kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Опричнина Ивана Грозного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок изучения нового материала, это проблемный урок, направленный на развитие умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы; понимание сущности опричнины Ивана Грозного, ее причин развития и последствий. На уроке использованы дополнительные исторические факты для лучшего усвоения матриала по теме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опричнина И. Грозного»

Тема: «Опричнина Ивана Грозного».

(урок изучения нового материала, комбинированный)


Цели и задачи урока: развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах развитии и последствиях, формирование ценностных суждений.


Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме, компьютер, мультимедийный проектор.


Проблемные вопросы:

  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».


Мнения русских историков:

  1. Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).

  2. Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)

  3. Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)

  4. Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).

  5. Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)

  6. Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)

  7. Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский)


Ход урока:


В начале урока учащимся демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». (видеосюжет. Личность Грозного)


- На прошлом уроке, мы с вами рассмотрели личность Ивана IV, некоторые моменты его внутренней и внешней политики, а сегодня подробнее остановимся на одном из явлений время правления Грозного, которое вошло в историю под названием «опричнина».

ВИДЕО

- Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы учащихся.


План урока.

1. Причины и цели опричнины.

2. Развитие опричнины.

3. Итоги опричнины.


I. - В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса:

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?


2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».


Лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты и аргументы для ответа на второй вопрос).

В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.


- Что означает слово опричнина?

Ответы учащихся.


На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением


1 ученик «Поворот к опричнине».


- Теперь, исходя из документа 1 и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.


Ответы учащихся.


Запись в тетрадь: (на экране)

Цели опричнины:

  1. стремление царя к единовластию

  2. сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

  3. ликвидация остатков феодальной раздробленности


- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

Ответы учащихся.


Запись в тетрадь: (на экране)

Причины опричнины:

  1. противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати

  2. неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)


II. - С каким событием связано начало опричнины?

1. ВИДЕО

2.Ученик 2. Учреждение опричнины (1565)

3. документ 2

- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

Документ 2.


Ответы учащихся.

(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).


- А что такое террор?


Ответы учащихся.

(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).


Ученик 3. Опричный террор и отмена опричнины.


- Против кого был направлен опричный террор?


Ответы учащихся.

(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).



III.

- К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

Работа с документом 3.


- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?


Ответы учащихся.

(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).


Запись в тетради:

Последствия опричнины.

- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.

Раздаточный материал «Сущность опричнины».



IV. Закрепление.


- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.




Ответы учащихся.

вопрос 1


вопрос 2

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.


2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.


3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.


4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».


1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).


2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.


3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.


4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.


Рефлексия.

- Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

- Какое значение для вас имеет изучение данной темы?


V. Домашнее задание. – Представьте себя в роли сценариста фильма об Иване Грозном.















Документ 1.


«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и не игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшенного, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавляли, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой боре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского, и от Немецкого не хотя крестьянство обороняти, наипаче же крестьянам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестьян кровопролитие против безсермен и против Латыни и Немец стояти не хотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмирити…. И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестьянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту…. А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».

«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолили, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и вживоте и в казни его государская воля».




Казны его государские тощили – расхищали государственные средства.

Емлючи – беря.

Весь священный собор – собрание высшего духовенства.

И в животе и в казни его государская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.


Документ 2.


Джером Горсей.

Из «Сокращенного рассказа, или Мемориала путешествий».


«И стал Иван так ненавистен и привел себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить свое положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр; затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками. Все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определенные доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомтвенны стали все дела, касающиеся управления казною».



Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 г., он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV. Мемуары написаны в 90-е гг. XVI в.


Симеон Бекбулатович (умер в 1616 г.) – крещенный казанскими царевичем, 11 месяцев, назывался Великим князем всея Руси, в 1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.




















Документ 3.


Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г., 21 марта.


«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст Петерка Ондреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша – опричнины замучили, дети дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царевых податей, запустил 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петр осиротел и безвестно сбежал от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне поллука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричники замучили, живот ограбили, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежали от опричнины – опричники живот пограбили, двор сожгли, запустил 78-го».



Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.

Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.

Живот – имущество.



Просмотр содержимого документа
«Опричнина. для урока»

Опричнина.

1.Поворот к опричнине


В 1560 г. Избранная рада была разогнана, Сильвестр сослан, Адашев удален из Москвы и затем арестован. Падение Избранной рады обозначило поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, связанной с опричниной.

Учреждению опричнины способствовало постепенное нарастание неудовлетворенности царя результатами проводимой политики, стремление к единовластию, подозрительность. Иван IV твердо стоял за неограниченность и неподконтрольность своей власти как полученной от самого Бога, за форсирование курса на централизацию и сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны, ведущейся за выход на морское побережье.

Однако в обществе нарастала усталость от непрерывных военных действий, ведущихся со времен первых походов за овладение Поволжьем в 1547 г. Против Ливонской войны был, в частности, А. Адашев, видевший неблагоприятное соотношение сил. Росли противоречия царя с его окружением, вызванные становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати.

Толчком для учреждения опричнины послужили тяжелые поражения русской армии в 1564 г. на р. Уле и под Оршей, усугубленные бегством в Литву А. Курбского – воеводы, руководившего русскими войсками в Ливонии и бывшего члена Избранной рады. Одновременно крымские татары осуществили набег с юга. Положение резко обострилось. Начиналась эпоха террора.

Стремление к еще большей власти и особенности характера Ивана IV – жестокость, подозрительность, садистские наклонности – придали его борьбе за укрепление самодержавия самые жестокие и ужасные формы.




Опричнина.

2. Учреждение опричнины (1565)


Выехав из Москвы в Александровскую слободу, Иван IV в январе 1565 г. обратился к народу с посланиями, в которых сообщал об отказе от власти из-за измены бояр, служилых людей и церковных иерархов, заверяя посадский люд, что против них гнева и опалы не держит. Это был блестящий маневр. Когда посадские люди потребовали от бояр упросить царя вернуться, он продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение особого государева удела – "опричнины” (от слова "опричь” – "кроме” остальной земли). Государство было поделено на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включал наиболее важные и лучшие земли. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско, служившие опорой власти Ивана IV. Его состав вначале был определен в 1 тыс. человек, затем возрос до 4–6 тыс. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины . В опричнине параллельно с земщиной не только было создано войско, но и сложилась своя система органов управления, в том числе боярская дума. Опричнина вылилась в перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и в массовый террор.







Опричнина

3. Опричный террор и отмена опричнины


Учреждая опричнину, Иван IV потребовал права беспрепятственно налагать опалу и казнить изменников. Сразу же после учреждения опричнины началась полоса казней бояр, затем террор охватил все остальные слои общества. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями.

Пик террора пришелся на 1569–1570 гг., когда царь, заподозрив в измене Новгород, устроил там кровавый погром и неслыханный грабеж. В Новгороде погибло до 10–15 тыс. человек (гораздо больше, чем в Варфоломеевскую ночь в Париже). По дороге опричники устроили побоища в Твери, Торжке, Пскове, новгородских деревнях.

Основанная на грубой силе, опричнина могла дать лишь временный эффект и привести к еще большему обострению противоречий. Казни и репрессии лишь усиливали сопротивление враждебных царю сил. В 1567 г. был раскрыт заговор боярина И.П. Федорова, казненного вместе с сообщниками. Против царя выступил митрополит Филипп, отказавший царю в благословении. Филипп был сослан и позднее убит подручным царя Малютой Скуратовым.

Более того, из среды опричников вырастала новая знать, не отличавшаяся от старой. Уже в 1570 г. Иван IV обнаружил измену среди самих опричников, и в их среде тоже начались казни.

Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, ухудшили положение в Ливонской войне.

В 1571 г. последовал еще один удар – с юга. Крымский хан вторгся в самый центр России и сжег Москву, показав неспособность опричного войска успешно сражаться с внешним врагом.

Все это привело к тому, что в 1572 г. Иван IV отменил опричнину. Земщина была вновь объединена с бывшей опричниной, но террор, хотя и в меньших масштабах, продолжался.

Опричнина Ивана IV явилась форсированной централизацией, предпринятой без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившейся в массовый террор. Опричниной Иван IV спровоцировал конфликт внутри господствующего слоя, добиваясь ничем не ограниченной самодержавной власти, стремление к которой было многократно усилено маниакальной подозрительностью и жестокостью.


Просмотр содержимого документа
«вопросы»

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний.

На чем основывалась их уверенность?


2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».












































Проблемные вопросы

Просмотр содержимого документа
«тест»

Фамилия Имя ____________________________


Тест «Опричнина Ивана Грозного».


1. Выберите правильное определение «опричнины».

А) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым контролем Ивана Грозного.

Б) Особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.

В) Особый, царский удел, который получали опричники в свое пользование.


2. Что из перечисленного не являлось целью опричнины?

А) Стремление царя к единовластию

Б) Противоборство царя с его окружением

В) Сосредоточение главных сил на продолжении начатой Ливонской войны.

Г) Ликвидация остатков феодальной раздробленности.

Д) Неудовлетворенность царя внешней политикой


3. Опричнина была учреждена в…

А) 1562 г.

Б) 1563 г.

В) 1565 г.


4. Опричный террор был направлен против…

А) боярства

Б) духовенства

В) городов


5. Кто помогал Ивану Грозному осуществлять опричный террор?

А) М. Скуратов

Б) А. Адашев

В) А. Курбский


6. Найдите политические последствия опричнины.

А) Хозяйственное разорение страны

Б) начало процесса закрепощения крестьян

В) Укрепление режима личной власти и ликвидация пережитков удельной системы.


7. На чем основывалась уверенность Ивана Грозного о благости его чудовищных злодеяний?

А) на уверенности в том, что власть ему дана от Бога

Б) на том, что крестьяне не были его политическими противниками

В) на том, что Грозный использовал противоречия «имущих и неимущих».


8. Перечислите по два положительных и отрицательных момента опричнины.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого презентации
«Опричнина Ивана Грозного»

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

Цель урока:

Цель урока:

План.

План.

  • Причины опричнины
  • Развитие опричнины
  • Итоги и последствия опричнины.
Опричнина (1565-1572 гг.)  Этимология От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины.    Опричнина  – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.

Опричнина

(1565-1572 гг.)

Этимология

От древнерусского – «опричь» - кроме форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван IV Грозный для осуществления особой политики – опричнины.

Опричнинаособый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.

Работа с документами. Цели опричнины:  Стремление царя к единовластию  Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.  Ликвидация остатков феодальной раздробленности Причины опричнины:

Работа с документами.

Цели опричнины:

  • Стремление царя к единовластию
  • Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности

Причины опричнины:

  • Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати.
  • Неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
Документ №2.   Ответьте на вопросы:  1) С каким событием связано начало опричнины?  2) Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?  3) Против кого был направлен опричный террор?  Документ №3.

Документ №2. Ответьте на вопросы: 1) С каким событием связано начало опричнины? 2) Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины? 3) Против кого был направлен опричный террор?

Документ №3.

  • К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
  • Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
Последствия опричнины политические Социально-экономические 1. Хозяйственное  разорение страны. 2. Начало процесса закрепощения крестьян 1. Укрепление режима  личной власти царя. 2. Ликвидация пережитков удельной системы.

Последствия опричнины

политические

Социально-экономические

1. Хозяйственное

разорение страны.

2. Начало процесса

закрепощения крестьян

1. Укрепление режима

личной власти царя.

2. Ликвидация

пережитков удельной

системы.

«Сущность опричнины» С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский  «Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием» С. Соловьев  «Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми» Д. Альшиц  «Террор – необходимое условие самодержавия». А. Зимин, С. Веселовский  «Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. В. Кобрин  «Борьба удельного и централизованного порядков». Н. Карамзин  «Следствие душевной болезни Ивана IV ». В. Ключевский  «Гипертрофированная централизация государственной власти»

«Сущность опричнины»

С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский «Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием»

С. Соловьев «Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми»

Д. Альшиц «Террор – необходимое условие самодержавия».

А. Зимин, С. Веселовский «Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения.

В. Кобрин «Борьба удельного и централизованного порядков».

Н. Карамзин «Следствие душевной болезни Ивана IV ».

В. Ключевский «Гипертрофированная централизация государственной власти»

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV , и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний.  На чем основывалась их уверенность?   2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.  По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что Иван IV , и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н. Костомаровым: «Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно.

По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?

Спасибо за урок!

Спасибо

за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории "Опричнина Ивана Грозного"

Автор: Мастерских Наталья Васильевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Опричнина Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(25) "oprichnina_ivana_groznogo"
    ["file_id"] => string(6) "515856"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1561355778"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока истории по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "208261"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430757904"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока по истории " Два Ивана - два царя"- обобщение по теме "Деятельность Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-istorii-dva-ivana-dva-tsaria-obobshchieniie-po-tiemie-dieiatiel-nost-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "201442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429040333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства