kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Опричнина.

Цели и задачи:

 • развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
воспитательная — формирование ценностных суждений.

Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
• компьютер в кабинете информатики (эпизодический);
• мультимедийный проектор;
• CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862—1917 гг.»;
• CD-ROM «История Отечества, 882—1917 гг.»;
•  « музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина ».

Проблемный вопрос:  Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

Ход урока.

  1. Инициация.
  2. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина (2 мин).

 Вопросы учащимся:

Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
• Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? Чье время правления характеризует эта музыка?

УЧИТЕЛЬ.  На прошлом уроке мы рассматривали тему «Реформы Ивана IV». Есть в его правлении и положительные и отрицательные стороны.

- Давайте вспомним первый период царствования Ивана Васильевича, который в истории считается положительным.

Что означает дата?

1533г.?

-1538г?

-Каким было детство Ивана IV?.

-1547г.? 

-1549г?  

-1550г.?

-1551г.?

-1553-1560г.?

-1556г.

Учитель: в первый период царствования Ивана IV проведены реформы, которые  способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя.

III. Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить отрицательные стороны правления Ивана IV, и выяснить, почему его в народе прозвали «Грозным».

-Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопрос, который лежит перед вами (раздаточный материал – проблемный вопрос).

Один ученик зачитывает вопрос вслух.

УЧИТЕЛЬ. Какую тему мы сегодня будем рассматривать?
УЧЕНИКИ. Опричнина Ивана IV.

ПЛАН

1. Причины и цели опричнины.
2. Развитие опричнины.
3. Итоги опричнины.

(фильм об отъезде Ивана в Александрову слободу 3 декабря 1564г.).

  Лишь спустя месяц после отъезда  Москва узнала  о причинах загадочного поведения царя. 3 января 1565г. Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой он объяснял почему-же он оставил престол.

- Исходя из документа 1, определите причины и цель, которые преследовал Иван Грозный.

  ( Работа с документом №1 – грамота присланная митрополиту 3 января 1565г.)

Ответы учеников:

Причины:

1. В грамоте, царь писал, что он положил гнев и опалу на всех бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей за их многочисленные измены, казнокрадство

2.  Нежелание воевать против недругов, и что люди устали от войн против Казани, Астрахани, Ливонской войны.   

- На что рассчитывал Иван Грозный?

Цель:

1.Он четко осознавал, что простой люд не мыслит государства без государя, а царства – без царя. Народ единодушно поддержал Ивана IV: «А хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят (уничтожат). Духовенству и боярам пришлось явиться в Александрову слободу и умолять царя оказать «милость» - вернуться на престол.

2. Иван Грозный, прежде всего, думал о своей власти. Фанатик «истинного христианского самодержавства», Иван IV почитал только одну власть – полную и безраздельную. Власть над всеми без исключения подданными, у которых нет собственно никаких прав, лишь обязанности, главная из которых – беспрекословное подчинение.

- Иван IV согласился с условием, о котором многим, вероятно, пришлось впоследствии пожалеть; чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. Для установления своей единоличной власти и уничтожения произвола феодальной знати царь в 1565г. разделил страну на опричнину и земщину.

(Карта 4-5 введение опричнины)

Словарная работа:

Опричнина -это

Земщина – это

Опричник- («кромешник» - воин «тьмы кромешной», т.е. ада).

  Опричнина означала решительную перемену способов и методов управления. Прежние методы, которые опирались на традиции, правовые нормы и религиозно – нравственные установки, сменились режимом открытой диктатуры. Наступило царство террора.

 

Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его безудержную жестокость.

Против опричнины, террора выступили:

-Члены Земского собора (все челобитчики казнены).

-Митрополит Афанасий в знак протеста ушел со своего поста.

(кадр из фильма Иван Грозный)

В 1568г. царь столкнулся с новым митрополитом Филиппом. На богослужении в Успенском соборе митрополит публично отказал царю в благословении, осудил опричнину за казни невинных людей. По свидетельству одного современника, Филипп тогда заявил И.Грозному: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей и христиан…»

     В ответ царь приказал низложить мятежного митрополита. Его лишили сана и сослали в монастырь, где царский любимец, опричник – палач Малюта Скуратов удушил старца.

