kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока можно применить при изучении времени правления Ивана Грозного. Работа соответсвует параграфу 25 по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен". Конспект урока предполагает индивидуальную, групповую работу, работу с документами. К данному уроку прилагается презентация, которая содержит зрительный ряд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме "Опричнина" »

Опричнина

• развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
• образовательная — через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
• воспитательная — формирование ценностных суждений. Оборудование: Проблемный вопрос: Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

ХОД УРОКА Организационный этап

Д\з «Своя игра» - тест Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала
Кроссворд «Опричнина» По горизонтали:

1.Пункт для размещения воинских отрядов, укрепленный деревянной изгородью в виде вертикально вкопанных заостренных столбов 2. Чем завершилась для России Ливонская война? 3. Какой титул стал носить Иван Грозный с 1547 года? 4. Имя священника, входившего в состав Избранной рады? 5. Имя сибирского хана 6. Город, который взяли русские войска в 1558 году в ходе Ливонской войны 7.Новые органы центрального управления 8. Какой город взял Иван Грозный в 1552 году? 9.Налог мехами По вертикали слово опричнина – тема урока.

(фрагмент про Ивана Грозного) –имя России

Вопросы к фрагменту(на доске): 1. Положительные результаты правления Ивана Грозного. 2.Опричнина? 3. Задачи, стоящие перед опричниной (-преодолеть сопротивление боярской оппозиции -завершить централизацию государства -добиться укрепления режима личной власти 4. Кого Иван 4 считал врагами?

Этап усвоения новых знаний. Рассказ учителя. Желание царя выйти к берегам Балтики вызывало недовольство даже в Избранной раде. Иван в 1559 г. заключил перемирие, но впоследствии припомнил это своим соратникам. Он стал искать причины поражений в «измене». Иван не простил Раде и того, что во время его болезни в 1553 г.Рада хотела передать престол Владимиру Андреевичу Старицкому. После выздоровления царь стал подозрительным и жестоким. Он хотел немедленных результатов реформ, члены рады выступали за их постепенное проведение. Отношения обострились и из-за неудачных советов Адашева в ходе Ливонской войны. В 1560 г. скончалась жена царя - Анастасия. По Москве пополз слух что ее «уморили» Сильвестр и Адашев. Земский собор отправил Адашева в тюрьму, где он вскоре умер, а Сильвестр был сослан на Соловки, где вскоре погиб. В 1563 г.умер митрополит Макарий, сдерживающий царя. Новый митрополит-Афанасий встал на сторону бояр, но это только развязало царю руки. Бояре, спасаясь от царского гнева бежали за границу. Андрей Курбский, бежавший в Литву, призвал Грозного прекратить казни. В ответном послании царь заявил о готовности защищать неограниченную царскую власть. Утром, 3 декабря 1564г., на Кремлевской площади появилось много саней и забегали слуги. Царь Иван Грозный явился в Успенский собор, повелел митрополиту служить обедню. Иван IV был спокоен, приветлив. Бояре целовали его руку, он улыбался. Затем он сел с семьей в сани, и длинный кортеж двинулся из Москвы в неизвестном направлении. Это был неожиданный и сильный ход! Перед зимними празднествами царь со всем личным богатством, окруженный новыми любимчиками, в сопровождении полка всадников покинул столицу! Ни бояре, ни митрополит, не знали, куда отправился царь, и томящая душу неизвестность порождала тревогу. Это была не комедия, но — начало тяжкой драмы.

Только 3 января в Москву прибыли из Александровской Слободы, где поселился царь Иван Грозный, два посланника. ДОКУМЕНТ 1

Одну грамоту митрополиту. (В ней Иван IV Грозный с пафосом описал свою несчастную жизнь, обвинял бояр в бесчинствах, в жестокости, в казнокрадстве. Затем Иван IV изложил трудности, которые испытал, воцарившись, и причиною которых были нерадивые бояре, князья, воеводы и священнослужители) Вторую грамоту московскому народу.. В ней самодержец успокоил сограждан, обещал им, что «опала и гнев его не касаются народа». Комедией тут и не пахло! Заслушав послание царя, люди ужаснулись.

«Государь нас оставил! мы гибнем! Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменными? Как могут быть овцы без пастыря?!» — сокрушались собравшиеся вокруг Путилы Михайлова и Андрея Васильева. А в Кремле бояре, священнослужители, чиновники лили горькие слезы и говорили митрополиту: «Пусть царь казнит всех виновных, но не оставляет государства без главы! Мы все поедем бить челом государю и плакаться!» Как много людей погибнет из тех, кто плакал в тот день! Видео (банк империал) Согласился «взять свое государство», добавив упрямо: «А на каких условиях, вы узнаете». Это была завязка трагедии.

Второго февраля был обнародован устав опричнины.

«1) Царь объявлял своею собственностью города Можайск, Вязьму, Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Ярославец, Суходровью, Медынь, Суздаль, Шую, Галич, Юрьевец, Балахну, Вологду, Устюг, Старую Русу, Каргополь, Вагу, также волости московские и другие с их доходами;

2) выбирал 1000 телохранителей из князей, дворян, детей боярских и давал им поместья в сих городах, а тамошних вотчинников и владельцев переводил в иные места;

3) в самой Москве взял себе улицы Чертольскую, Арбатскую с Сивцовым Врагом, половину Никитской с разными слободами, откуда надлежало выслать всех дворян и приказных людей, не записанных в царскую тысячу;

4) назначил особенных сановников для услуг своих: дворецкого, казначеев, ключников, даже поваров, хлебников, ремесленников;

5) наконец... указал строить новый [царский дворец] за Неглинною, между Арбатом и Никитскою улицею, и подобно крепости, оградить высокою стеною. Сия часть России и Москвы, сия тысячная дружина Иванова, сей новый двор, как отданная собственность царя, находясь под его непосредственным ведомством, были названы опричниною, а все остальные — то есть все государство — земщиною, которую Иван поручал боярам земским». Понятия ОПРИЧНИНА, ЗЕМЩИНА (презентация)

В стране был учрежден новый порядок управления - опричнина. Территория государства делилась на опричнину, управляемую Грозным и земщину, ей ведали бояре. Столицей опричнины стала Александрова слобода. Здесь же стояло опричное войско, получившее неограниченные права. Многие боярские семьи были переселены из одной части страны в другую. В опричной столице жизнь была поставлена с ног на голову. Царь и его слуги объединились в некое подобие монашеского ордена. Иван играл роль игумена (настоятеля). Он вал опричников «братьями», и они неизменно называли его «братом». Часы проводили в молитве. Порой царь звонил в колокола вместе с сыновьями, особенно с Федором (этого недалекого умом и болезненного царевича отец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры и предавались пьяным оргиям и другим грубым забавам.
Через день палачи вывели на Лобную площадь Александра Горбатого-Шуйского и его 17-летнего сына Петра. Прекрасный полководец, герой взятия Казани, потомок Святого князя Владимира, князя Всеволода Большое Гнездо, и юный князь Петр держали друг друга за руки, и лица их были спокойны. Сын первым подошел к плахе, не желая видеть гибель отца. Но славный Рюрикович рукой отодвинул сына от смерти (хоть минуту еще поживи) и положил голову свою на плаху. Палач был опытный. Голову Александра Борисовича, ловко отсеченную от тела, поднял сын, прильнул к отцовским теплым губам, посмотрел на небо, пожил, подаренные ему отцом две-три минуты и положил свои кудри на плаху.

Затем казнили несколько князей и бояр. Больше всего досталось князю Дмитрию Шевыреву. Его посадили на кол; он весь день страдал, но не кричал. Он пел канон Иисусу, на воскрешение не надеясь. Чтобы чувствовать себя совсем уверенно, он вместо заявленной тысячи набрал в новую дружину 6000 человек, молодых, бесшабашных парней из незнатных родов. Опричники получили от Ивана IV Грозного странную символику. К седлам они прикрепляли собачью голову и метлу. Собаки олицетворяли собой грызунов, которые грызли князей и бояр беспощадно, а метлами опричники якобы выметали из страны мусор. Собака, как считают почти все естествоиспытатели, произошла от волка. Опричники, исполняя волю царя, сметали с земель земщины бывших владельцев, пытали и душили их, морили голодом и сажали на кол, убивали самыми изощренными способами новых и новых врагов Ивана IV Грозного. А он, часто присутствуя на пытках и казнях, раздавал подручным земли и свирепел.

ДОКУМЕНТ №2

Террор вызвал недовольство в стране. В 1566 г. в ответ на челобитную об отмене опричнины, все ее авторы были казнены.Митрополит Афанасий в знак протеста сложил с себя сан. Новый митрополит - Филипп (Колычев) бесстрашно выступил с обличениями царя и «кромешников» в Успенском соборе Московского Кремля:
-До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных тебе людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками.
Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался») не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор (собрание высших иерархов церкви) в ноябре 1568 г. лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.

В к.1569 г. Грозный направился в Новгород и устроил там 6-недельную расправу. Опричные судьи вели дознание с помощью жесточайших пыток. Согласно источникам новгородцев «подвешивали за руки и поджигали у них на челе пламя». Замученных привязывали к саням длинной веревкой, волокли через весь город к Волхову и спускали под лед. Грозный приказал опричным катам привязывать младенцев к матерям и «метати в реку». Одни опричники сбрасывали связанных в воду, а другие разъезжали на лодке с топорами и рогатинами и топили тех, кому удавалось всплыть. Затем перекинулись на посадских людей. Опричники разграбили новгородский торг и поделили все ценное из награбленного между собой. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте. Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали самое понятие «опричнина» синонимом произвола и беззакония. Избивали не только подозреваемых в измене, но и членов их семей. Один иноземный проходимец Генрих Штаден, служивший в опричнине, хвастал в своих «Записках»: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра». Генрих Штаден ( немец-опричник): «Кликнув с собой слугу моего, я быстро взбежал наверх с топором в руке… Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты, я же всадил ей в спину топор…»
Из Новгорода царь отправился в Псков с намерением и этому городу припомнить его древнюю свободу. Жители были в оцепенении, исповедовались, причащались, готовились к смерти.
Когда утром он въехал в город, его приятно поразила покорность народа, лежащего ниц на земле, но более всего на него подействовал юродивый Никола, по прозвищу Салох (что значит по-гречески юродивый). Этого рода люди, представлявшие из себя дурачков и пользовавшиеся всеобщим уважением, часто осмеливались говорить сильным людям то, на что бы не решился никто другой. Никола поднес Ивану кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал Иван. «Ты хуже делаешь, - сказал ему Никола, - ты ешь человеческое мясо». По другим известиям, юродивый предрекал ему беду, если он начнет свирепствовать во Пскове, и вслед затем у Ивана издох его любимый конь. Это так подействовало на царя, что они никого не казнил, но все-таки ограбил церковную казну и частные имения жителей».
Летом 1570 г. на Красной площади в Москве умертвили более 10 человек. Причем и сам царь, и старший сын его, царевич Иван, взялись за топоры и рубили головы.
В 1571 г. Опричники пропустили войско крымского хана к Москве и Девлет-Гирей сжег столицу. В 1572 г.очередной набег крымчаков был остановлен объединенным земско-опричным войском. Вскоре Иван Грозный объявил об отмене опричнины 3. Итоги опричнины. УЧИТЕЛЬ. К чему могла привести такая политика Ивана Грозного? Работа с документом 3 (раздаточный материал). УЧИТЕЛЬ. Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
УЧЕНИКИ. Разорена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси (1571 г. – набеги крымских татар на Русь, Девлет-Гирей сжег Москву). Учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.
Этап закрепления новых знаний УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. 1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2.  Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство». Домашнее задание Рефлексия:1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?






















































ДОКУМЕНТ 1 «Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля». Казны его государьские тощили – расхищали государственные средства. Емлючи – беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.

ДОКУМЕНТ 3 Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах» 1571 г., 21 марта«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, – Маковейко умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, – Марка опритчнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, – Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, – Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, – Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, – Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, – Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78-го; двор стоит. (В документе по деревне Кумола приведено еще несколько фактов разорения. – Авт.)
В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, – Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, – Петер осеротил и безвесно сбежали от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне пол лук пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричные сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, – Ларюка опричные замучили, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, – Иванко умер, дети безвесно сбежали от опричнины – опричина живот пограбели, двор сожгли, запустил 78-го». Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.
Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г. Живот – здесь: имущество.



































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока истории по теме "Опричнина"

Автор: Старова Светлана Алексеевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "152565"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420879767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока истории "Опричнина Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-istorii-oprichnina-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "103609"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402594436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства