Разработка урока создаёт условия для понимания учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке. Приёмы, используемые на уроке создают условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории .6 класс »
Конспект урока в 6 классе по теме «Русская православная церковь в второй половине XIII - середине XV в.в.»
Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства .
Задачи:
Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке.
Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).
План:
Москва- духовный центр Руси.
Обретение русской церковью независимости.
Сергий Радонежский.
Актуализация:
1. Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)
Сегодня мы с вами расширим представления о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ с положением католической церкви в З.Европе.
Изучение нового материала:
Москва - духовный центр Руси.
I. Задание: Рассмотрите схему 1. «Русь». Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.
Вывод - Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель — объединение силв борьбе с Ордой за независимость Руси и самой церкви)
II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).
Вопросы по п. 1:
Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?
Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?
Как сотрудничество укрепило позиции церкви?
Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы
Даты
Представители
Сотрудничество
Результаты сотрудничества РПЦ и князей
Духовная власть
Светская власть
1326
Митрополит Петр
Иван Калита
- переезд митрополита из Владимира в Москву
- московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым
- строительство первых каменных храмов в Москве
- преемственность власти от Великих князей Владимирских к Московским
- люди верили, что у Москвы появился небесный заступник
- поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей
- превращение Москвы в церковную столицу Руси
Вывод по заданию - В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси, возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.
Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).
III. Задание. СХЕМА 2.
Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)
Общее – власть искала союзников при объединении страны
Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.
Т.О. 1. Объединение страны было закономерным этапом развития государства при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.
2. На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)
Обретение русской церковью независимости.
Актуализация:
Вспомните, как Русь приняла христианство?
Кто был главой РПЦ?
Кто назначал митрополита?
Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?
О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)
IV. Задание.
Прочтите пункт3, ответьте на вопросы:
Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?
Что означает понятие «автокефальная?»
Какие последствия это имело?
Вывод - РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.
Сергий Радонежский.
Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.
V Задание. Прочитать текст п.2 на стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?
Рассказ учителя о Сергии Радонежском.
Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом на стр. 178-179.
Вопросы к документу:
О каком времени идёт речь в документе, по каким признакам определили?
Что мы узнаем из документа «Из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?
Как дополняют образ Сергия иллюстрации?
Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?
5. Составьте примерный портрет автора документа.
6. Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3
Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14- 15 веков?
Общий вывод по уроку – стр. 178.
д/з П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос
Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?