kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории .6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Разработка урока создаёт условия для понимания учащимися  роли Русской православной церкви в возвышении Москвы  на пути образования единого государства  Учащиеся должны уметь объяснять: а)  причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви  в 14 веке. Приёмы, используемые на уроке создают  условия для развития навыка сравнения через пример  роли  духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять  особенности, делать выводы, (прогнозировать)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории .6 класс »

Конспект урока в 6 классе по теме «Русская православная церковь в второй половине XIII - середине XV в.в.»


Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства .

Задачи:

  1. Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке.

  2. Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).


План:

  1. Москва- духовный центр Руси.

  2. Обретение русской церковью независимости.

  3. Сергий Радонежский.


Актуализация:

1. Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)


Сегодня мы с вами расширим представления о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ с положением католической церкви в З.Европе.

Изучение нового материала:


  1. Москва - духовный центр Руси.


I. Задание: Рассмотрите схему 1. «Русь». Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.

Вывод - Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель — объединение сил в борьбе с Ордой за независимость Руси и самой церкви)


II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).

Вопросы по п. 1:

Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?

Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?

Как сотрудничество укрепило позиции церкви?


Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы


Даты

Представители

Сотрудничество

Результаты сотрудничества РПЦ и князей

Духовная власть

Светская власть

1326

Митрополит Петр

Иван Калита

- переезд митрополита из Владимира в Москву


- московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым


- строительство первых каменных храмов в Москве


- преемственность власти от Великих князей Владимирских к Московским


- люди верили, что у Москвы появился небесный заступник


- поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей


- превращение Москвы в церковную столицу Руси



Вывод по заданию - В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси, возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.


Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).

III. Задание. СХЕМА 2.

Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)

Общее – власть искала союзников при объединении страны

Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.


Т.О. 1. Объединение страны было закономерным этапом развития государства при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.

2. На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)


  1. Обретение русской церковью независимости.


Актуализация:

Вспомните, как Русь приняла христианство?

Кто был главой РПЦ?

Кто назначал митрополита?

Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?

О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)


IV. Задание.

Прочтите пункт3, ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?

  2. Что означает понятие «автокефальная?»

  3. Какие последствия это имело?


Вывод - РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.


  1. Сергий Радонежский.

Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.

V Задание. Прочитать текст п.2 на стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?

Рассказ учителя о Сергии Радонежском.

Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом на стр. 178-179.


Вопросы к документу:


  1. О каком времени идёт речь в документе, по каким признакам определили?

  2. Что мы узнаем из документа «Из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?

  3. Как дополняют образ Сергия иллюстрации?

  4. Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?

5. Составьте примерный портрет автора документа.

6. Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3


Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14- 15 веков?


Общий вывод по уроку – стр. 178.



д/з П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос

Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории .6 класс

Автор: Барсукова Ольга Васильевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 143052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока истории 5 класса на тему "Братья Гракхи""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-5-klassa-na-tiemu-brat-ia-grakkhi"
    ["file_id"] => string(6) "258698"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552068"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "План конспект урока истории 5 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-uroka-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "281144"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453475627"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "План-конспект урока истории тема «Распад Золотой Орды и свержение татаро-монгольского ига»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_istorii_tiema_raspad_zolotoi_ordy_i_svierzhieniie_tataro_mo"
    ["file_id"] => string(6) "448652"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515488605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства