Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний
Форма урока: постановка проблемы
Формы обучения:
фронтальная работа
индивидуальная работа
групповая работа
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторский медиапродукт, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -5).
Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт, технологический сценарий:
Среда SMART Board
Вид медиапродукта: рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)
Методы: проблемно-эвристические
Мозговой штурм
Эвристическая беседа
Цель урока: Актуализировать знания старшеклассников по теме «Куликовская битва». Закрепить знания обучающихся об историческом значении Куликовской битвы.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть битву на Куликовском поле;
Определить, как Дмитрию Ивановичу удалось объединить русские княжества для борьбы с Мамаем;
Определить историческое значение победы русского народа над войском Мамая.
Развивающие:
продолжить приобщение к процессу изучения истории своего государства;
развитие эмоций у учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу событий истории России периода XIVвека..
Воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.
Проблемные вопросы:
Почему Москва становится центром объединения русского народа в борьбе с монголо-татарами?
Каковы причины победы русского войска на Куликовском поле?
Почему Дмитрий Донской смог одержать победу над Мамаем и не смог предотвратить сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году?
Возможные риски урока:
Технологические:
Несоответствие программного обеспечения.
Поломка оборудования.
Отсутствие электроэнергии.
Личностные:
Недостаточный уровень подготовленности обучающихся.
Заболевание обучающихся.
Психологическая неготовность к сотрудничеству у обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Возвышение Москвы" »
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний
Форма урока: постановка проблемы
Формы обучения:
фронтальная работа
индивидуальная работа
групповая работа
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторский медиапродукт, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -5).
Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт, технологический сценарий:
Среда SMART Board
Вид медиапродукта: рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)
Методы: проблемно-эвристические
Мозговой штурм
Эвристическая беседа
Цель урока: Актуализировать знания старшеклассников по теме «Куликовская битва». Закрепить знания обучающихся об историческом значении Куликовской битвы.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть битву на Куликовском поле;
Определить, как Дмитрию Ивановичу удалось объединить русские княжества для борьбы с Мамаем;
Определить историческое значение победы русского народа над войском Мамая.
Развивающие:
продолжить приобщение к процессу изучения истории своего государства;
развитие эмоций у учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу событий истории России периода XIVвека..
Воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.
Проблемные вопросы:
Почему Москва становится центром объединения русского народа в борьбе с монголо-татарами?
Каковы причины победы русского войска на Куликовском поле?
Почему Дмитрий Донской смог одержать победу над Мамаем и не смог предотвратить сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году?
Возможные риски урока:
Технологические:
Несоответствие программного обеспечения.
Поломка оборудования.
Отсутствие электроэнергии.
Личностные:
Недостаточный уровень подготовленности обучающихся.
Заболевание обучающихся.
Психологическая неготовность к сотрудничеству у обучающихся.
Карта урока:
Название этапа
Время (мин)
№ слайда
Развитие личностных качеств и психологических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности
Организационный момент
2
Внимание
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация)
4
№ 1-3
Внимание, память
Любознательность
Культура эмоций
Постановка познавательной задачи № 1
«Почему Москва становится центром объединения русского народа в борьбе с монголо-татарами?»
1
№ 4
Внимание
Память
Активность
Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»
Работа в группах, учащиеся работают с историческими документами.
Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № )
7 минут
3 минуты
2минуты
2минуты
№ 5-6
Внимание
Память
Точность, выразительность речи,
Умение работать в группе.
Активность
Аргументированность
Глубина рассуждений
Множество причинно-следственных факторов
Умение слушать и слышать
Постановка познавательной задачи № 2
«Каковы причины победы русского войска на Куликовском поле?»
2 минута
Внимание
Память
Активность
Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента «Мозгового штурма».
Просмотр видеоматериала
№1 и № 2
Коллективное обсуждение в форме беседы.
Общие выводы.
15 минут
4.30 минут и 4.20 мин
6 минут
№ 7- 11
Внимание
Память
Точность, выразительность речи,
Умение работать в группе.
Активность
Аргументированность
Восприимчивость к новому
Глубина рассуждений
Коммуникативная культура
Самостоятельность
Постановка познавательной задачи № 3
«Почему Дмитрий Донской смог одержать победу над Мамаем и не смог предотвратить сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году?»
1 минута
Внимание
Память
Активность
Решение познавательной задачи № 3
Работа в группах с учебником.
Эвристическая беседа.
Историческая справка. Информация учителя.
7 минут
4 минут
3 минуты
№ 12
Память
Точность, выразительность речи
Активность
Аргументированность
Активное слушание
Восприимчивость к новому
Глубина рассуждений
Коммуникативная культура
Подведение итогов урока.
Обобщение изученного материала.
4
№ 13-14
Внимание
Память
Активное слушание
Способность выделять причинно-следственные связи
Домашнее задание Рефлексия.
2 минуты
№ 15-17
Внимание
Активность
Рефлексивность
Ход урока:
1.Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
2.Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)
СЛАЙД №1. На экране репродукции картин: М.И. Авилова, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» и А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле».
Учитель Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Учащиеся отвечают.)
Учитель Тема нашего урока: «Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва» СЛАЙД № 2
Результатом нашего с вами сотрудничества должно стать: СЛАЙД № 3
Вы определите причины возвышения Москвы;
Рассмотрите основные события Куликовской битвы;
Сможете определять причины победы русского войска над монголо-татарами в 1380 году;
Поймёте историческое значение Куликовской битвы.
Учитель Кто помнит дату Куликовского сражения? (Учащиеся отвечают.)
Учитель В жизни каждого народа есть памятные исторические даты. 21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.
3. Постановка познавательной задачи № 1
«Почему Москва становится центром объединения русского народа в борьбе с монголо-татарами?»
СЛАЙД № 4Учитель: Ребята, сегодня мы рассматриваем вопрос Куликовскую битву и предшествующее ей начало объединения русских княжеств вокруг Москвы. Эти событие сыграли огромную роль в становлении Российского государства. Давайте вспомним, как происходил процесс возвышения Московского княжества? Почему именно Москва становится центром борьбы с монголо-татарами?
Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах находится необходимый материал (Приложение № 1, № 2, №3) и индивидуальные рабочие листы.
СЛАЙД № 5
Первая группа, при помощи документов и карты ( Приложение № 1, №2, №3 и учебника с. 183-186):
Как географическое положение Московского княжества способствовало возвышению Москвы?
Вторая группа, при помощи документов карты определите ( Приложение №1,№ 2, №3 и учебника с. 186-191):
Охарактеризуйте политику первых московских князей, которая способствовала возвышению Москвы.
По карте определите территории, присоединённые к Московскому княжеству в период первых московских князей.
Третья группа, при помощи документов карты определите ( Приложение №1, №2, №3 и учебника с. 191-195):
Особенности политики московского князя Ивана Калиты, которые способствовали возвышению Москвы.
Укажите территории, присоединённые к Московскому княжеству в период его правления.
Четвёртая группа, при помощи документов карты определите (Приложение №1,№2, № 3 и учебника с. 195-198):
Особенности политики московского князя Дмитрия Донского, которые способствовали возвышению Москвы.
Укажите территории, присоединённые к Московскому княжеству в период его правления.
ВОПРОС: Какие два фактора способствовали возвышению Московского княжества?
4.Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»
Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
Коллективное обсуждение в форме беседы.
Общие выводы
Первая группа
Учитель Ребята, перечислите особенности географического положения московского княжества. (Учащиеся перечисляют, фиксируя информацию в таблице на интерактивной доске и в рабочих листах ).
Вторая группа, СЛАЙД № 5
Учитель: Перечислите особенности политики московских князей. На доске маркером очертите линию московского княжества при первых князьях.
Третья группа, СЛАЙД № 5
Перечислите особенности политики Ивана Калиты. На доске маркером очертите линию московского княжества при Иване Калите.
Четвёртая группа, СЛАЙД № 5
Перечислите особенности политики Дмитрия Ивановича. На доске маркером очертите линию московского княжества при Дмитрии Донском.
СЛАЙД № 6 Учитель: Какие два фактора способствовали возвышению Московского княжества?
Ученики отвечают, учитель фиксирует ответ на доске
Ответ:
Выгодное географическое положение.
Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность.
Постановка познавательной задачи № 2
«Каковы причины победы русского войска на Куликовском поле?»
Учитель: Ребята, давайте вспомним основные действующие лица Куликовской битвы. СЛАЙД № 7 (Ученики, фиксируют основные имена участников Куликовской битвы. Через минуту учитель при помощи опроса проверяет задание, фиксируя ответ на доске).
Учитель: Ребята, предлагаю вам прочитать стихотворение Курбатовой Татьяны «Куликовская битва». (Приложение № 4). Для того, чтобы вспомнить основных действующих лиц этого значимого исторического события. (Ученики в слух читают литературное произведение, одновременно дополняя список действующих лиц Куликовской битвы. Один ученик может работать у доски и маркером другого цвета дополнить список. После выполнения задания учитель подводит итог.)
Учитель: Ребята, Дмитрий Иванович и хан Мамай тщательно готовились к решающей битве. Предлагаю вам посмотреть видеоматериал кануна Куликовской битвы. СЛАЙД№ 8(Ученики смотрят видеоматериал, после просмотра в процессе обсуждения учитель делает акцент на основных решающих событиях кануна Куликовской битвы. Ученики заполняют таблицу
Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента
«Мозгового штурма»
СЛАЙД № 9
Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы.
РУСЬ
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды. Князь становился защитником русских земель. Он увеличил дружину. Заключил военные соглашения с другими князьями.
В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп.
В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.
Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов; Раздел Орды на западную и восточную; Слабость власти ханов Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя
ВОПРОС: Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси?
Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?
Ученики отвечают, делая вывод (примерные ответы)
Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами, защитить Русь от нового нашествия.
Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.
Вывод: впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.
Учитель: Познакомьтесь с отрывком из русской летописи и строками монгольской песни:
«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим». По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской, обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.
Учитель:
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
СЛАЙД № 10 Ребята, предлагаю вам посмотреть сюжет о ходе куликовской битвы и выделить причины победы русского войска над Мамаем. (Ученик смотрят видеоматериал).
ВОПРОС: В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
Ответ:
Засадный полк, который повлиял на исход дела, пригодное для битвы место на Куликовом поле, т.к. на нешироком, зажатом с двух сторон лесами и оврагами поле татарская конница лишалась наступательных достоинств, татары вынуждены принимать фронтальный бой, в таком бою русские были увереннее и упорнее своих восточных противников.
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению...
День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы. Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь.
В ходе беседы обсуждают причины победы русского войска.
Ответ:
1. Полководческое искусство Дмитрия Донского
2.Патриотизм русских воинов
3. Объединение части русских княжеств.
СЛАЙД № 11 ВОПРОС:
Какую роль в победе над войском Мамая сыграла Русская православная церковь?
Почему церковь проповедующая принцип не убий, предоставила Дмитрию Ивановичу двух богатырей для борьбы с монголо-татарами?
Ответ:
Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.
Постановка познавательной задачи № 3
«Какое историческое значение имела победа русского войска под предводительством Дмитрия Ивановича на Куликовом поле?»
Учитель: Ребята, давайте попробуем определить значение победы русского войска над монголо-татарами в куликовской битве. (Ученики работают в группах, заполняя таблицу. После выполнения задания, в процессе обсуждения подводятся итоги, на доске заполняется таблица)
СЛАЙД № 12
Таблица № 2 «Значение победы русского войска над монголо-татарами).
Политическое
значение
Психологическое
значение
Разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.
Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад
Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.
Победа способствовала росту и объединению русского государства.
Победа на куликовском поле вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы
Впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
СЛАЙД № 13 Учитель: Давайте познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. (Приложение № 5) Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос.
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
Ученики читают текст. Учитель задаёт вопрос. На слайде открывает изображение А.Невского, Д. Донского и В. Мономаха и задаёт вопрос.
ВРПРОС: Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?
(Ученики предлагают варианты ответов)
Учитель: Прошло лишь два года после Мамаева побоища. Ослабленное, обескровленное русское воинство еще не восполнило понесенные потери. Дмитрий Донской спешно отправился собирать ополчение в Костроме и других дружественных Москве городах. Этим и воспользовался Тохтамыш. С многочисленным войском он подошел к Москве. На защиту родного города встали все жители, к ним присоединились и гости столицы. Возглавил оборону князь–воевода Остей.
«Было это в ночь на 23 августа 1382 года. Решив не защищать посад и слободы, москвичи сами подожгли их.»
Прочитайте страницу 206-208 учебника и ответьте на вопрос.
СЛАЙД № 14 ВОПРОС: В 1382 году Дмитрий Иванович не смог предотвратить нашествия хана Тохтамыша и сожжения Москвы, почему это событие не вызвало осуждения у русского народа?
Учитель: Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.
Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков... Ребята, как выдумаете, почему зачем мы сегодня изучали данную тему? (Ученики отвечают)
Учитель: Для того, чтобы вы могли понять, как необходимо людям объединяться для решения важных проблем. Для того, чтобы вы помнили подвиги героев нашего Отечества и смогли передать своим детям подлинную историю своего государства.
СЛАЙД № 15
10.Домашнее задание (по выбору).
1. Подготовьте мини-исследование на тему: «Загадки географического места Куликовской битвы».
2. Напишите эссе на тему: «Сергий Радонежский – собирать русских душ».
3. Подготовьте сложный план параграфа № 15 учебника.
СЛАЙД 16 Рефлексия.
Ребята, составьте синквейн по теме «Куликовская битва».
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
СЛАЙД № 17 Ученики «складывают» в корзины:
А) Если урок понравился – солнышко.
Б) Если урок не понравился – серый круг.
Список использованной литературы:
Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.
Н.М. Крамзин «История Государства Российского» Том 5 Глава (1 отрывок из сочинения)
Летописная повесть о Куликовской битве (отрывок). polemics.ru›articles/?articleID…hideText…itemPage…
Приложение № 1 Возвышение Москвы
Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси. Золотая Орда собирала дань с русских княжеств, время от времени на Русь накатывались волны разрушительных набегов ордынцев, князья должны были получать в Орде разрешение на княжение — ярлык. В 1308 году окрестности Москвы были сожжены Михаилом, князем Тверским. Юрий Даниилович (1303—1325) стал первым московским князем, получившим ярлык на великое княжение владимирское, а Иван Калита подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная защищенность московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
Иван Калита (1325—1340) сумел накопить значительные богатства, которые использовал для расширения влияния Москвы. Он купил целый ряд земель: Углич, Галич Мерский, Белоозеро; поддерживал великокняжеский (и ордынский) контроль над многими другими территориями. Основным соперником Москвы в то время стало Тверское княжество, сделавшее ставку на объединение русских земель для борьбы с монголо-татарами. Показавший себя верным сторонником Орды, Иван Калита использовал её силу для установления собственного господства и победы над тверскими князьями, хотя соперничество с Тверью продолжалось ещё долгие десятилетия. При Калите в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным). В 1329 году была возведена церковь-колокольня Ивана Лествичника, в 1330 году было завершено строительства храма Спаса на Бору — самой старой московской церкви, дожившей до XX века и разрушенной в 1933 году; в 1326 и 1333 годах взамен деревянных церквей были возведены белокаменные Успенский и Архангельский соборы, последний из которых стал усыпальницей московских правителей. В 1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.
Положение Москвы продолжало укрепляться и при наследниках Ивана Калиты: Симеоне Гордом (1340—1353), Иване Красном (1353—1359) и, особенно, Дмитрии Донском (1359—1389). При них за московскими правителями окончательно утвердился титул великих князей: за исключением короткого периода в малолетство Дмитрия Донского, Москва прочно удерживала за собой великокняжеский владимирский стол.
В 1353 году Москву постигло страшное бедствие — эпидемия чумы, унесшая многие тысячи жизней, включая и великого князя Симеона с сыновьми. В 1365 году Москва выгорела во время страшного Всесвятского пожара (назван по церкви Всех Святых, от которой распространился пожар). Этот пожар был не первым, Москва перед тем выгорала в 1331, 1337, 1343 и 1354 годах. После пожара 1365 года князь Дмитрий с боярами решил ставить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367—1368 годах, причем площадь защищенной территории заметно расширилась. Периметр стен увеличился, по расчетам Н. Н. Воронина, до 1979 метров[6]. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают называть белокаменной. Помимо укреплений Кремля — самой мощной тогда крепости в Северо-Восточной Руси, оборонительная система Москвы во времена Дмитрия Донского и его преемника Василия Дмитриевича (1389—1425) дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу: были построены укрепленные Андроников (основан около 1357), Зачатьевский (около 1360), Симонов (около 1370), Петровский (около 1377), Рождественский (около 1386) и Сретенский (1397) монастыри.
