Тема: Опричнина.
Цели и задачи:
• развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
• образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
• воспитательная — формирование ценностных суждений.
Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
• компьютер в кабинете информатики (эпизодический);
• мультимедийный проектор;
• CD-ROM «Энциклопедия истории России, 862—1917 гг.»;
• CD-ROM «История Отечества, 882—1917 гг.»;
• « музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина ».
Проблемный вопрос: Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
Ход урока.
- Инициация.
- Актуализация знаний учащихся.
В начале урока звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения»
композитора XVI в. Федора Крестьянина (2 мин).
Вопросы учащимся:
• Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
• Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? Чье время правления характеризует эта музыка?
УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Реформы Ивана IV». Есть в его правлении и положительные и отрицательные стороны.
- Давайте вспомним первый период царствования Ивана Васильевича, который в истории считается положительным.
Что означает дата?
1533г.?
-1538г?
-Каким было детство Ивана IV?.
-1547г.?
-1549г?
-1550г.?
-1551г.?
-1553-1560г.?
-1556г.
Учитель: в первый период царствования Ивана IV проведены реформы, которые способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя.
III. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить отрицательные стороны правления Ивана IV, и выяснить, почему его в народе прозвали «Грозным».
-Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопрос, который лежит перед вами (раздаточный материал – проблемный вопрос).
Один ученик зачитывает вопрос вслух.
УЧИТЕЛЬ. Какую тему мы сегодня будем рассматривать?
УЧЕНИКИ. Опричнина Ивана IV.
ПЛАН
1. Причины и цели опричнины.
2. Развитие опричнины.
3. Итоги опричнины.
(фильм об отъезде Ивана в Александрову слободу 3 декабря 1564г.).
Лишь спустя месяц после отъезда Москва узнала о причинах загадочного поведения царя. 3 января 1565г. Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой он объяснял почему-же он оставил престол.
- Исходя из документа 1, определите причины и цель, которые преследовал Иван Грозный.
( Работа с документом №1 – грамота присланная митрополиту 3 января 1565г.)
Ответы учеников:
Причины:
1. В грамоте, царь писал, что он положил гнев и опалу на всех бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей за их многочисленные измены, казнокрадство
2. Нежелание воевать против недругов, и что люди устали от войн против Казани, Астрахани, Ливонской войны.
- На что рассчитывал Иван Грозный?
Цель:
1.Он четко осознавал, что простой люд не мыслит государства без государя, а царства – без царя. Народ единодушно поддержал Ивана IV: «А хто будеть государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят (уничтожат). Духовенству и боярам пришлось явиться в Александрову слободу и умолять царя оказать «милость» - вернуться на престол.
2. Иван Грозный, прежде всего, думал о своей власти. Фанатик «истинного христианского самодержавства», Иван IV почитал только одну власть – полную и безраздельную. Власть над всеми без исключения подданными, у которых нет собственно никаких прав, лишь обязанности, главная из которых – беспрекословное подчинение.
- Иван IV согласился с условием, о котором многим, вероятно, пришлось впоследствии пожалеть; чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. Для установления своей единоличной власти и уничтожения произвола феодальной знати царь в 1565г. разделил страну на опричнину и земщину.
(Карта 4-5 введение опричнины)
Словарная работа:
Опричнина -это
Земщина – это
Опричник- («кромешник» - воин «тьмы кромешной», т.е. ада).
Опричнина означала решительную перемену способов и методов управления. Прежние методы, которые опирались на традиции, правовые нормы и религиозно – нравственные установки, сменились режимом открытой диктатуры. Наступило царство террора.
Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его безудержную жестокость.
Против опричнины, террора выступили:
-Члены Земского собора (все челобитчики казнены).
-Митрополит Афанасий в знак протеста ушел со своего поста.
(кадр из фильма Иван Грозный)
В 1568г. царь столкнулся с новым митрополитом Филиппом. На богослужении в Успенском соборе митрополит публично отказал царю в благословении, осудил опричнину за казни невинных людей. По свидетельству одного современника, Филипп тогда заявил И.Грозному: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей и христиан…»
В ответ царь приказал низложить мятежного митрополита. Его лишили сана и сослали в монастырь, где царский любимец, опричник – палач Малюта Скуратов удушил старца.
Далее казни обрушились на знатные семьи-бояр: Куракиных, Горбатых, Головиных. Неизвестно, был ли открыт настоящий заговор или царь просто дал выход своей беспричинной жестокости. Признания же, полученные под пытками (с вырыванием ногтей, выворачиванием суставов и п.) принимать во внимание не приходиться.
Сообщения учащихся:
1.Гибель князя Старицкого.
2.Новгородский погром.
3. Псков.
4. Москва.
Отмена опричнины.
В 1571 г. на Москву обрушилось страшное бедствие: воспользовавшись тем, что главные силы царя в Ливонской войне увязли в Прибалтике, крымский хан Девлет-Гирей переправился через Оку и подошел к Москве. Крымцы подожгли город. Пожар имел катастрофические последствия. Современники называли до зоо тыс. погибших.
Многие опричники, разбогатевшие на грабежах беззащитного населения, не желали идти в поход. Разделение войска на опричное и земское обернулось падением его боеспособности. Сам царь в панике бежал из Москвы в Вологду.
В 1572г. Девлет-Гирей решил повторить поход, намереваясь взять в плен самого царя. Поражение русских войск в 1571г. показало царю, гибельность разделения вооруженных сил и всей страны на две части. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска, а во главе их поставил выдающегося полководца – земского воеводу князя Воротынского. 30 июля 1572г. в битве у с.Молоди (в 50 км. От Москвы) русские войска нанесли Девлет-Гирею сокрушительное поражение. Крым понес такие потери, что не мог и помышлять о войне против России в течение 10-15лет.
Большинство историков считает, что уже осенью 1572г. царь отменил опричнину. Само слово «опричнина» стало внезапно запретным - тому, кто произносил его, грозило смертной казнью.
3. Итоги опричнины.
УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного? Познакомьтесь с документом №2 и выделите последствия опричнины.
Работа с документом 2 (раздаточный материал).
УЧЕНИКИ. Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод).
Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву).
Учитель: Почти всех земель коснулось разорение, да такое, будто страна пережила страшное вражеское нашествие. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. Многие дворяне, у которых поместья и вотчины «запустели в опричнину», превратились в нищих. Ученые считают, что опустошение страны сыграло важную, если не решающую, роль в утверждении в России крепостного права. В 1581г. царь Иван ввел так называемые «заповедные лета»- временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день. Это должно было предотвратить окончательное запустение имений и полное разорение служилых людей: из-за бегства крестьян они не могли выходить на воинскую службу «конно, людно и оружно». Возможно, Иван IV и не думал о введении надолго крепостного права, однако эта «временная» мера утвердилась в России на несколько веков.
УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
Учащиеся зачитывают вслух проблемный вопрос.
Ответы на вопрос:
1.Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2. Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».
Итоги царствования.
- Каковы же итоги царствования Ивана Грозного?
При нем Россия необычайно расширила свою территорию, овладев землями от Волги до Иртыша, приобрела важные торговые пути на Восток. Значительно укрепилась царская власть, и стал создаваться государственный аппарат. Наконец, при нем были заложены основы крепостного права. После него остались разоренная, истерзанная и запуганная страна и опасный династический кризис. В 1581 г. он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. В 1584 г. царь умер, оставив двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия – сына шестой жены Марии Нагой, родившегося в 1583 г. Но и эти сыновья недолго прожили. С их смертью прервалась династия Рюриковичей, правившая 736 лет. Деятельность Ивана IV подвела Россию к краю пропасти, имя которой - Смутное время.
III.Рефлексия:
1.Работа по тестам.
2.Д/з. - п.30
Подготовить доклады на следующие темы:
А) «Борис Годунов: исторический портрет»
Б) «Лжедмитрий I: авантюрист или расчетливый политик?»
В) «Минин и Пожарский»
Г) «Михаил Федорович Романов- первый царь из династии Романовых».