Целеполагание и мотивация | Вступительное слово. Обратить внимание учащихся на доску (экран), где написаны цели для учащихся (разноуровневые). Обращаю внимание на значимость достижения целей. Что в процессе работы учащиеся могут научиться: 1) Знать новые термины: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм, реализм, авангардизм. Знать деятелей «серебряного века» их произведения, главные особенности «серебряного века», о значении русской культуры. 2) Уметь делать сообщения, выполнять проблемные задания, систематизировать учебный материал, выделять главное и делать выводы; 3) Научить выявлять последовательность происходящих событий в культуре «серебряного века» в контексте с литературой, искусством и музыкой. Предлагает ученикам, опираясь на цели урока, ответить на вопрос: - Чему сегодня на уроке я могу научиться? (на доске) Предлагает ответить на вопрос: - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? | Читают цели учебного занятия. Определяют объём работы. Определяют значимость его результата. Прогнозирует возможный результат своей деятельности. Сл. №2 и 3 Отвечают на вопрос. Сл. №4 |
Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала и первичное закрепление. | Мы посетим несколько салонов: литературный, салон живописи и музыки. Сначала мы посетим салон «Литературы». Здесь мы подробно узнаем о творчестве писателей «Серебряного века». 1 В традициях русской реалистической школы работал Л.Н.Толстой («После бала»). (Бунин, Чехов Горький). В первое десятилетие 20 века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов - С.Есенин и др. Задание 1 А: (карточки) В чём смысл философии «толстовства»? Что такое символизм? В чём смысл полемики символистов и акмеистов? (отрицали мистические устремления символистов). Какие течения и объедения поэтов вам известны? 2 Теперь нам нужно посетить салон русской живописи. Русские живописцы удерживали стиль реалистической школы. Действовало общество «Передвижников». Репин «Заседание государственного совета» 1906 год. Ряд сторонников нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства» (1898- 1925). Его задача – привносить красоту в жизнь людей. (Рерих, Сомов) В 1907 году открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников тесно связанных с поэтами-символистами. Задание 1Б. На столе таблицы с фамилиями художников. С помощью магнитов учащиеся распределяют фамилии по колонкам. Задание 2Б. На доске портреты Сурикова, Левитана, Серова, Коровина. На столе репродукция картин без названий. Учащиеся должны расположить репродукции под портретами и назвать произведения. Задания 3Б. С какого времени существовало объединение «Мир искусства»? Кто в него входил? Каков был лозунг у этого объединения? Кто представлял реалистическое направление в живописи? Какие ещё стили можно выделить в изобразительном искусстве начала 20 века? Что вам известно о выставке «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет»? 3 И посетим последнюю гостиную нашей экскурсии гостиную «Музыки». В начале 20 века творческий взлёт переживали великие русские композиторы- новаторы А.Н.Скрябин, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. они создавали новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов Ф.И.Шаляпина, И.В.Ершова. Задание 1В. 2 Как называлось объединение композиторов, в чьём творчестве наиболее полно проявились национальные музыкальные традиции, внимание к русским народным мелодиям? Могучая кучка Товарищество передвижников «Мир искусства» Серапионовы братья 2. Русский композитор и дирижёр, впервые дирижировавший оркестром большого театра, повернувший спиной к публике: 1) С.В.Рахманинов 2) С.И.Танеев 3) П.И.Чайковский 4) А.Н.Скрябин | Сообщение «Серебряный век» русской поэзии. Учебник, с. 59 Сообщение о Есенине. Сл. №5. Сл. №2 1 (непротивление злу насилием). 2 Понятие 3 (символисты утверждали, что вера, религия, главные в жизни и искусстве) 4 (символисты, футуристы и др.) Сл. №6 Доклады учащихся о художниках Учебник с. 320, иллюстрации 1 С1898- 1925 года (Рерих и др.) 2 И.Е.Репин, импрессионизм, модернизм, символизм и др. 3 (1907, 1910) Сообщение о Шаляпине Рахманинов (видеоматериал) |
Проверка уровня усвоения новых знаний и умений | Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? В чём особенность русского модернизма, по сравнению с европейским? Всему миру известны выдающиеся русские писатели, музыканты, живописцы «серебряного века». Как увековечены их имена в России? Продолжите фразу: «Серебряный век» - это (добавлять по несколько слов, характеризующих данный этап развития русской культуры) - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? | Сл. №4 1 -Читают вопрос. -Выдвигают гипотезу её решения -Записывают ответ 2- В русской живописи модернизм развивался одновременно с импрессионизмом. |
Применение новых знаний | Задание 1Г. Проверочные тесты 1 В каком году было основано Товарищество передвижных художественных выставок? 1811 г. 1848 г. 1870 г. 1903 г. 2. Как назывались в 19 веке художники, представители реалистического направления в живописи, отражавшие в своих произведениях тяжёлую жизнь народа? передвижники импрессионисты авангардисты мирискусники 3.Известные в России в начале 20 века группы «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» были объединениями: 1) художников 2) мастеров балета 3) композиторов 4) литераторов 4.назовите фамилию русского художника, который большую часть своей жизни и творчества посвятил Индии: Ю.А. Билибин М.А. Врубель В.В. Верещагин Н.К. Рерих 5.установите соответствие между именами деятелей науки и культуры первых десятилетий 20 века и сферой их творчества. Фамилии Сфера творчества 1)И.П. Павлов А) философия 2)С.Н. Булгаков Б) поэзия 3)А.А. Корнилов В) история 4)Н.С. Гумилёв Г) биология Д) экономика Задание 2Г. Викторина «Художественные стили». | |
Подведение итогов урока (рефлексия) | Какова результативность работы класса сегодня на уроке? - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? - Чему я научился на уроке? (Высказывает своё суждение об уровне достижения учащихся). | Зачитывают цели, определяют уровень и способы их достижения |