НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30» СРЕДЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Методическая разработка бинарного урока
«Путешествие по Древним странам мира»
г. Комсомольск-на-Амуре
Методическая разработка бинарного урока музыки и истории.
(развернутый план-конспект)
5 класс.
Раздел: «Цивилизации речных долин» (история)
«Музыкальная культура Древних стран мира» (музыка)
Тема: «Путешествие по Древним странам мира»
Вид урока: бинарный.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цель: сформировать у учащихся представление о странах древнего Востока, характере природных условий, и их влиянии на жизнь и культуру населения, развернуть перед учащимися музыкальную партитуру стран древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать обучать учащихся работе по карте;
- закреплять знания, умения, навыки, полученные в ходе изученных тем;
- совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, расширение кругозора и общей культуры учащихся;
- развитие внутреннего мира ребёнка выразительными средствами музыки;
- развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Воспитательные:
- приобщать учащихся к музыкальной культуре стран Древнего Востока, как средству
эстетического и нравственного воспитания;
- стимулировать интерес учащихся к изучению истории и музыки, усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей (межнациональная коммуникация).
Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядно-слуховой, проблемный, наглядно-иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, презентация (Приложение 1), музыка к уроку (Приложение 2).
ХОД УРОКА
Эпиграф урока
«Музыка представляет собой
микрокосмос, отражающий строение
вселенной».
(Конфуций).
Вход в класс под музыку.
1. Орг. момент.
Учитель музыки.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние области науки и искусства, историю и музыку.
Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
Слайд 1.
Учитель истории.
Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по древним странам мира. Повторим
географическое положение стран, культуру, религию, политическое управление.
- Как вы думаете, для чего нам необходимо знать историю Древних стран?
(с древнегреческого «история»- означает «исследовать», «рассказ о событиях»; мы узнаем о жизни людей в прошлом).
Звучание трубы в записи. Заходят глашатые.
Учитель музыки.
- Ребята, какой инструмент подаёт нам сигнал?
- Как вы думаете, что обозначал трубный сигнал в древности? (известие, тревога, внимание).
- К нам на урок тоже пришли глашатые, которые принесли нам послание из далёкого прошлого.
(Глашатые читают свитки и преподносят их)
Учитель истории.
- Ребята, вы поняли, о чём говорили нам глашатые?
- Почему? (Каждый глашатый говорил на своём языке, принадлежащий определённой стране).
- А почему вы решили, что все глашатые из разных стран? (по произношению, одежде, по звукам труб).
Учитель музыки.
- Да, ребята, даже по музыке и музыкальным инструментам можно определить из какой страны глашатые. А, сейчас, мы совершим музыкальное путешествие по этим странам.
Слайд 2.
Слушание музыки. Этническая музыка Востока в записи. (фрагмент)
Учитель музыки.
В древних странах (Древнем Египте, Двуречье) искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств жизни. Не случайно в большинстве стран мира музыканты были служителями храмов, (а порой и жрецами). Умение же играть на каком-
либо музыкальном инструменте, считалось высшим божественным даром. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же и возникли основные группы музыкальных инструментов.
- Как вы думаете, какие группы? (ударные, струнные, духовые).
Тогда же зародились формы сольного и хорового пения.
Слушание музыки. Арабская духовная музыка в записи. (хоровая)
Учитель музыки.
Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранились по-разному: если музыка Египта и Двуречья, (или античности) сейчас, воспринимается как далекое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка – часть современной музыкальной культуры.
Слайд 3.
Музыка Древнего Египта и Двуречья относится к концу 4-го, началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Многочисленные изображения музыкантов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных (арфа, лира), духовых (флейта, гобой) и различных видах ударных. В музыке Египта преобладала пентатоника, (звукоряд состоял из пяти звуков). Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавали хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке.
Слайд 4. Учитель музыки.
- Обратите внимание на слайд. Какие вы видите инструменты?
Cудя по изображениям музыкантов в произведениях скульптуры и живописи главная роль в инструментальной музыке древнего Египта и Двуречья принадлежала таким инструментам, как арфа и лира. В чем сходство и различие инструментов? Во многом они сходны между собой, оба инструмента - струнные щипковые. Но есть и различия. Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Резонатор лиры намного крупнее, струны одинаковы по длине, различны по толщине.
Слайд 5.
- Обратите внимание на следующий слайд. В руках у музыкантов струнные инструменты.
Арфа была любимым инструментом египтян.
- Так звучит арфа.
Слушание музыки. Звучание арфы в записи.
Учитель музыки.
В переводе с древнеегипетского языка название музыки «хи» означает удовольствие. Музыка рассматривалась как одно из средств развлечения для всех слоёв населения.
Слайд 6.
-Посмотрите на слайды.
Слайд 7.
Вы видите древние музыкальные инструменты. Первые музыкальные инструменты - это: погремушки, систры, колотушки, свистки, флейты, тростниковые свирели, продольные флейты. Слайд 8.
Трубы, дуговые арфы, барабаны. Затем появились арфы, лиры, лютни. Важным событием в музыкальной культуре древности стало изобретение гидравлоса (органа) в 3-м веке до нашей эры в Александрии. В целом музыкальному искусству Древнего Египта принадлежала роль в развитии музыкальной культуры всего древнего мира. В наше время музыка Египта представляет собой одну из развитых ветвей арабской музыки.
Музыка древних стран Индии и Китая.
Слайд 9. Учитель музыки.
- Продолжим наше путешествие по древним странам Индии и Китаю. Истоки индийской музыки восходят к 3-му тысячелетию до нашей эры. В индийской музыке применялись 7 основных звуков. Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала «рага» - традиционно устойчивая мелодия. Рага использовалась для обозначения жанра, характер раги танцевальный. Раги были призваны вызывать у слушателя определенные чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение.
Музыкальные инструменты Древней Индии.
Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежали ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Табла - парный барабан напоминает звук литавры, звук из него из него извлекается ударами рук.
Слайд 10.
Самые популярные струнные щипковые инструменты – вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных.
Слайд 11.
Кроме щипковых в Индии существуют смычковые струнные. Один из них - это прямоугольный инструмент саранги. Помимо 3- 4 основных струн у него есть дополнительные струны(25 - 30)
Слайд 12.
Из духовых были распространены: флейта, шанкха - труба в виде раковины и шринга -металлический рог. Эти инструменты сохранились до наших дней и современные индийские музыканты играют на них.
- Давайте послушаем необыкновенную музыку, которая перенесёт нас в древнюю Индию.
- Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Попробуйте почувствовать и услышать то, что хотели передать люди, жившие тысячелетия назад, голосом музыки из глубины веков.
Слушание музыки. Этническая индийская музыка в записи.
Учитель музыки.
Релаксация.
-Откройте глаза, сожмите в кулаки руки. Наберите воздух через нос и плавно выдохните его
через рот, и расслабьте кисти рук.
Продолжаем наше путешествие.
Слайд 13.
Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах 16 - 11 веков до нашей эры. В китайской музыке была принята система люй-люй, т.е. строй в основе которого лежали 12 звуков. Каждый звук имел магический смысл, вместе они выражали смену месяцев в году. В 7-м веке до нашей эры из этого звукоряда было выделено 5 основных звуков, они отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, воздух, земля, дерево) и пятью цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений. В текстах 16-11 веков до нашей эры слово «юэ»-музыка обозначало искусство:(поэзию, танец, живопись и др.)
Музыкальные инструменты Древнего Китая.
Слайд 14.
Древними инструментами Китая были струнные щипковые: «сэ» и «чжэнь».
Другая разновидность щипковых: «сяньцинь», «цинь» - цитра.
Слайд 15.
Была в китайской музыке и своя лютня «пипа». Струнносмычковый инструмент «эрху» и «гэху» (волос смычка продет между струнами).
Слайд 16.
В китайской музыке существовали и разные виды духовых инструментов: флейта «сяо», окарина «сюнь», труба и горн.
Слайд17.
Распространённые ударные инструменты: барабаны, гонги, колокольчики.
Слайд 18.
Особенно богат красочный арсенал ударных инструментов, это цин - каменная пластинка, подвешенная к раме, по которой ударяют молоточком. Также используются металлические гонги «юньло».
Музыка древнего Китая была всегда связана с философией и устройством общества. В 6-м веке
до нашей эры китайский философ Конфуций писал, что музыка представляет собой
микрокосмос, отражающий строение вселенной
Послушайте свой внутренний голос. Представьте картину моря, беседку на берегу - на которой подвешены китайские колокольчики, которые при легком дуновении ветра звенят волшебными чарующими звуками.
Слушание музыки. Этническая китайская музыка в записи.
Учитель музыки.
- Итак, ребята, вы познакомились с этнической музыкой древних стран: Египта, Индии и Китая.
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (удивление, восхищение, интерес, открытие)
Учитель истории.
- Ребята, а что передали нам глашатые? (свиток).
В свитках дано послание из прошлого. И чтобы разгадать его, мы должны выполнить ряд
заданий.
Задание 1. Работа по контурной карте. Слайд № 19, 20
Посмотрите на экран, подпишите названия стран на карте.(1 ученик работает у доски). Рассмотрите карту и дайте характеристику географического положения странам Древнего востока, опираясь на памятки – помощники. Назовите основные занятия населения в странах. Как повлияли природно-климатические условия на развитие хозяйства стран.
Задание 2.
Определите год образования государств.
Мы отгадали фразу послания « .. О …».
Физ. минутка. Восточный танец.
Учитель истории. Слайд № 21
Итак, вернёмся к свиткам. Для чего служат свитки? (письменная передача информации, средство общения).
Внимание на экран. В чем состояла сложность египетского письма? Охарактеризуйте письменность в странах Западной и Восточной Азии, в чем особенности письменности. Какое значение имела письменность в Египте? Все ли народы могли использовать письменность?
Что вы можете рассказать о роли религии в странах Западной и Восточной Азии? Слайд № 22
Задание 3. Слайд № 23, 24
Вписать на доске недостающие буквы в имена богов и священных животных.
Задание 4. Слайд № 25
Вписать недостающие буквы и слова в предложенные тексты.
Задание 5. Слайд № 26
Задание 6. «Мозговой штурм».
- Что обозначает слово «юэ»? (музыка, искусство)
- В какой древней стране из музыкального звукоряда были выделены 5 основных звука, которые отождествлялись с 5-ю первоэлементами и 5-ю видами цвета? (Китай)
- Что такое гидравлос? (орган)
- Где впервые до нашей эры появились такие органы? (Др. Египет)
- В какой стране танец и музыка воспринимаются как единое целое? (Индия)
- Что означает название музыки «хи» в переводе с древнеегипетского? (удовольствие)( переводе с дрнвнеегипетского? оспринимаются как единое целое? основных звука, которые отождествлялись с 5-ю первоэлементами и
- Просветлённый мудрец. (Будда)
- Тростник, из которого в Китае делали дощечку для письма. (бамбук)
- Служитель бога в Индии (Брахман)
- Река в Египте. (Нил)
- Продукт, который выращивали в Китае. (рис)
Раскрыли тайну свитка. Слайд № 27, 28
Итог урока.
Учитель истории.
- С заданием мы справились и можно прочитать послание.
« О, потомки, живите в мире и согласии …» на экране.
- Чему учит Древняя история Восточных стран и что ценного внесло в историю
современного мира?
- Какие выводы вы сделали для себя? Что интересного вы узнали?
Учитель музыки.
Сегодня мы соприкоснулись с музыкой Древнего мира, вы познакомились с этнической
музыкой Древнего Египта, Индии и Китая. Мы ещё раз убедились, что народы, живущие в
разных странах имеют свою музыку, свой неповторимый музыкальный язык. У каждого народа есть свои уникальные музыкальные инструменты, которые с древних времён прошли долгий тысячелетний путь до наших дней, изменяясь и совершенствуясь. Музыкальный язык древности станет нам ближе и понятнее, если мы будем учиться понимать, чувствовать, уважать его, а для этого музыку нужно слушать.
Как замечательно, что сегодня мы имеем уникальную возможность познакомиться с музыкальной культурой народов всего мира.
Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме урока.
Выход под этническую музыку Востока.