-Учитель: Я хотела бы, ребята чтобы у вас с самого начала урока было хорошее настроение. Поэтому я вас попрошу улыбнуться, а теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, мне подарите улыбку, а я подарю вам свою.
Этап вызова: Показ слайда «Архитектурные памятники Южного Казахстана».
-Учитель: Нашу встречу, я хочу начать со слов Нурсултана Абишевича Назарбаева «Сохраняя прошлое, создаем будущее». В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева.
Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.
Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
Программа реализуется по нескольким направлениям:
- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;
- археологические исследования;
- научные работы в области культурного наследия казахского народа;
- обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий. С 2004 года – момента начала реализации программы – проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).
В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.
-Учитель: И мы с вами продолжаем наше путешествие по Казахстану, и сегодня посетим Южный регион нашей страны. Напоминаю вам, мы с вами находимся на станции «Расцвет средневековья 10-15века».
Краткое повторение изученного материала: игра «верные или неверные утверждения»
Одной из причин появления городов является переход к оседлому образу жизни (верно, неверно).
Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных, караван-сараев)- верно или неверно.
Центром сосредоточения Южных городов является город Тараз - верно или неверно.
Город был окружен высокой крепостной стеной, толщина стен достигала нескольких метров, по краям стены имелись специальные башни для караулов. Верно или неверно.
Сравнивая письменные источники и археологические данные, можно убедиться, что площади кварталов гончаров в средневековье по сравнению с кварталами раннесредневекового города не изменились. Верно или не верно.
Новым элементом в градостроительстве 10-12вв являлось сооружение мечетей и восточных бань. Верно или не верно.
Новшеством в строительстве в строительстве жилых домов в 12 веке является то, что появились новые очаги – это круглые или прямоугольные жаровни, вкопанные в пол. Верно или не верно.
Еще одним новшеством было то, что появились ташнау – это очаг, обращенный к входной двери. Верно или не верно.
3. Этап осмысления.
-Учитель: Теперь я передаю слово нашему гиду , которая познакомит нас достопримечательностями Южного и Юго-Восточного региона Казахстана.
- Гид: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 10-12 века. Узнаем, какие знаменитые архитектурные памятники были построены в то время. Итак, садимся по удобнее и отправляемся в путь.
Видео – Айша – Биби, Бабаджа-хатун.
На территории Южного Казахстана в 10-11 века стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением и распространением на территории Казахстана исламской религии. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии канонами ислама.
Архитектурное украшение зданий непосредственно было связано с художественной обработкой строительных материалов и конструкций. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича на ребро, создавая определенный рисунок. Так зародился способ фигурной кладки с использование обожженного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая их из общей кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые эффекты. С 11 века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины). В связи с принятием религии особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а так же бань. Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а так же для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в 10 веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до наших дней. Среди них соборная мечеть минарет Боран. Он предположительно был построен в конце 10 века, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию. Строительным материалом служил ганч, изнутри минарет украшали росписью и резьбой по ганчу окрашенному в оранжево-красные тона.
Теперь я предлагаю вам посетить город Тараз, один из древнейших городов Южного Казахстана.
- Учитель: Какую загадку хранит этот город, и какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? На эти вопросы мы с вами попробуем ответить, работая в группе. Каждая группа будет работать со своим текстом, анализировать его, выделять главное, а затем вы обменяетесь полученной информацией опираясь на составленный постер.
Работа в группах.
1 группа «Работники архива». Ваша задача рассказать нам о достопримечательностях города Тараз, при этом используя архивные материалы.
2 группа «Архитекторы». В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. Задача вашей группы нарисовать планировку и описать восточные бани.
Физминутка. Снять напряжение, расслабиться.
Спикеры групп защищают свои проекты.
-Первая группа, используя архивные материалы, рассказывают об архитектурных сооружениях показом видео роликов.
-Вторая группа, делает зарисовку восточных бань, описывая планировку бань с показом видео роликов.
Взаимооценивание . У вас у каждого на партах лежат листы взаимооценивания. Вам необходимо внести фамилии рассказчика и оценить его рассказ.
Теперь я попрошу вас оценить работу друг друга, согласно критериям оценивания. Свои оценки прокомментируйте. Спикеры оценивают работу группы. Выставление оценок.
Закрепление.
С какого времени в Казахстане начала распространятся исламская религия?
Когда в Казахстане стали возводить крупные архитектурные сооружения?
В связи с чем их стали возводить?
При раскопках каких городов найдены остатки бань?
Почему в это время стали уделять большое внимание строительству бань?
Что служило строительным материалом для построек? (глина и ганч).
Что такое мечеть? (исламский храм, в котором собираются мусульмане для поклонения Аллаху и отправления обрядов).
Откуда известно о наличии мечетей в городах Южного Казахстана
и Жетысу в 10 в? (из письменных арабских и персидских источников)
Что такое мавзолеи? (крытые монументальные надгробные сооружения)
Какие мавзолеи расположены недалеко от Тараза? (Бабаджи-Хатун и Айша-Баби)
Когда они были построены (в 10-12 вв.)
Какая легенда связана с мавзолеем Айша-Биби? (погибла от укуса змеи, мавзолей построен по приказу ее жениха Карахана)
Кем был Арыстан-Баб? (наставником Ходжа Ахмеда Йассауи, духовным исламским наставником)
Как выглядит мавзолей Бабаджи-Хатун? (купольное сооружение, с нишами, шатрообразным куполом)
Какие помещения были в бане, найденной в Отраре? (для мытья, раздевалка, комната для отдыха)
Для кого предназначалась баня в северной части Отрара ?(для бедных людей)
Как выглядели бани раскопанные в Таразе? (жаропроводящие каналы, суфы для сидения, ниши, полихромные росписи)
Где в настоящее время построена баня по проекту восточных бань? (в Алматы «Арасан»)
4.Этап рефлексии: эссе Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?
Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы в конце параграфа, найти дополнительные сведения о культурных достопримечательностях казахов средневековья
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Учитель: Я хотела бы, ребята чтобы у вас с самого начала урока было хорошее настроение. Поэтому я вас попрошу улыбнуться, а теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, мне подарите улыбку, а я подарю вам свою.
Этап вызова: Показ слайда «Архитектурные памятники Южного Казахстана».
-Учитель: Нашу встречу, я хочу начать со слов Нурсултана Абишевича Назарбаева «Сохраняя прошлое, создаем будущее». В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева.
Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.
Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
Программа реализуется по нескольким направлениям:
- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;
- археологические исследования;
- научные работы в области культурного наследия казахского народа;
- обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий. С 2004 года – момента начала реализации программы – проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).
В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.
-Учитель: И мы с вами продолжаем наше путешествие по Казахстану, и сегодня посетим Южный регион нашей страны. Напоминаю вам, мы с вами находимся на станции «Расцвет средневековья 10-15века».
Краткое повторение изученного материала: игра «верные или неверные утверждения»
Одной из причин появления городов является переход к оседлому образу жизни (верно, неверно).
Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных, караван-сараев)- верно или неверно.
Центром сосредоточения Южных городов является город Тараз - верно или неверно.
Город был окружен высокой крепостной стеной, толщина стен достигала нескольких метров, по краям стены имелись специальные башни для караулов. Верно или неверно.
Сравнивая письменные источники и археологические данные, можно убедиться, что площади кварталов гончаров в средневековье по сравнению с кварталами раннесредневекового города не изменились. Верно или не верно.
Новым элементом в градостроительстве 10-12вв являлось сооружение мечетей и восточных бань. Верно или не верно.
Новшеством в строительстве в строительстве жилых домов в 12 веке является то, что появились новые очаги – это круглые или прямоугольные жаровни, вкопанные в пол. Верно или не верно.
Еще одним новшеством было то, что появились ташнау – это очаг, обращенный к входной двери. Верно или не верно.
3. Этап осмысления.
-Учитель: Теперь я передаю слово нашему гиду , которая познакомит нас достопримечательностями Южного и Юго-Восточного региона Казахстана.
- Гид: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 10-12 века. Узнаем, какие знаменитые архитектурные памятники были построены в то время. Итак, садимся по удобнее и отправляемся в путь.
Видео – Айша – Биби, Бабаджа-хатун.
На территории Южного Казахстана в 10-11 века стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением и распространением на территории Казахстана исламской религии. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии канонами ислама.
Архитектурное украшение зданий непосредственно было связано с художественной обработкой строительных материалов и конструкций. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича на ребро, создавая определенный рисунок. Так зародился способ фигурной кладки с использование обожженного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая их из общей кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые эффекты. С 11 века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины). В связи с принятием религии особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а так же бань. Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а так же для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в 10 веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до наших дней. Среди них соборная мечеть минарет Боран. Он предположительно был построен в конце 10 века, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию. Строительным материалом служил ганч, изнутри минарет украшали росписью и резьбой по ганчу окрашенному в оранжево-красные тона.
Теперь я предлагаю вам посетить город Тараз, один из древнейших городов Южного Казахстана.
- Учитель: Какую загадку хранит этот город, и какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? На эти вопросы мы с вами попробуем ответить, работая в группе. Каждая группа будет работать со своим текстом, анализировать его, выделять главное, а затем вы обменяетесь полученной информацией опираясь на составленный постер.
Работа в группах.
1 группа «Работники архива». Ваша задача рассказать нам о достопримечательностях города Тараз, при этом используя архивные материалы.
2 группа «Архитекторы». В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. Задача вашей группы нарисовать планировку и описать восточные бани.
Физминутка. Снять напряжение, расслабиться.
Спикеры групп защищают свои проекты.
-Первая группа, используя архивные материалы, рассказывают об архитектурных сооружениях показом видео роликов.
-Вторая группа, делает зарисовку восточных бань, описывая планировку бань с показом видео роликов.
Взаимооценивание . У вас у каждого на партах лежат листы взаимооценивания. Вам необходимо внести фамилии рассказчика и оценить его рассказ.
Теперь я попрошу вас оценить работу друг друга, согласно критериям оценивания. Свои оценки прокомментируйте. Спикеры оценивают работу группы. Выставление оценок.
Закрепление.
С какого времени в Казахстане начала распространятся исламская религия?
Когда в Казахстане стали возводить крупные архитектурные сооружения?
В связи с чем их стали возводить?
При раскопках каких городов найдены остатки бань?
Почему в это время стали уделять большое внимание строительству бань?
Что служило строительным материалом для построек? (глина и ганч).
Что такое мечеть? (исламский храм, в котором собираются мусульмане для поклонения Аллаху и отправления обрядов).
Откуда известно о наличии мечетей в городах Южного Казахстана
и Жетысу в 10 в? (из письменных арабских и персидских источников)
Что такое мавзолеи? (крытые монументальные надгробные сооружения)
Какие мавзолеи расположены недалеко от Тараза? (Бабаджи-Хатун и Айша-Баби)
Когда они были построены (в 10-12 вв.)
Какая легенда связана с мавзолеем Айша-Биби? (погибла от укуса змеи, мавзолей построен по приказу ее жениха Карахана)
Кем был Арыстан-Баб? (наставником Ходжа Ахмеда Йассауи, духовным исламским наставником)
Как выглядит мавзолей Бабаджи-Хатун? (купольное сооружение, с нишами, шатрообразным куполом)
Какие помещения были в бане, найденной в Отраре? (для мытья, раздевалка, комната для отдыха)
Для кого предназначалась баня в северной части Отрара ?(для бедных людей)
Как выглядели бани раскопанные в Таразе? (жаропроводящие каналы, суфы для сидения, ниши, полихромные росписи)
Где в настоящее время построена баня по проекту восточных бань? (в Алматы «Арасан»)
4.Этап рефлексии: эссе Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?
Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы в конце параграфа, найти дополнительные сведения о культурных достопримечательностях казахов средневековья