     Далее казни обрушились на знатные семьи-бояр: Куракиных, Горбатых, Головиных. Неизвестно, был ли открыт настоящий заговор или царь просто дал выход своей беспричинной жестокости. Признания же, полученные под пытками (с вырыванием ногтей, выворачиванием суставов и п.) принимать во внимание не приходиться.

Сообщения учащихся:

 1.Гибель князя Старицкого.

  2.Новгородский погром.

3. Псков.

   4. Москва.

Отмена опричнины.

В 1571 г. на Москву обрушилось страшное бедствие: воспользовавшись тем, что главные силы царя в Ливонской войне увязли в Прибалтике, крымский хан Девлет-Гирей переправился через Оку и подошел к Москве. Крымцы подожгли город. Пожар имел катастрофические последствия. Современники называли до зоо тыс. погибших. 

Многие опричники, разбогатевшие на грабежах беззащитного населения, не желали идти в поход. Разделение войска на опричное и земское обернулось падением его боеспособности. Сам царь в панике бежал из Москвы в Вологду.

         В 1572г. Девлет-Гирей решил повторить поход, намереваясь взять в плен самого царя. Поражение русских войск в 1571г. показало царю, гибельность разделения вооруженных сил и всей страны на две части. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска, а во главе их поставил выдающегося полководца – земского воеводу князя Воротынского. 30 июля 1572г. в битве у с.Молоди (в 50 км. От Москвы) русские войска нанесли Девлет-Гирею сокрушительное поражение. Крым понес такие потери, что не мог и помышлять о войне против России в течение 10-15лет.  

 Большинство историков считает, что уже осенью 1572г. царь отменил опричнину. Само слово «опричнина» стало внезапно запретным - тому, кто произносил его, грозило смертной казнью.

3. Итоги опричнины.

УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного? Познакомьтесь с документом №2 и выделите последствия опричнины.

Работа с документом 2 (раздаточный материал).

УЧЕНИКИ. Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод).
Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву).

Учитель: Почти всех земель коснулось разорение, да такое, будто страна пережила страшное вражеское нашествие. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. Многие дворяне, у которых поместья и вотчины «запустели в опричнину», превратились в нищих. Ученые считают, что опустошение страны сыграло важную, если не решающую, роль в утверждении в России крепостного права. В 1581г. царь Иван ввел так называемые «заповедные лета»- временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день.  Это должно было предотвратить окончательное запустение имений и полное разорение служилых людей: из-за бегства крестьян они не могли выходить на воинскую службу «конно, людно и оружно». Возможно, Иван IV и не думал о введении надолго крепостного права, однако эта «временная» мера утвердилась в России на несколько веков. 

УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Учащиеся зачитывают вслух проблемный вопрос.

Ответы на вопрос:

1.Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2.  Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

Итоги царствования.

- Каковы же итоги царствования Ивана Грозного?

При нем Россия необычайно расширила свою территорию, овладев землями от Волги до Иртыша, приобрела важные торговые пути на Восток. Значительно укрепилась царская власть, и стал создаваться государственный аппарат. Наконец, при нем были заложены основы крепостного права.  После него остались разоренная, истерзанная и запуганная страна и опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. В 1584 г. царь умер, оставив двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия – сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г. Но и эти сыновья недолго прожили. С их смертью прервалась династия Рюриковичей, правившая 736 лет. Деятельность Ивана IV подвела Россию к краю пропасти, имя которой - Смутное время.

III.Рефлексия:

1.Работа по тестам.

2.Д/з. - п.30

Подготовить доклады на следующие темы:

А) «Борис Годунов: исторический портрет»

Б) «Лжедмитрий I: авантюрист или расчетливый политик?»

В) «Минин и Пожарский»

Г) «Михаил Федорович Романов- первый царь из династии Романовых».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Опричнина" »

Тема: Опричнина.

Цели и задачи:

развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
воспитательная — формирование ценностных суждений.

Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
• компьютер в кабинете информатики (эпизодический);
• мультимедийный проектор;
• CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862—1917 гг.»;
• CD-ROM «История Отечества, 882—1917 гг.»;
• « музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина ».

Проблемный вопрос:  Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

Ход урока.

  1. Инициация.

  2. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина (2 мин).

Вопросы учащимся:

Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
• Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? Чье время правления характеризует эта музыка?

УЧИТЕЛЬ.  На прошлом уроке мы рассматривали тему «Реформы Ивана IV». Есть в его правлении и положительные и отрицательные стороны.

- Давайте вспомним первый период царствования Ивана Васильевича, который в истории считается положительным.

Что означает дата?

1533г.?

-1538г?

-Каким было детство Ивана IV?.

-1547г.?

-1549г?

-1550г.?

-1551г.?

-1553-1560г.?

-1556г.

Учитель: в первый период царствования Ивана IV проведены реформы, которые способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя.

III. Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить отрицательные стороны правления Ивана IV, и выяснить, почему его в народе прозвали «Грозным».

-Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопрос, который лежит перед вами (раздаточный материал – проблемный вопрос).

Один ученик зачитывает вопрос вслух.

УЧИТЕЛЬ. Какую тему мы сегодня будем рассматривать?
УЧЕНИКИ. Опричнина Ивана IV.

ПЛАН

1. Причины и цели опричнины.
2. Развитие опричнины.
3. Итоги опричнины.

(фильм об отъезде Ивана в Александрову слободу 3 декабря 1564г.).

Лишь спустя месяц после отъезда Москва узнала о причинах загадочного поведения царя. 3 января 1565г. Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой он объяснял почему-же он оставил престол.



- Исходя из документа 1, определите причины и цель, которые преследовал Иван Грозный.


( Работа с документом №1 – грамота присланная митрополиту 3 января 1565г.)


Ответы учеников:

Причины:

1. В грамоте, царь писал, что он положил гнев и опалу на всех бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей за их многочисленные измены, казнокрадство

2. Нежелание воевать против недругов, и что люди устали от войн против Казани, Астрахани, Ливонской войны.


- На что рассчитывал Иван Грозный?

Цель:

1.Он четко осознавал, что простой люд не мыслит государства без государя, а царства – без царя. Народ единодушно поддержал Ивана IV: «А хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят (уничтожат). Духовенству и боярам пришлось явиться в Александрову слободу и умолять царя оказать «милость» - вернуться на престол.

2. Иван Грозный, прежде всего, думал о своей власти. Фанатик «истинного христианского самодержавства», Иван IV почитал только одну власть – полную и безраздельную. Власть над всеми без исключения подданными, у которых нет собственно никаких прав, лишь обязанности, главная из которых – беспрекословное подчинение.


- Иван IV согласился с условием, о котором многим, вероятно, пришлось впоследствии пожалеть; чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. Для установления своей единоличной власти и уничтожения произвола феодальной знати царь в 1565г. разделил страну на опричнину и земщину.

(Карта 4-5 введение опричнины)

Словарная работа:

Опричнина -это

Земщина – это

Опричник- («кромешник» - воин «тьмы кромешной», т.е. ада).


Опричнина означала решительную перемену способов и методов управления. Прежние методы, которые опирались на традиции, правовые нормы и религиозно – нравственные установки, сменились режимом открытой диктатуры. Наступило царство террора.


Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его безудержную жестокость.

Против опричнины, террора выступили:

-Члены Земского собора (все челобитчики казнены).

-Митрополит Афанасий в знак протеста ушел со своего поста.


(кадр из фильма Иван Грозный)

В 1568г. царь столкнулся с новым митрополитом Филиппом. На богослужении в Успенском соборе митрополит публично отказал царю в благословении, осудил опричнину за казни невинных людей. По свидетельству одного современника, Филипп тогда заявил И.Грозному: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей и христиан…»

В ответ царь приказал низложить мятежного митрополита. Его лишили сана и сослали в монастырь, где царский любимец, опричник – палач Малюта Скуратов удушил старца.

Далее казни обрушились на знатные семьи-бояр: Куракиных, Горбатых, Головиных. Неизвестно, был ли открыт настоящий заговор или царь просто дал выход своей беспричинной жестокости. Признания же, полученные под пытками (с вырыванием ногтей, выворачиванием суставов и п.) принимать во внимание не приходиться.

Сообщения учащихся:


1.Гибель князя Старицкого.


2.Новгородский погром.


3. Псков.


4. Москва.


Отмена опричнины.

В 1571 г. на Москву обрушилось страшное бедствие: воспользовавшись тем, что главные силы царя в Ливонской войне увязли в Прибалтике, крымский хан Девлет-Гирей переправился через Оку и подошел к Москве. Крымцы подожгли город. Пожар имел катастрофические последствия. Современники называли до зоо тыс. погибших.

Многие опричники, разбогатевшие на грабежах беззащитного населения, не желали идти в поход. Разделение войска на опричное и земское обернулось падением его боеспособности. Сам царь в панике бежал из Москвы в Вологду.

В 1572г. Девлет-Гирей решил повторить поход, намереваясь взять в плен самого царя. Поражение русских войск в 1571г. показало царю, гибельность разделения вооруженных сил и всей страны на две части. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска, а во главе их поставил выдающегося полководца – земского воеводу князя Воротынского. 30 июля 1572г. в битве у с.Молоди (в 50 км. От Москвы) русские войска нанесли Девлет-Гирею сокрушительное поражение. Крым понес такие потери, что не мог и помышлять о войне против России в течение 10-15лет.


Большинство историков считает, что уже осенью 1572г. царь отменил опричнину. Само слово «опричнина» стало внезапно запретным - тому, кто произносил его, грозило смертной казнью.


3. Итоги опричнины.

УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного? Познакомьтесь с документом №2 и выделите последствия опричнины.

Работа с документом 2 (раздаточный материал).

УЧЕНИКИ. Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод).
Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву).


Учитель: Почти всех земель коснулось разорение, да такое, будто страна пережила страшное вражеское нашествие. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. Многие дворяне, у которых поместья и вотчины «запустели в опричнину», превратились в нищих. Ученые считают, что опустошение страны сыграло важную, если не решающую, роль в утверждении в России крепостного права. В 1581г. царь Иван ввел так называемые «заповедные лета»- временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день. Это должно было предотвратить окончательное запустение имений и полное разорение служилых людей: из-за бегства крестьян они не могли выходить на воинскую службу «конно, людно и оружно». Возможно, Иван IV и не думал о введении надолго крепостного права, однако эта «временная» мера утвердилась в России на несколько веков.

УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Учащиеся зачитывают вслух проблемный вопрос.

Ответы на вопрос:

1.Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2.  Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

Итоги царствования.

- Каковы же итоги царствования Ивана Грозного?

При нем Россия необычайно расширила свою территорию, овладев землями от Волги до Иртыша, приобрела важные торговые пути на Восток. Значительно укрепилась царская власть, и стал создаваться государственный аппарат. Наконец, при нем были заложены основы крепостного права. После него остались разоренная, истерзанная и запуганная страна и опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. В 1584 г. царь умер, оставив двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия – сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г. Но и эти сыновья недолго прожили. С их смертью прервалась династия Рюриковичей, правившая 736 лет. Деятельность Ивана IV подвела Россию к краю пропасти, имя которой - Смутное время.

III.Рефлексия:

1.Работа по тестам.

2.Д/з. - п.30

Подготовить доклады на следующие темы:

А) «Борис Годунов: исторический портрет»

Б) «Лжедмитрий I: авантюрист или расчетливый политик?»

В) «Минин и Пожарский»

Г) «Михаил Федорович Романов- первый царь из династии Романовых».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока "Опричнина"

Автор: Бобровская Елена Александровна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока истории по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "208261"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430757904"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Опричнина. Последние годы Ивана IV""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_oprichnina_posliedniie_ghody_ivana_iv"
    ["file_id"] => string(6) "376218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483797564"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "152565"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420879767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока истории "Опричнина Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-istorii-oprichnina-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "103609"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402594436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства