kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка бинарного урока «Путешествие по Древним странам мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Методическая разработка бинарного урока музыки и истории.

(развернутый план-конспект)

                                              

5 класс.

 

Раздел: «Цивилизации  речных долин» (история)

              «Музыкальная культура Древних стран мира» (музыка)

 

Тема:  «Путешествие по Древним странам мира»

Вид урока: бинарный.       

Форма проведения:  урок-путешествие.

Цель:  сформировать у учащихся представление о странах древнего  Востока, характере природных условий,  и их влиянии на жизнь и культуру населения, развернуть перед учащимися музыкальную партитуру стран древнего мира.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка бинарного урока музыки и истории»



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30» СРЕДЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»









Методическая разработка бинарного урока




«Путешествие по Древним странам мира»





























г. Комсомольск-на-Амуре





Методическая разработка бинарного урока музыки и истории.

(развернутый план-конспект)

5 класс.


Раздел: «Цивилизации речных долин» (история)

«Музыкальная культура Древних стран мира» (музыка)


Тема: «Путешествие по Древним странам мира»

Вид урока: бинарный.

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: сформировать у учащихся представление о странах древнего Востока, характере природных условий, и их влиянии на жизнь и культуру населения, развернуть перед учащимися музыкальную партитуру стран древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать обучать учащихся работе по карте;

- закреплять знания, умения, навыки, полученные в ходе изученных тем;

- совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, расширение кругозора и общей культуры учащихся;

- развитие внутреннего мира ребёнка выразительными средствами музыки;

- развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Воспитательные:

- приобщать учащихся к музыкальной культуре стран Древнего Востока, как средству

эстетического и нравственного воспитания;

- стимулировать интерес учащихся к изучению истории и музыки, усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей (межнациональная коммуникация).


Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.


Методы: словесный, репродуктивный, наглядно-слуховой, проблемный, наглядно-иллюстративный.


Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, презентация (Приложение 1), музыка к уроку (Приложение 2).



ХОД УРОКА

Эпиграф урока

«Музыка представляет собой

микрокосмос, отражающий строение

вселенной».

(Конфуций).



Вход в класс под музыку.

1. Орг. момент.

Учитель музыки.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние области науки и искусства, историю и музыку.

Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Слайд 1.




Учитель истории.

Сообщение цели и задач урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по древним странам мира. Повторим

географическое положение стран, культуру, религию, политическое управление.

- Как вы думаете, для чего нам необходимо знать историю Древних стран?

(с древнегреческого «история»- означает «исследовать», «рассказ о событиях»; мы узнаем о жизни людей в прошлом).


Звучание трубы в записи. Заходят глашатые.


Учитель музыки.

- Ребята, какой инструмент подаёт нам сигнал?

- Как вы думаете, что обозначал трубный сигнал в древности? (известие, тревога, внимание).

- К нам на урок тоже пришли глашатые, которые принесли нам послание из далёкого прошлого.

(Глашатые читают свитки и преподносят их)


Учитель истории.

- Ребята, вы поняли, о чём говорили нам глашатые?

- Почему? (Каждый глашатый говорил на своём языке, принадлежащий определённой стране).

- А почему вы решили, что все глашатые из разных стран? (по произношению, одежде, по звукам труб).


Учитель музыки.

- Да, ребята, даже по музыке и музыкальным инструментам можно определить из какой страны глашатые. А, сейчас, мы совершим музыкальное путешествие по этим странам.

Слайд 2.

Слушание музыки. Этническая музыка Востока в записи. (фрагмент)

Учитель музыки.

В древних странах (Древнем Египте, Двуречье) искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств жизни. Не случайно в большинстве стран мира музыканты были служителями храмов, (а порой и жрецами). Умение же играть на каком-

либо музыкальном инструменте, считалось высшим божественным даром. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же и возникли основные группы музыкальных инструментов.

- Как вы думаете, какие группы? (ударные, струнные, духовые).

Тогда же зародились формы сольного и хорового пения.


Слушание музыки. Арабская духовная музыка в записи. (хоровая)

Учитель музыки.

Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранились по-разному: если музыка Египта и Двуречья, (или античности) сейчас, воспринимается как далекое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка – часть современной музыкальной культуры.

Слайд 3.

Музыка Древнего Египта и Двуречья относится к концу 4-го, началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Многочисленные изображения музыкантов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных (арфа, лира), духовых (флейта, гобой) и различных видах ударных. В музыке Египта преобладала пентатоника, (звукоряд состоял из пяти звуков). Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавали хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке.

