Тема: «Опричнина Ивана Грозного».
(урок изучения нового материала, комбинированный)
Цели и задачи урока: развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах развитии и последствиях, формирование ценностных суждений.
Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме, компьютер, мультимедийный проектор.
Проблемные вопросы:
Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Мнения русских историков:
Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).
Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)
Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).
Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)
Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)
Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский)
Ход урока:
В начале урока учащимся демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». (видеосюжет. Личность Грозного)
- На прошлом уроке, мы с вами рассмотрели личность Ивана IV, некоторые моменты его внутренней и внешней политики, а сегодня подробнее остановимся на одном из явлений время правления Грозного, которое вошло в историю под названием «опричнина».
ВИДЕО
- Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся.
План урока.
1. Причины и цели опричнины.
2. Развитие опричнины.
3. Итоги опричнины.
I. - В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса:
1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты и аргументы для ответа на второй вопрос).
В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.
- Что означает слово опричнина?
Ответы учащихся.
На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением
1 ученик «Поворот к опричнине».
- Теперь, исходя из документа 1 и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Цели опричнины:
стремление царя к единовластию
сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
ликвидация остатков феодальной раздробленности
- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Причины опричнины:
противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати
неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
II. - С каким событием связано начало опричнины?
1. ВИДЕО
2.Ученик 2. Учреждение опричнины (1565)
3. документ 2
- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?
Документ 2.
Ответы учащихся.
(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).
- А что такое террор?
Ответы учащихся.
(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).
Ученик 3. Опричный террор и отмена опричнины.
- Против кого был направлен опричный террор?
Ответы учащихся.
(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).
III.
- К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
Работа с документом 3.
- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
Ответы учащихся.
(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).
Запись в тетради:
Последствия опричнины.
- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.
Раздаточный материал «Сущность опричнины».
IV. Закрепление.
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.
Ответы учащихся.
вопрос 1 | вопрос 2 |
1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога. 2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия. 3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства. 4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство». | 1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей). 2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного. 3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел. 4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному. |
Рефлексия.
- Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Какое значение для вас имеет изучение данной темы?
V. Домашнее задание. – Представьте себя в роли сценариста фильма об Иване Грозном.
Документ 1.
«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и не игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшенного, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавляли, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой боре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского, и от Немецкого не хотя крестьянство обороняти, наипаче же крестьянам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестьян кровопролитие против безсермен и против Латыни и Немец стояти не хотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмирити…. И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестьянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту…. А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолили, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и вживоте и в казни его государская воля».
Казны его государские тощили – расхищали государственные средства.
Емлючи – беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.
Документ 2.
Джером Горсей.
Из «Сокращенного рассказа, или Мемориала путешествий».
«И стал Иван так ненавистен и привел себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить свое положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр; затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками. Все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определенные доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомтвенны стали все дела, касающиеся управления казною».
Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 г., он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV. Мемуары написаны в 90-е гг. XVI в.
Симеон Бекбулатович (умер в 1616 г.) – крещенный казанскими царевичем, 11 месяцев, назывался Великим князем всея Руси, в 1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.
Документ 3.
Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».
1571 г., 21 марта.
«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст Петерка Ондреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша – опричнины замучили, дети дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.
В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царевых податей, запустил 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петр осиротел и безвестно сбежал от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне поллука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричники замучили, живот ограбили, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежали от опричнины – опричники живот пограбили, двор сожгли, запустил 78-го».
Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.
Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.
Живот – имущество.