Выдающиеся личности: удельный князь Владимир Андреевич Старицкий, митрополит Филипп (Колычев), князь Андрей Курбский, князь Михаил Воротынский, Малюта Скуратов.
Важнейшие даты: 1565 – 1572 – Опричнина; 1571 - нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы; 1572 – разгром Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского (битва у Молоди).
Оборудование:
Экран, компьютер, мультимедиа проектор
Репродукция картин И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»; В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный»
Атлас и настенная карта «Российское государство в XVI веке»
Учебник и тетрадь
Исторические источники (ксерокопии), на столах
Карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).
Замысел урока сводится к организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание событий опричнины с позиции современников и историков. Учащиеся должны выработать свое отношение к происходившим событиям, представить последовательность и значение происходивших событий, с тем, чтобы в итоге извлечь собственный смысл-значение опричнины в судьбе страны, то есть решить проблему.
Работа учащихся оценивается по степени участи в групповой работе, итог которой подводят устные выступления и самооценка учащихся
3 группа. Каковы плюсы и минусы политики Ивана Грозного в период опричнины.
4 группа. Итоги правления Ивана Грозного.
Каждая группа получает папку с распечатанным материалом
8 мин
Подготовка ответа, выполнения задания - инсерт
Учитель направляет и руководит деятельностью учеников
4
Выступление групп
Cлайд 5
Изучение нового материала
После каждого сообщения
ребята делают запись терминов, дат, участников, в тетрадь, а группа уточняет посредством инсерта, что хотели бы узнать ещё по данному вопросу
Учитель руководит деятельностью учеников.
12 мин
5
Контроль
Выполняют индивидуальные задания на интерактивной доске:
Учитель направляет и руководит деятельностью учеников
5 мин.
5
Анализ и обобщение
Формулировка ответов на поставленную в начале урока проблему
Ученики формулирует собственные выводы
Составляют синквейн к слову «Опричнина»
Задаёт вопрос: можно ли считать, что период правления Ивана Грозного можно разделить на две части «до опричнины» и «после опричнины»? Чем они отличаются?
Учитель выслушивает и корректирует учеников
5мин.
6
Рефлексия
Закрепление полученных знаний
Ученики записывают в тетрадь сформулированные выводы урока
Учитель проговаривает сделанные выводы
2 мин.
7
Подведение итогов
Выставление оценок ученикам
Выставляет оценки
1 мин
8
Домашнее задание
Слайд 6
Записывают
& 25
Дифференцированные задания: напишите краткий рассказ о деятельности «главных героев Опричнины» (по материалам учебника)
на «5» - Иван Грозный в
гл. 8 «Пир» в романе
А. Толстого «Князь Серебряный»
на «5» - Создание творческой группы по подготовке презентации: «Тема опричнины в искусстве»
Разъясняет
2 мин
9
Рефлексия
Уходя из класса, прикрепляют смайлики на доску: радость, удовольствие, разочарование, усталость, оптимизм, воодушевление, сомнение.