Слайд 4. Учитель музыки.

- Обратите внимание на слайд. Какие вы видите инструменты?

Cудя по изображениям музыкантов в произведениях скульптуры и живописи главная роль в инструментальной музыке древнего Египта и Двуречья принадлежала таким инструментам, как арфа и лира. В чем сходство и различие инструментов? Во многом они сходны между собой, оба инструмента - струнные щипковые. Но есть и различия. Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Резонатор лиры намного крупнее, струны одинаковы по длине, различны по толщине.

Слайд 5.

- Обратите внимание на следующий слайд. В руках у музыкантов струнные инструменты.

Арфа была любимым инструментом египтян.

- Так звучит арфа.

Слушание музыки. Звучание арфы в записи.

Учитель музыки.

В переводе с древнеегипетского языка название музыки «хи» означает удовольствие. Музыка рассматривалась как одно из средств развлечения для всех слоёв населения.

Слайд 6.

-Посмотрите на слайды.

Слайд 7.

Вы видите древние музыкальные инструменты. Первые музыкальные инструменты - это: погремушки, систры, колотушки, свистки, флейты, тростниковые свирели, продольные флейты. Слайд 8.

Трубы, дуговые арфы, барабаны. Затем появились арфы, лиры, лютни. Важным событием в музыкальной культуре древности стало изобретение гидравлоса (органа) в 3-м веке до нашей эры в Александрии. В целом музыкальному искусству Древнего Египта принадлежала роль в развитии музыкальной культуры всего древнего мира. В наше время музыка Египта представляет собой одну из развитых ветвей арабской музыки.


Музыка древних стран Индии и Китая.

Слайд 9. Учитель музыки.

- Продолжим наше путешествие по древним странам Индии и Китаю. Истоки индийской музыки восходят к 3-му тысячелетию до нашей эры. В индийской музыке применялись 7 основных звуков. Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала «рага» - традиционно устойчивая мелодия. Рага использовалась для обозначения жанра, характер раги танцевальный. Раги были призваны вызывать у слушателя определенные чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение.

Музыкальные инструменты Древней Индии.

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежали ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Табла - парный барабан напоминает звук литавры, звук из него из него извлекается ударами рук.

Слайд 10.

Самые популярные струнные щипковые инструменты – вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных.

Слайд 11.

Кроме щипковых в Индии существуют смычковые струнные. Один из них - это прямоугольный инструмент саранги. Помимо 3- 4 основных струн у него есть дополнительные струны(25 - 30)

Слайд 12.

Из духовых были распространены: флейта, шанкха - труба в виде раковины и шринга -металлический рог. Эти инструменты сохранились до наших дней и современные индийские музыканты играют на них.

- Давайте послушаем необыкновенную музыку, которая перенесёт нас в древнюю Индию.

- Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Попробуйте почувствовать и услышать то, что хотели передать люди, жившие тысячелетия назад, голосом музыки из глубины веков.


Слушание музыки. Этническая индийская музыка в записи.

Учитель музыки.

Релаксация.

-Откройте глаза, сожмите в кулаки руки. Наберите воздух через нос и плавно выдохните его

через рот, и расслабьте кисти рук.


Продолжаем наше путешествие.

Слайд 13.

Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах 16 - 11 веков до нашей эры. В китайской музыке была принята система люй-люй, т.е. строй в основе которого лежали 12 звуков. Каждый звук имел магический смысл, вместе они выражали смену месяцев в году. В 7-м веке до нашей эры из этого звукоряда было выделено 5 основных звуков, они отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, воздух, земля, дерево) и пятью цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений. В текстах 16-11 веков до нашей эры слово «юэ»-музыка обозначало искусство:(поэзию, танец, живопись и др.)


Музыкальные инструменты Древнего Китая.

Слайд 14.

Древними инструментами Китая были струнные щипковые: «сэ» и «чжэнь».

Другая разновидность щипковых: «сяньцинь», «цинь» - цитра.

Слайд 15.

Была в китайской музыке и своя лютня «пипа». Струнносмычковый инструмент «эрху» и «гэху» (волос смычка продет между струнами).

Слайд 16.

В китайской музыке существовали и разные виды духовых инструментов: флейта «сяо», окарина «сюнь», труба и горн.

Слайд17.

Распространённые ударные инструменты: барабаны, гонги, колокольчики.

Слайд 18.

Особенно богат красочный арсенал ударных инструментов, это цин - каменная пластинка, подвешенная к раме, по которой ударяют молоточком. Также используются металлические гонги «юньло».

Музыка древнего Китая была всегда связана с философией и устройством общества. В 6-м веке

до нашей эры китайский философ Конфуций писал, что музыка представляет собой

микрокосмос, отражающий строение вселенной

Послушайте свой внутренний голос. Представьте картину моря, беседку на берегу - на которой подвешены китайские колокольчики, которые при легком дуновении ветра звенят волшебными чарующими звуками.

Слушание музыки. Этническая китайская музыка в записи.

Учитель музыки.

- Итак, ребята, вы познакомились с этнической музыкой древних стран: Египта, Индии и Китая.

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (удивление, восхищение, интерес, открытие)

Учитель истории.

- Ребята, а что передали нам глашатые? (свиток).

В свитках дано послание из прошлого. И чтобы разгадать его, мы должны выполнить ряд

заданий.

Задание 1. Работа по контурной карте. Слайд № 19, 20

Посмотрите на экран, подпишите названия стран на карте.(1 ученик работает у доски). Рассмотрите карту и дайте характеристику географического положения странам Древнего востока, опираясь на памятки – помощники. Назовите основные занятия населения в странах. Как повлияли природно-климатические условия на развитие хозяйства стран.

Задание 2.

Определите год образования государств.

Мы отгадали фразу послания « .. О …».


Физ. минутка. Восточный танец.

Учитель истории. Слайд № 21

Итак, вернёмся к свиткам. Для чего служат свитки? (письменная передача информации, средство общения).

Внимание на экран. В чем состояла сложность египетского письма? Охарактеризуйте письменность в странах Западной и Восточной Азии, в чем особенности письменности. Какое значение имела письменность в Египте? Все ли народы могли использовать письменность?

Что вы можете рассказать о роли религии в странах Западной и Восточной Азии? Слайд № 22

Задание 3. Слайд № 23, 24

Вписать на доске недостающие буквы в имена богов и священных животных.

Задание 4. Слайд № 25

Вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты.

Задание 5. Слайд № 26

Задание 6. «Мозговой штурм».

- Что обозначает слово «юэ»? (музыка, искусство)

- В какой древней стране из музыкального звукоряда были выделены 5 основных звука, которые отождествлялись с 5-ю первоэлементами и 5-ю видами цвета? (Китай)

- Что такое гидравлос? (орган)

- Где впервые до нашей эры появились такие органы? (Др. Египет)

- В какой стране танец и музыка воспринимаются как единое целое? (Индия)

- Что означает название музыки «хи» в переводе с древнеегипетского? (удовольствие)( переводе с дрнвнеегипетского? оспринимаются как единое целое? основных звука, которые отождествлялись с 5-ю первоэлементами и

- Просветлённый мудрец. (Будда)

- Тростник, из которого в Китае делали дощечку для письма. (бамбук)

- Служитель бога в Индии (Брахман)

- Река в Египте. (Нил)

- Продукт, который выращивали в Китае. (рис)

Раскрыли тайну свитка. Слайд № 27, 28

Итог урока.

Учитель истории.

- С заданием мы справились и можно прочитать послание.

« О, потомки, живите в мире и согласии …» на экране.

- Чему учит Древняя история Восточных стран и что ценного внесло в историю

современного мира?

- Какие выводы вы сделали для себя? Что интересного вы узнали?

Учитель музыки.

Сегодня мы соприкоснулись с музыкой Древнего мира, вы познакомились с этнической

музыкой Древнего Египта, Индии и Китая. Мы ещё раз убедились, что народы, живущие в

разных странах имеют свою музыку, свой неповторимый музыкальный язык. У каждого народа есть свои уникальные музыкальные инструменты, которые с древних времён прошли долгий тысячелетний путь до наших дней, изменяясь и совершенствуясь. Музыкальный язык древности станет нам ближе и понятнее, если мы будем учиться понимать, чувствовать, уважать его, а для этого музыку нужно слушать.

Как замечательно, что сегодня мы имеем уникальную возможность познакомиться с музыкальной культурой народов всего мира.


Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме урока.


Выход под этническую музыку Востока.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка бинарного урока «Путешествие по Древним странам мира»

Автор: Закатова Виктория Павловна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134056

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства