходимость проведения реформ в России?

2.  Какие цели ставил Пётр I, проводя свои реформы.

3.  В каких областях жизни России при Петре I были проведены преобразования?(Ответы учеников)

Характеристики Петра I в русской мысли — самые противоположные (слайд№4).

Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность. То душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

Давайте познакомимся с некоторыми мнениями о Петре (слайды №5-8). Распечатка этих слайдов на столах у учеников.

Так кто он? Великий реформатор или лжереформатор? (слайд №9)

На сегодняшнем уроке у вас появится возможность самим принять решение: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем».

Задание: (слайд №10)

  • Какая из представленных точек зрения вам кажется более правильной? Докажите свою точку зрения.
  • Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории России.

Я прошу поднять тех, кто считает Петра 1 великим реформатором, а его реформы благом для России. (ученики пересаживаются на 1-й ряд.) Теперь поднимите руку те, кто считает Петра лжереформаторм, а его реформы – негативными для России. (ученики пересаживаются на 3-й ряд) Я вижу, что у нас несколько учеников не определились со своей позицией – они занимают места между 1и 3 рядом.

 А теперь  я прошу высказываться по очереди представителей из двух групп. Каждый обозначает свою позицию и приводит аргумент в её поддержку. Прошу соблюдать правила: не перебивать, соблюдать очередность, выступать только с разрешения ведущего. 

Дальше идёт «живая линия». Учитель выступает в роли ведущего, предоставляя слово по очереди каждой группе. Высказаться должен каждый представитель.  Данная работа длится -10 мин.

По окончании времени ведущий останавливает «живую линию».

А теперь я хочу задать вам вопрос: изменил ли кто-нибудь своё мнение? ( если кто-то изменил, то должен пересесть к той группе, чьё мнение принял) Вопрос к тем, кто к началу «живой линии» не имел чёткой позиции: появилось ли у вас мнение о Петре 1, какая точка зрения вам показалась более убедительной?  -ответы учеников

Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие (слайд № 11). Положительный эффект

  1. Создание регулярной армии и флота
  2. Создание отечественной промышленности
  3. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
  4. Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

Отрицательный эффект

  1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли
  2.  Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам
  3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).

Вывод: (слайд №12)

 Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

 Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.

В Петербурге высится памятник Петру – работа скульптора Фальконе (слайд № 13).

 Этот памятник отличается от парадных, традиционных конных статуй с императором. Для постамента была использована огромная каменная глыба (275 тонн). Её нашли в 12 верстах от Петербурга. Она была причудливо разбита молнией(громом). Отсюда название гром – камень. Этот камень  привезли на Сенатскую площадь. Дикая скала стала символом побеждённых Петром1 трудностей. На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий копытами змея, т. е. врагов реформ государя. На коне Пётр1 простирает вперёд руку – символ созидателя, законодателя, преобразователя страны. Композиция открывает возможности восприятия с самых разных точек. А у Пушкина в поэме «Медный всадник» есть такие строки:

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней.

Спасибо всем за урок.

Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«Оценка деятельности Петра I и значение его реформ для исторического развития России»

Оценка деятельности Петра I и значение его реформ для исторического развития России

Историк В.О.Ключевский

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы".

Историк С.М.Соловьев

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".



Поэт и общественный деятель И.С.Аксаков

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

Философ П.Я.Чаадаев

"Если бы Петр Великий не явился, то, кто знает, может быть, мы были бы теперь шведской провинцией..."

Историк М.П.Погодин

"Пусть скажут мне безусловные противники Петра, кого противопоставили бы они Карлу XII на полях полтавских. Нет, некогда было ожидать тогда органического развития, а надо было спасать как-нибудь и во что бы то ни стало. Петр спас древнюю Россию..."

Просмотр содержимого документа
«значение петровских реформ»

Урок-обобщение по теме "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"



Цели урока:

Образовательные (дидактические):

  • Обобщить знания учащихся по теме" Россия в эпоху Петра I ",

  • дать характеристику Петру I как исторического деятеля,

  • сформулировать представление о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности.

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.

  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;

  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста, 

  • презентация  к уроку

  • мультимедийный проектор и экран, компьютер



    Ход урока:

Вступительное слово учителя.


Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).

Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (слайд №1). Итак тема урока: «Оценка деятельности Петра1 и значение его реформ для исторического развития России».

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского писателя А.М.Горького: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» (слайд №2).


Целью нашего занятия будет обобщение материала по эпохе Петра 1, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.

Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории 
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. 
Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить (Слайд№3). Давайте вспомним:

1. Почему в начале XVIII века возникла необходимость проведения реформ в России?

2. Какие цели ставил Пётр I, проводя свои реформы.

3. В каких областях жизни России при Петре I были проведены преобразования?

(Ответы учеников)

Характеристики Петра I в русской мысли — самые противоположные (слайд№4).

Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность. То душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

Давайте познакомимся с некоторыми мнениями о Петре (слайды №5-8). Распечатка этих слайдов на столах у учеников.

Так кто он? Великий реформатор или лжереформатор? (слайд №9)

На сегодняшнем уроке у вас появится возможность самим принять решение: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем».

Задание: (слайд №10)

  • Какая из представленных точек зрения вам кажется более правильной? Докажите свою точку зрения.

  • Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории России.

Я прошу поднять тех, кто считает Петра 1 великим реформатором , а его реформы благом для России. (ученики пересаживаются на 1-й ряд.) Теперь поднимите руку те, кто считает Петра лжереформаторм, а его реформы – негативными для России. (ученики пересаживаются на 3-й ряд) Я вижу, что у нас несколько учеников не определились со своей позицией – они занимают места между 1и 3 рядом.

А теперь я прошу высказываться по очереди представителей из двух групп. Каждый обозначает свою позицию и приводит аргумент в её поддержку. Прошу соблюдать правила: не перебивать, соблюдать очередность, выступать только с разрешения ведущего.

Дальше идёт «живая линия». Учитель выступает в роли ведущего, предоставляя слово по очереди каждой группе. Высказаться должен каждый представитель. Данная работа длится -10 мин.

По окончании времени ведущий останавливает «живую линию».

А теперь я хочу задать вам вопрос: изменил ли кто-нибудь своё мнение? ( если кто-то изменил, то должен пересесть к той группе, чьё мнение принял) Вопрос к тем, кто к началу «живой линии» не имел чёткой позиции: появилось ли у вас мнение о Петре 1, какая точка зрения вам показалась более убедительной? -ответы учеников

Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие (слайд № 11). Положительный эффект

  1. Создание регулярной армии и флота

  2. Создание отечественной промышленности

  3. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

  4. Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

Отрицательный эффект

  1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли

  2. Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам

  3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).

Вывод: (слайд №12)

Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.

В Петербурге высится памятник Петру – работа скульптора Фальконе (слайд № 13).

Этот памятник отличается от парадных, традиционных конных статуй с императором. Для постамента была использована огромная каменная глыба (275 тонн). Её нашли в 12 верстах от Петербурга. Она была причудливо разбита молнией(громом). Отсюда название гром – камень. Этот камень привезли на Сенатскую площадь. Дикая скала стала символом побеждённых Петром1 трудностей. На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий копытами змея, т. е. врагов реформ государя. На коне Пётр1 простирает вперёд руку – символ созидателя, законодателя, преобразователя страны. Композиция открывает возможности восприятия с самых разных точек. А у Пушкина в поэме «Медный всадник» есть такие строки:

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?


История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней.

Спасибо всем за урок.

Выставление оценок.

Просмотр содержимого презентации
«Оценка деятельности Петра I»

Оценка деятельности Петра I и значение его реформ для исторического развития России

Оценка деятельности Петра I и значение его реформ для исторического развития России

« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»  А.М.Горький

« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» А.М.Горький

Давайте вспомним :

Давайте вспомним :

  • 1. Почему в начале XVIII века возникла необходимость проведения реформ в России?
  • 2. Какие цели ставил Пётр I, проводя свои реформы?
  • 3. В каких областях жизни России при Петре I были проведены преобразования?
Характеристики Петра I в русской мысли — самые противоположные .   Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность. То душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

Характеристики Петра I в русской мысли — самые противоположные .

Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность. То душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

Историк В.О.Ключевский

Историк В.О.Ключевский

  • "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы".
Историк С.М.Соловьев

Историк С.М.Соловьев

  • "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".
Поэт и общественный деятель И.С.Аксаков

Поэт и общественный деятель И.С.Аксаков

  • "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
Философ П.Я.Чаадаев

Философ П.Я.Чаадаев

  • "Если бы Петр Великий не явился, то, кто знает, может быть, мы были бы теперь шведской провинцией..." 

Историк М.П.Погодин

  • "Пусть скажут мне безусловные противники Петра, кого противопоставили бы они Карлу XII на полях полтавских. Нет, некогда было ожидать тогда органического развития, а надо было спасать как-нибудь и во что бы то ни стало. Петр спас древнюю Россию..." 
Так кто он? Великий реформатор или лжереформатор?

Так кто он? Великий реформатор или лжереформатор?

Задание:

Задание:

  • Какая из представленных точек зрения вам кажется более правильной? Докажите свою точку зрения.
  • Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории России.
Результаты петровских реформ Положительный эффект Отрицательный эффект

Результаты петровских реформ

Положительный эффект

Отрицательный эффект

  • Создание регулярной армии и флота
  • Создание отечественной промышленности
  • Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
  • Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев
  • 25 лет службы, крестьян отрывали от земли
  • Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам
  • Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов
  • Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати). 
Вывод: Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления -  благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.  Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.

Вывод:

Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.

Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А.С.Пушкин «Медный всадник» Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной,  На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин «Медный всадник»

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока-обобщение "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Автор: Сарычева Татьяна Львовна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233262

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства