kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип: изучение нового материала;

Цель: развивать и углубить знания учащихся об особенностях развития архитектуры и прикладного искусства в 10-12вв в Казахстане;

- продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ, развивать логическое мышление, умение работать в группе;

-воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам культуры, воспитание трудолюбия, творческого мастерства;

Метод: Практические -  работа с текстом учебника;  применение ИКТ,

объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый (эвристический)

Форма: групповая; индивидуальная;

Оборудование: ИКТ, флипчарты, видеоролики;

Ход урока:

  1. Организационный момент. Позитивный настрой.

-Учитель: Я хотела бы, ребята чтобы у вас с самого начала урока было хорошее настроение. Поэтому я вас попрошу улыбнуться, а теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, мне подарите улыбку, а я подарю вам свою.

  1. Этап вызова: Показ слайда «Архитектурные памятники Южного Казахстана».

-Учитель: Нашу встречу, я хочу начать со слов Нурсултана Абишевича Назарбаева «Сохраняя прошлое, создаем будущее». В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева.

Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.

Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;

- археологические исследования;

- научные работы в области культурного наследия казахского народа;

- обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий. С 2004 года – момента начала реализации программы – проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).

В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.

-Учитель: И мы с вами продолжаем  наше путешествие по Казахстану, и сегодня посетим Южный регион нашей страны.  Напоминаю вам, мы с вами находимся на станции «Расцвет средневековья 10-15века».

Краткое повторение изученного материала: игра «верные или неверные утверждения»

  1. Одной из причин появления городов является переход к оседлому образу жизни (верно, неверно).
  2. Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных, караван-сараев)- верно или неверно.
  3. Центром сосредоточения Южных городов является город Тараз - верно или неверно.
  4. Город был окружен высокой крепостной стеной, толщина стен достигала нескольких метров, по краям стены имелись специальные башни для караулов. Верно или неверно.
  5. Сравнивая письменные источники и археологические данные, можно убедиться, что площади кварталов гончаров в средневековье по сравнению с кварталами раннесредневекового города не изменились. Верно или не верно.
  6. Новым элементом в градостроительстве 10-12вв являлось сооружение мечетей и восточных бань. Верно или не верно.
  7. Новшеством в строительстве в строительстве жилых домов в 12 веке является то, что появились новые очаги – это круглые или прямоугольные жаровни, вкопанные в пол. Верно или не верно.  
  8. Еще одним новшеством было то, что появились ташнау – это очаг, обращенный к входной двери. Верно или не верно.

3. Этап осмысления.

-Учитель: Теперь я передаю слово нашему гиду , которая познакомит нас достопримечательностями Южного и Юго-Восточного  региона Казахстана.

- Гид: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 10-12 века. Узнаем, какие знаменитые архитектурные памятники были построены в то время. Итак, садимся по удобнее и отправляемся в путь.

Видео – Айша – Биби, Бабаджа-хатун.

На территории Южного Казахстана в 10-11 века стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением и распространением на территории Казахстана исламской религии. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии канонами ислама.

Архитектурное украшение зданий непосредственно было связано с художественной обработкой строительных материалов и конструкций. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича на ребро, создавая определенный рисунок.  Так зародился способ фигурной кладки с использование обожженного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая их из общей кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые эффекты. С 11 века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины). В связи  с принятием религии особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а так же бань. Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а так же для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в 10 веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до наших дней. Среди них соборная мечеть минарет Боран. Он предположительно был построен в конце 10 века, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию. Строительным материалом служил ганч, изнутри минарет украшали росписью и резьбой по ганчу  окрашенному в оранжево-красные тона.

Теперь я предлагаю вам посетить город Тараз, один из древнейших городов Южного Казахстана.

- Учитель: Какую загадку хранит этот город, и какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? На эти вопросы мы с вами  попробуем ответить, работая в группе. Каждая группа будет работать со своим текстом, анализировать его, выделять главное, а затем вы обменяетесь полученной информацией опираясь на  составленный постер.

Работа в группах.

1 группа «Работники архива». Ваша задача рассказать нам о достопримечательностях города Тараз, при этом используя архивные материалы.

2 группа «Архитекторы». В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. Задача вашей группы нарисовать планировку и описать восточные бани.

Физминутка. Снять напряжение, расслабиться.

Спикеры групп защищают свои проекты.

-Первая группа, используя архивные материалы, рассказывают об архитектурных сооружениях  показом видео роликов.

-Вторая группа, делает зарисовку восточных бань, описывая планировку бань с показом видео роликов.

Взаимооценивание . У вас у каждого на партах лежат листы взаимооценивания. Вам необходимо внести фамилии рассказчика и оценить его рассказ.

Теперь я попрошу вас оценить работу друг друга, согласно критериям оценивания. Свои оценки прокомментируйте.  Спикеры оценивают работу группы.  Выставление оценок.

Закрепление.

  1. С какого времени в Казахстане начала распространятся исламская религия?
  2. Когда в Казахстане стали возводить крупные архитектурные сооружения?
  3. В связи с чем их стали возводить?
  4. При раскопках  каких городов найдены остатки  бань?
  5. Почему в это время стали уделять большое внимание строительству бань?
  6.  Что служило строительным материалом для построек?  (глина и ганч).
  7. Что такое мечеть?  (исламский храм, в котором собираются мусульмане для поклонения Аллаху и отправления обрядов).
  8. Откуда известно о наличии мечетей в городах Южного Казахстана

и Жетысу в 10 в? (из письменных арабских и персидских источников) 

  1.  Что такое мавзолеи? (крытые монументальные надгробные сооружения) 
  2.  Какие мавзолеи расположены недалеко от Тараза?  (Бабаджи-Хатун и Айша-Баби) 
  3.  Когда они были построены (в 10-12 вв.) 
  4. Какая легенда связана с мавзолеем Айша-Биби?  (погибла от укуса змеи, мавзолей построен по приказу ее жениха Карахана) 
  5.  Кем был Арыстан-Баб?  (наставником Ходжа Ахмеда Йассауи, духовным исламским наставником) 
  6. Как выглядит мавзолей Бабаджи-Хатун? (купольное сооружение, с нишами, шатрообразным куполом) 
  7. Какие помещения были в бане, найденной в Отраре?  (для мытья, раздевалка, комната для отдыха) 
  8.  Для кого предназначалась баня в северной части Отрара ?(для бедных людей) 
  9.  Как выглядели бани раскопанные в Таразе? (жаропроводящие каналы, суфы для сидения, ниши, полихромные росписи) 
  10.  Где в настоящее время построена баня по проекту восточных бань? (в Алматы «Арасан») 

 

4.Этап рефлексии: эссе Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?

         Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы в конце параграфа, найти дополнительные сведения о культурных достопримечательностях казахов средневековья 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по истории Казахстана »

Шанабаева А.К

Преподаватель истории

Караозекской средней школы.

Буландынский район,

Акмолинская область.





Развитие архитектуры и строительства.


Тип: изучение нового материала;

Цель: развивать и углубить знания учащихся об особенностях развития архитектуры и прикладного искусства в 10-12вв в Казахстане;

- продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ, развивать логическое мышление, умение работать в группе;

-воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам культуры, воспитание трудолюбия, творческого мастерства;

Метод: Практические - работа с текстом учебника; применение ИКТ,

объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый (эвристический)

Форма: групповая; индивидуальная;

Оборудование: ИКТ, флипчарты, видеоролики;

Ход урока:

  1. Организационный момент. Позитивный настрой.

-Учитель: Я хотела бы, ребята чтобы у вас с самого начала урока было хорошее настроение. Поэтому я вас попрошу улыбнуться, а теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, мне подарите улыбку, а я подарю вам свою.

  1. Этап вызова: Показ слайда «Архитектурные памятники Южного Казахстана».

-Учитель: Нашу встречу, я хочу начать со слов Нурсултана Абишевича Назарбаева «Сохраняя прошлое, создаем будущее». В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева.

Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.

Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

- воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;

- археологические исследования;

- научные работы в области культурного наследия казахского народа;

- обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий. С 2004 года – момента начала реализации программы – проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).

В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.

-Учитель: И мы с вами продолжаем наше путешествие по Казахстану, и сегодня посетим Южный регион нашей страны. Напоминаю вам, мы с вами находимся на станции «Расцвет средневековья 10-15века».

Краткое повторение изученного материала: игра «верные или неверные утверждения»

  1. Одной из причин появления городов является переход к оседлому образу жизни (верно, неверно).

  2. Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных, караван-сараев)- верно или неверно.

  3. Центром сосредоточения Южных городов является город Тараз - верно или неверно.

  4. Город был окружен высокой крепостной стеной, толщина стен достигала нескольких метров, по краям стены имелись специальные башни для караулов. Верно или неверно.

  5. Сравнивая письменные источники и археологические данные, можно убедиться, что площади кварталов гончаров в средневековье по сравнению с кварталами раннесредневекового города не изменились. Верно или не верно.

  6. Новым элементом в градостроительстве 10-12вв являлось сооружение мечетей и восточных бань. Верно или не верно.

  7. Новшеством в строительстве в строительстве жилых домов в 12 веке является то, что появились новые очаги – это круглые или прямоугольные жаровни, вкопанные в пол. Верно или не верно.

  8. Еще одним новшеством было то, что появились ташнау – это очаг, обращенный к входной двери. Верно или не верно.

3. Этап осмысления.

-Учитель: Теперь я передаю слово нашему гиду , которая познакомит нас достопримечательностями Южного и Юго-Восточного региона Казахстана.

- Гид: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекие 10-12 века. Узнаем, какие знаменитые архитектурные памятники были построены в то время. Итак, садимся по удобнее и отправляемся в путь.

Видео – Айша – Биби, Бабаджа-хатун.

На территории Южного Казахстана в 10-11 века стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением и распространением на территории Казахстана исламской религии. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии канонами ислама.

Архитектурное украшение зданий непосредственно было связано с художественной обработкой строительных материалов и конструкций. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича на ребро, создавая определенный рисунок. Так зародился способ фигурной кладки с использование обожженного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая их из общей кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые эффекты. С 11 века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины). В связи с принятием религии особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а так же бань. Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а так же для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в 10 веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до наших дней. Среди них соборная мечеть минарет Боран. Он предположительно был построен в конце 10 века, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию. Строительным материалом служил ганч, изнутри минарет украшали росписью и резьбой по ганчу окрашенному в оранжево-красные тона.

Теперь я предлагаю вам посетить город Тараз, один из древнейших городов Южного Казахстана.

- Учитель: Какую загадку хранит этот город, и какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? На эти вопросы мы с вами попробуем ответить, работая в группе. Каждая группа будет работать со своим текстом, анализировать его, выделять главное, а затем вы обменяетесь полученной информацией опираясь на составленный постер.

Работа в группах.

1 группа «Работники архива». Ваша задача рассказать нам о достопримечательностях города Тараз, при этом используя архивные материалы.

2 группа «Архитекторы». В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. Задача вашей группы нарисовать планировку и описать восточные бани.

Физминутка. Снять напряжение, расслабиться.

Спикеры групп защищают свои проекты.

-Первая группа, используя архивные материалы, рассказывают об архитектурных сооружениях показом видео роликов.

-Вторая группа, делает зарисовку восточных бань, описывая планировку бань с показом видео роликов.

Взаимооценивание . У вас у каждого на партах лежат листы взаимооценивания. Вам необходимо внести фамилии рассказчика и оценить его рассказ.

Теперь я попрошу вас оценить работу друг друга, согласно критериям оценивания. Свои оценки прокомментируйте. Спикеры оценивают работу группы. Выставление оценок.

Закрепление.

  1. С какого времени в Казахстане начала распространятся исламская религия?

  2. Когда в Казахстане стали возводить крупные архитектурные сооружения?

  3. В связи с чем их стали возводить?

  4. При раскопках каких городов найдены остатки бань?

  5. Почему в это время стали уделять большое внимание строительству бань?

  6. Что служило строительным материалом для построек? (глина и ганч).

  7. Что такое мечеть? (исламский храм, в котором собираются мусульмане для поклонения Аллаху и отправления обрядов).

  8. Откуда известно о наличии мечетей в городах Южного Казахстана

и Жетысу в 10 в? (из письменных арабских и персидских источников) 

  1. Что такое мавзолеи? (крытые монументальные надгробные сооружения) 

  2. Какие мавзолеи расположены недалеко от Тараза? (Бабаджи-Хатун и Айша-Баби) 

  3. Когда они были построены (в 10-12 вв.) 

  4. Какая легенда связана с мавзолеем Айша-Биби? (погибла от укуса змеи, мавзолей построен по приказу ее жениха Карахана) 

  5. Кем был Арыстан-Баб? (наставником Ходжа Ахмеда Йассауи, духовным исламским наставником) 

  6. Как выглядит мавзолей Бабаджи-Хатун? (купольное сооружение, с нишами, шатрообразным куполом) 

  7. Какие помещения были в бане, найденной в Отраре? (для мытья, раздевалка, комната для отдыха) 

  8. Для кого предназначалась баня в северной части Отрара ?(для бедных людей) 

  9. Как выглядели бани раскопанные в Таразе? (жаропроводящие каналы, суфы для сидения, ниши, полихромные росписи) 

  10. Где в настоящее время построена баня по проекту восточных бань? (в Алматы «Арасан») 


4.Этап рефлексии: эссе Что нынешнему поколению нужно предпринять, чтобы эти культурные ценности, не исчезли с лица земли, а радовали глаз не одно еще поколение?

Домашнее задание: прочитать параграф, ответит на вопросы в конце параграфа, найти дополнительные сведения о культурных достопримечательностях казахов средневековья






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по истории Казахстана

Автор: Шанабаева Айгуль Кенесовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории Казахстана "Эпоха железа" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-epokha-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "183700"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425915818"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Все материалы к уроку истории Казахстана с применением трехязычия 10 класс Мыслители средневековья"
    ["seo_title"] => string(80) "vsie_matierialy_k_uroku_istorii_kazakhstana_s_primienieniiem_triekhiazychiia_10_"
    ["file_id"] => string(6) "410577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492689929"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-pamiatniki-arkhitiektury"
    ["file_id"] => string(6) "294809"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455722830"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства