kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: История России с древнейших времен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: История России с древнейших времен

Цели урока:

Образовательная: характеризовать явления, события исторических эпох;  называть термины и понятия; перечислять исторических деятелей и  называть даты правления их; называть династии и их представителей.

Развивающая:  сравнивать исторические эпохи; обобщать и  делать выводы; использовать различные источники информации для получения знаний.

Воспитывающая: работать в  условиях  сотрудничества; воспитание уважительного восприятия истории своего народа и страны;

Метод обучения: частично-поисковый

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие)

Методы и приемы:

Решение познавательных задач (логических, образных и проблемных);

Беседа;

Устный опрос (блиц-опрос)

Рефлексия.

Ожидаемые результаты: закрепление знаний по курсу (определение хронологии, деятелей, события и результаты); развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся; развитие инициативы учащихся

ХОД УРОКА

Вводное слово. Сегодня мы с вами завершаем изучение курса «История России с древнейших времен». Уже в самом названии заложена точка отсчета в развитии нашей страны.  Как вы считаете, какой это промежуток времени? Так были времена войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами и инакомыслящими. Но и отметим у другое. Было время трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных офицеров и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. Было время, когда совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия.

Светлого и радостного, прекрасного и мудрого было не чуть не меньше, чем в другой стране, в другом государстве.И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что же происходило и кто творил историю нашего государства. Вспоминать мы с вами будем с помощью игры-путешествия «по волнам знаний», где благодаря историческим задачам, игровым ситуациям воссоздадим цепочку эпох и событий.

Актуализация опорных знаний: проводится в виде игры .Итак, начнем наше путешествие, но для начала мы сделаем необходимую подготовку, как и положено.

Решение познавательной задачи – образное задание. На доске представлены высказывания историков разных времен, вам необходимо выбрать наиболее близкую вам позицию, пересесть к единомышленникам, аргументировать свой выбор.

Историк – наблюдатель, а не следователь (В. О. Ключевский)

Не плакать, не смеяться, а понимать (Б. Спиноза, «Совет историку»).

Вот теперь можем и начать наше путешествие, где нас ждут различные станции и остановки. Всего их будет 5, на каждой, из которой ждет свое задание. По завершению путешествия, как и положено, подведем итоги и поделимся впечатлениями.Стало быть, начнем свое путешествие по истории нашей страны. И первая станция «Древняя Русь». Здесь ждет нас блиц-опрос «Кто из русских князей…?». Для начала ответьте на такой вопрос, а собственно, говоря, такое блиц-опрос?

 Вопросы для блиц-опроса:

Кто упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?

Кто объединил Новгород и Киев?

Получил нарицательное прозвище «Вещий»?

Кто первым из князей принял крещение?

Кто из исторических деятелей принял смерть от своего коня?

Был убит при сборе полюдья?

Перед началом сражения посылал послов с предупреждением «Хочу идти на вас или иду на вы!»

Этот князь в 882 году объединил земли РУСИ?  

СКАЖИТЕ, с каким князем больше всего связано фактов? Как вы думаете, почему?

На смену Древней Руси и ее деятелем приходит другое время, которое славится не меньше, да и имеет более ярких представителей. Итак,  вторая станция нашего путешествия «Русь средневековая»:  «Поймай дату». Я зачитываю фрагменты стихотворения, оно будет отражено на компьютере, а вы должны будете назвать дату данного события.

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли.   1237 г. (Кончаловская Н.)

 

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское… 

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Села, пашни, города

И, стало быть, столицу! 1242 г. (Кончаловская Н.)

Стоял такой великий стон

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.  1380 г. (Кончаловская Н.)

 

Хан Ахмет собрался на Угре-реке

с Казимировою силою слиться.

И осенней ночью, туманной густой,

На прибрежье, город Калугу,

 он привел все остатки Орды Золотой,

чтобы встретить вельможного друга

а когда на востоке забрезжил рассвет,

поредела завеса тумана,

на другом берегу

увидел Ахмет

рать московского князя Ивана. 1480 г. (Кончаловская Н.)

Решение проблемной задачи. Найдите значение выражения, составленного из исторических событий.

X = («Судебник» Ивана III) + отмена опричнины + заключен Ништадтский мир + М. С. Горбачев избран Президентом СССР + 120) : 5 …..?

Какое событие произошло в год X?

К полученной дате прибавьте 100. Какое событие произошло в этом году?

Татаро-монгольское иго сброшено, Ливонский и Тевтонский орден побиты, завершен процесс собирания земель вокруг Москвы, ушли в небытие Смутные годы, и пришло время правления династии Романовых.

Третья станция нашего путешествия «Новое и новейшее время».

Назовите представителей династии Романовых. Как вы считаете, кого из них можно назвать лучшими и за что?

«…Эти люди делают историю». Установите соответствие между именем государя и народным прозвищем его.

Петр  I                                           Освободитель

Александр II                                 Великий

Николай I                                      Благословенный

Николай II                                    Тишайший

М. Романов                                   Кровавый

Александр I                                   Палкин

Алексей Михайлович

К сожалению, последний император из династии Романов не смог управлять и править страной как его предки и в 1917 г.  Россия вступает в век без государя, на смену ему приходят, каждый в свое время, Генеральный секретарь партии и Президент России.  XX век стал временем изменений ценностных ориентиров жизни, идеалов. За 82 года  Россия пережила шесть военных эпох, три переворота, а сколько было семейных трагедий, трагедий на уровне одного человека?

Итак, это последняя станция нашего путешествия. «Россия современная». Выстроить логический ряд в хронологической последовательности. Задача – исправить неточности в логической цепочке.

Начало ВОВ, битва под ПРОХОРОВКОЙ, контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва, капитуляция ГЕРМАНИИ

Роспуск КПСС, Беловежское соглашение, Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК ПКСС, соглашение о создании СНГ.

Расшифруйте аббревиатуры и назовите, с какой эпохой нашего государства они связаны. Но для начала, объясните, что значит понятие «аббревиатура».

СССР, США, НАТО, ОВД, СЭВ и ООН.

Подведение итогов урока.

Итак, наше путешествие подошло к концу. И урок хочу закончить таким высказыванием. «Если  изъять из истории объяснение того, почему, каким образом и ради чего совершенно что-либо, то от нее останется одна забава, лишенная поучительности; Такая история доставит скоропроходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной». Как вы думаете, кому могут принадлежать эти слова –  Отто фон Бисмарку, Ломоносову М., или Полибию? Правильный ответ – Полибию. Ваши ответы продемонстрировали, что смысл истории волнует людей во все времена. Волнует он и нас сейчас, потому что… СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ – ЛЮДИ, А ОБЪЕКТЫ – ИХ ПОСТУПКИ. А теперь прежде чем, попрощаться с вами до экзаменов, подведем итоги и сформулируем выводы. В форме вопросов.

Кто творит историю?                   Историю творят люди

Личность и ее поступки необходимо рассматривать с учетом чего?      с учетом исторических условий и обстоятельств

У истории не бывает  кого?             виновных и безвинных

Историю страны необходимо знать для чего?                      чтобы не прослыть «Иваном, не знающим родства».

Рефлексия.

Заполните, пожалуйста,  предложенную  анкету, выразив свое эмоциональное восприятие к  материалу урока, к подаче материала и к атмосфере на уроке.

Материал урока

Подача материала

Атмосфера на уроке

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. »

Предмет: история России.

Преподаватель: Малюшева Елена Юрьевна

Курс: II

Тема урока: История России с древнейших времен

Цели урока:

  1. Образовательная: характеризовать явления, события исторических эпох; называть термины и понятия; перечислять исторических деятелей и называть даты правления их; называть династии и их представителей.

  2. Развивающая: сравнивать исторические эпохи; обобщать и делать выводы; использовать различные источники информации для получения знаний.

  3. Воспитывающая: работать в условиях сотрудничества; воспитание уважительного восприятия истории своего народа и страны;

Метод обучения: частично-поисковый

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие)

Методы и приемы:

  1. Решение познавательных задач (логических, образных и проблемных);

  2. Беседа;

  3. Устный опрос (блиц-опрос)

  4. Рефлексия.

Ожидаемые результаты: закрепление знаний по курсу (определение хронологии, деятелей, события и результаты); развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся; развитие инициативы учащихся


ХОД УРОКА

  1. Вводное слово.

Сегодня мы с вами завершаем изучение курса «История России с древнейших времен». Уже в самом названии заложена точка отсчета в развитии нашей страны. Как вы считаете, какой это промежуток времени? Так были времена войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами и инакомыслящими. Но и отметим у другое. Было время трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных офицеров и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. Было время, когда совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия.

Светлого и радостного, прекрасного и мудрого было не чуть не меньше, чем в другой стране, в другом государстве.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что же происходило и кто творил историю нашего государства. Вспоминать мы с вами будем с помощью игры-путешествия «по волнам знаний», где благодаря историческим задачам, игровым ситуациям воссоздадим цепочку эпох и событий.



  1. Актуализация опорных знаний: проводится в виде игры .

Итак, начнем наше путешествие, но для начала мы сделаем необходимую подготовку, как и положено.

Решение познавательной задачи – образное задание. На доске представлены высказывания историков разных времен, вам необходимо выбрать наиболее близкую вам позицию, пересесть к единомышленникам, аргументировать свой выбор.

  • Историк – наблюдатель, а не следователь (В. О. Ключевский)

  • Не плакать, не смеяться, а понимать (Б. Спиноза, «Совет историку»).


Вот теперь можем и начать наше путешествие, где нас ждут различные станции и остановки. Всего их будет 5, на каждой, из которой ждет свое задание. По завершению путешествия, как и положено, подведем итоги и поделимся впечатлениями.

Стало быть, начнем свое путешествие по истории нашей страны. И первая станция «Древняя Русь». Здесь ждет нас блиц-опрос «Кто из русских князей…?». Для начала ответьте на такой вопрос, а собственно, говоря, такое блиц-опрос?

Вопросы для блиц-опроса:

  1. Кто упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?

  2. Кто объединил Новгород и Киев?

  3. Получил нарицательное прозвище «Вещий»?

  4. Кто первым из князей принял крещение?

  5. Кто из исторических деятелей принял смерть от своего коня?

  6. Был убит при сборе полюдья?

  7. Перед началом сражения посылал послов с предупреждением «Хочу идти на вас или иду на вы!»

  8. Этот князь в 882 году объединил земли РУСИ?

СКАЖИТЕ, с каким князем больше всего связано фактов? Как вы думаете, почему?

На смену Древней Руси и ее деятелем приходит другое время, которое славится не меньше, да и имеет более ярких представителей. Итак, вторая станция нашего путешествия «Русь средневековая»: «Поймай дату».

Я зачитываю фрагменты стихотворения, оно будет отражено на компьютере, а вы должны будете назвать дату данного события.

  1. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли. 1237 г. (Кончаловская Н.)



  1. Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское…

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Села, пашни, города

И, стало быть, столицу! 1242 г. (Кончаловская Н.)

  1. Стоял такой великий

Стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет. 1380 г. (Кончаловская Н.)


  1. Хан Ахмет собрался на Угре-реке

с Казимировою силою слиться.

И осенней ночью, туманной густой,

На прибрежье, город Калугу,

он привел все остатки Орды Золотой,

чтобы встретить вельможного друга

а когда на востоке забрезжил рассвет,

поредела завеса тумана,

на другом берегу

увидел Ахмет

рать московского князя Ивана. 1480 г. (Кончаловская Н.)


Решение проблемной задачи. Найдите значение выражения, составленного из исторических событий.

  • X = («Судебник» Ивана III) + отмена опричнины + заключен Ништадтский мир + М. С. Горбачев избран Президентом СССР + 120) : 5 …..?

  • Какое событие произошло в год X?

  • К полученной дате прибавьте 100. Какое событие произошло в этом году?

Татаро-монгольское иго сброшено, Ливонский и Тевтонский орден побиты, завершен процесс собирания земель вокруг Москвы, ушли в небытие Смутные годы, и пришло время правления династии Романовых.


Третья станция нашего путешествия «Новое и новейшее время».

Назовите представителей династии Романовых. Как вы считаете, кого из них можно назвать лучшими и за что?

«…Эти люди делают историю». Установите соответствие между именем государя и народным прозвищем его.

Петр I Освободитель

Александр II Великий

Николай I Благословенный

Николай II Тишайший

М. Романов Кровавый

Александр I Палкин

Алексей Михайлович

К сожалению, последний император из династии Романов не смог управлять и править страной как его предки и в 1917 г. Россия вступает в век без государя, на смену ему приходят, каждый в свое время, Генеральный секретарь партии и Президент России. XX век стал временем изменений ценностных ориентиров жизни, идеалов. За 82 года Россия пережила шесть военных эпох, три переворота, а сколько было семейных трагедий, трагедий на уровне одного человека?


Итак, это последняя станция нашего путешествия. «Россия современная».

Выстроить логический ряд в хронологической последовательности. Задача – исправить неточности в логической цепочке.

  • Начало ВОВ, битва под ПРОХОРОВКОЙ, контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва, капитуляция ГЕРМАНИИ

  • Роспуск КПСС, Беловежское соглашение, Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК ПКСС, соглашение о создании СНГ.

Расшифруйте аббревиатуры и назовите, с какой эпохой нашего государства они связаны. Но для начала, объясните, что значит понятие «аббревиатура».

СССР, США, НАТО, ОВД, СЭВ и ООН.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, наше путешествие подошло к концу. И урок хочу закончить таким высказыванием.

«Если изъять из истории объяснение того, почему, каким образом и ради чего совершенно что-либо, то от нее останется одна забава, лишенная поучительности; Такая история доставит скоропроходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной».

Как вы думаете, кому могут принадлежать эти слова – Отто фон Бисмарку, Ломоносову М., или Полибию? Правильный ответ – Полибию. Ваши ответы продемонстрировали, что смысл истории волнует людей во все времена. Волнует он и нас сейчас, потому что… СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ – ЛЮДИ, А ОБЪЕКТЫ – ИХ ПОСТУПКИ.

А теперь прежде чем, попрощаться с вами до экзаменов, подведем итоги и сформулируем выводы. В форме вопросов.

  1. Кто творит историю? Историю творят люди

  2. Личность и ее поступки необходимо рассматривать с учетом чего? с учетом исторических условий и обстоятельств

  3. У истории не бывает кого? виновных и безвинных

  4. Историю страны необходимо знать для чего? чтобы не прослыть «Иваном, не знающим родства».

  1. Рефлексия.

Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты. Выразив свое эмоциональное восприятие к материалу урока, к подаче материала и к атмосфере на уроке.

Атмосфера на уроке

Подача материала

Материал урока



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: История России с древнейших времен.

Автор: Малюшева Елена Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока истории по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "208261"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430757904"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVI века "Монгольское нашествие на Русь" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-istorii-rossii-s-drievnieishikh-vriemien-do-kontsa-xvi-vieka-monghol-skoie-nashiestviie-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "223875"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438185893"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства