Урок по истории России (6 класс)
Тема: Образование единого русского государства
(обобщение и закрепление)
Цели:
1. Закрепить и обобщить знания по теме образования единого русского государства, включая вопросы: предпосылки объединения, возвышение Москвы, конец ордынского владычества, государственное устройство.
2. Развивать умения применять теоретические знания на практике, образное мышление, работать в группе над решением общей задачи.
3. Воспитывать уважение к одноклассникам, культуру общения, интерес к истории своей страны, желание узнавать дополнительные сведения по теме.
Оборудование: портреты исторических деятелей данного периода, карты с заданиями для групп, чистые листы бумаги, маркеры.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подведем итог по теме «Образование единого русского государства». Все вы будете выступать в роли летописцев, и в конце урока мы составим краткую сводную летопись по истории образования единого русского государства. Работать вы будете в группах, и ваша деятельность будет связана, в том числе, и с соревнованием. За правильные ответы группа летописцев будет получать баллы, и от ваших знаний и слаженной работы будет зависеть результат.
II. Основная часть.
- Предпосылки объединения русских земель
- Вам предлагается первое задание, вспомните и запишите предпосылки объединения русских земель, за каждый правильный пункт 1 балл, на работу 5 минут.
(учащиеся работаю в группах, коллективно, затем работа прекращается и одна из групп зачитывает ответ, если необходимо другие группы делают дополнения, но подписывать ответы уже нельзя)
- Работа с историческим квадратом (каждая группа выбирает по одному вопросу, получая баллы за правильные ответы)
- Возвышение Москвы
-Нам попала в руки часть летописи, но к сожалению время не пощадило ее и некоторые слова стерлись. Во втором задании вы должны будете заполнить пробелы. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на работу 3 минуты.
(учащиеся работаю в группах, коллективно, затем работа прекращается и одна из групп зачитывает ответ, если необходимо другие группы делают дополнения, но подписывать ответы уже нельзя)
- Работа с историческим квадратом (каждая группа выбирает по одному вопросу, получая баллы за правильные ответы)
- Куликовская битва.
- В Следующем задании вы попытаетесь восстановить схему Куликовской битвы, нанесите недостающие слова, символы, даты. За каждый правильный ответ 1 балл Время на работу 3 минуты
(учащиеся работаю в группах, коллективно, затем работа прекращается и одна из групп зачитывает ответ, если необходимо другие группы делают дополнения, но подписывать ответы уже нельзя)
- Работа с историческим квадратом (каждая группа выбирает по одному вопросу, получая баллы за правильные ответы)
- Московское государство на рубеже XV- XVI веков
- Чтобы лучше закрепить систему власти данного периода заполните пробелы в схеме. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на работу 3 минуты.
(учащиеся работаю в группах, коллективно, затем работа прекращается и одна из групп зачитывает ответ, если необходимо другие группы делают дополнения, но подписывать ответы уже нельзя)
- Работа с историческим квадратом (каждая группа выбирает по одному вопросу, получая баллы за правильные ответы)
- Положение крестьян.
- У вас на листе даны ключевые слова, они помогут Вам составить летописный рассказ о жизни крестьян того времени. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на работу 7 минут.
(учащиеся работаю в группах, коллективно, затем работа прекращается и одна из групп зачитывает ответ, если необходимо другие группы делают дополнения, но подписывать ответы уже нельзя)
- Работа с историческим квадратом (каждая группа выбирает по одному вопросу, получая баллы за правильные ответы)
III. Итог урока
- Надеюсь сегодняшний урок Вам помог лучше запомнить материал о создании единого русского государства. (подсчет баллов, оглашение результатов и оценивание работы учащихся)