В правление Дмитрия Донского Москва, выдержав целый ряд столкновений со своими соперниками — тверскими князьями и Великим княжеством Литовским, взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами. В 1368 году и в 1370 году Москву осаждал литовский князь Ольгерд. Дмитрию удалось нанести Орде два серьёзных поражения: в битве на реке Воже (1378) и в Куликовской битве (1380). Однако он не сумел спасти Москву от разорения. В 1382 году хан Тохтамыш обманом захватил город, подверг его разграблению и сжег. Дмитрий возобновил выплату дани, и хан закрепил великое княжение за Дмитрием и его потомками (1383). В последующие годы разрушения были устранены, город отстроился и укрепился. Во время долгого 36-летнего правления Василия Дмитриевича для Москвы настали относительно спокойные времена. Настоящая опасность угрожала ей в этот период лишь однажды, в 1408 году, когда войско хана Едигея осадило Москву, но взять её так и не сумело. Итогом правления Василия стало новое расширение подвластных Москве земель — к его владениям были присоединены Нижегородское и Муромское княжества, другие земли. В конце XIV — первые годы XV века в Москве работал Феофан Грек, который держал свою мастерскую и выполнял церковные и светские заказы, расписав княжеские терема и соборы Кремля.
Вторая четверть XV века стала для Москвы беспокойным и разрушительным временем большой феодальной войны, победителем из которой вышел князь Василий Васильевич Темный (1425—1462, с перерывами). Укрепляя свою власть в последующие годы, Василий ликвидировал большинство уделов внутри выросшего Московского княжества, поставил в зависимость от него ряд сопредельных земель. В 1439 году московские посады пожгли татары Улу-Мухаммеда. В 1451 году вновь под стенами Москвы появились татары ногайского царевича Мазовши. После падения Константинополя (1453) выросло значение Москвы как религиозного центра. В 1448 году впервые митрополит Киевский и Всея Руси (с резиденцией в Москве) был поставлен не константинопольским патриархом, а собором русских архиереев, что положило начало независимости русской церкви.
Приложение № 2 Карта
Приложение № 3 Контурная карта.
Приложение № 4
Курбатова Татьяна «Куликовская битва»
Седой истории страницы,
Нарушив вечности покой,
Листаем трепетной рукой.
Мелькают даты, чьи-то лица,
Цари, сраженья, полководцы,
Триумф победы, шумный пир,
Тот — в битве пал, а тот — кумир,
Там — покорились инородцы,
а здесь — защитника державы
встречают, чествуя по праву.
И летописец спину гнет,
ведя событьям славным счет.
Победа Дмитрия Донского
на славном поле Куликовом.
— Обогатимся русским златом,
Их грады, веси, церкви — в дым
и прах, и пепел обратим, —
Сказал Мамай на поле ратном.
Князь Дмитрий разослал гонцов,
Сбирать войска, вести в столицу.
Позор терпению отцов!
Пора настала пробудиться
России. Ратных удальцов
У врат кремлевских несть числа,
От сна Россия ожила.
Страх вековой исчез долой, —
Пусть хан ответит головой!
Полки устроив к выступленью,
Димитрий за благославленьем
К святому старцу поспешил.
И Сергий всех благословил,
Святой водою окропил,
Предвидя тяжкий бой кровавый
Победу, смерть героев, славу.
Руси великой избавленье
И князя Дмитрия спасенье.
Рассветный час. Туман клубится,
Все замерло, замолкли птицы.
Поднялся солнца лик багровый…
Войска на поле Куликовом.
Полнеба залила заря,
Все смолкло в знойном напряженье,
Схлестнулись два богатыря
И пали.
Грянуло сраженье.
Горячей тучей мчатся кони.
Оружья звон и кровь рекой.
Клубится поле, бьется, стонет…
Гремит кровавый, смертный бой.
— За Русь, Отечество, вперед!
Димитрий — князь полки зовет
И бьется, словно рядовой,
Всех увлекая за собой.
На десять верст лилася кровь.
Врагов теснила наша сила.
Земля дрожала вновь и вновь,
Став многим братскою могилой.
А где же Дмитрий? В груде тел
Лежит он или уцелел?…
Рукою вражьей щит пробит, —
И бездыханный князь лежит.
Упал с коня, лишившись сил;
Вставай, герой, ты победил!
Открыв глаза, Димитрий встал,
Своих соратников обнял.
Объехал Куликово поле…
Крик воронья, да ветер вольный,
Да в речке красная вода, —
Так пала ханская орда.
Скрипит перо, мелькают даты…
В веках не меркнет подвиг ратный,
Столетий пыль на поле Куликовом,
Под звездным небом спит седой ковыль,
На поле спящее ступает с войском снова
Димитрий князь. Святой России быль.
Приложение № 5 (Работа с документом).
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
ВОПРОС: Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?