kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:  История Казахстана                                                                                     

Учитель: Власюк К.Ю.                                                                                                        

Тема урока:  Памятники архитектуры

Класс: 5 «А»

Тип урока: Комбинированный

ТДЦ  урока:

Сформировать:  представления об особенностях памятниках архитектуры средневековья.

Развивать: логическое мышление и память, развитие самостоятельности и творческого мышления, создание условий для быстрого переключения с одной мыслительной операции на другую, умение излагать свои мысли, навыков публичного выступления.

Воспитать: в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, карта, иллюстрации учебника.

Литература: учебник Рассказы по истории Казахстана.Алматы. «Атамура» 2015.

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

              Словесные: рассказ, лекция, беседа и т.д.

              Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

              Практические упражнения: лабораторные опыты, трудовые действия.

  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная.

Дидактический материал: раздаточный материал, видеотека, игротека, таблицы, тесты, карточки

Этап урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь!  

2. Подготовка к восприятию.

Психологический настрой. Смайлики.

Возьмите каждый билет, который лежит у вас на парте. Посмотрите на него внимательно. Это волшебный билет. Это родина приглашает нас в путешествие.

 Но путешествие наше особенное, ребята, потому что совершим мы его на «ковре-самолете». Располагайтесь удобно, можете закрыть глаза.

Ковер-самолет поднимается вверх и легко уносит нас в безоблачное голубое небо. Мы парим над континентами: Евразия, Америка, Африка, Австралия. (Пауза).

Ковер-самолет опускается ниже, и перед нами предстает один из замечательнейших периодов в истории Казахстана. Это средневековье. И сегодня мы будем путешествовать по средневековым памятникам архитектуры.

Наша тема урока звучит так «Памятники архитектуры».

Эпиграф урока:

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Николай Васильевич Гоголь.

-Ребята какова цель нашего урока? Что мы должны изучить на уроке? (Рассмотреть памятники архитектуры на территории Казахстана)

3. Проверка Д/З.

Первая станция нашего путешествия «Историческая разминка»

1.Что такое шежире?

2.Кто является отцом истории?

3.Что такое тотемизм?

4.Как называется каменный век?

5.Какие орудия труда изготавливались в каменный век?

6.Как назывался новокаменный век?

7.Бронза- это сплав __________?

8. Как древние греки называли саков?

9.Какие сакские племена вы знаете?

10.Кто стоял во главе сакского общества?

11.Какой памятник является бесценным наследием саков?

12.Как назывался верховный титул гуннов?

13.Имя правителя гуннов, при котором произошел расцвет государства? Моде

14. Какое государство считается первым созданным на территории Казахстана?

15.Год образования Тюркского каганата? Катя

16.Основатель Тюркского каганата?

17. Как переводится термин «казах» с тюркского языка?

18.Назовите 3 жуза?

19.Кто является основателем Казахского ханства?

20.Какие полномочия выполняет хан?

21. Назвать 3 известных биев.

22. В каких отношениях были казахи и джунгары?

23. Настоящее имя Абылай хана?

24.Свадебный головной убор невесты?

4.Изучение нового материалаю.

-Ребята, архитектурные памятники относятся к культуре, а что такое культура?

- А памятники архитектуры относятся к какой культуре? (К материальной)

-Перед тем как мы начнем наше путешествие по памятникам архитектуры.

-Давайте составим кластер на тему «Архитектура». Каждый сам в своих тетрадках составляет.

Таким образом, Архитектура – это искусство проектирования и строительства жилых домов, зданий, сооружений.

В древности у первобытных людей не было таких красивых домов, как сейчас, они жили в пещерах. С развитием орудий труда и видов хозяйства люди постепенно научились строить дома.

Следующая наша станция называется «Путешествие по памятникам»

-Выполнение 1 задания на опорной схеме, используя учебник на стр 89-90. Задание верно-неверно. 1.Неверно 2.Верно 3.Верно 4.Неверно 5.Верно 6. Неверно

В средние века существовала традиция строить мавзолеи для захоронения великих деятелей. На сегодняшний день на казахской земле сохранились мавзолеи Айша биби, Бабаджа хатун, Ходжи Ахмеда Ясауи.

Мавзолей - это монумент, погребальное сооружение, которое возводилось из жженых и сырых кирпичей. Часто в мавзолее устанавливали надгробные плиты. Сам мавзолей венчал купол, а двери были обращены на восток.

-Ребята получили опережающее задание. Найти информацию о данных мавзолеях. Приглашаем наших ребят-экскурсоводов.

Спасибо, ребята! Путешествие наше продолжается

-Выполняете следующее задание на опорной схеме. Задание 2. Заполнить таблицу.

5.Закрепление и систематизация ЗУН.

Следующая наша станция называется «Итоговая»

-Вы выполняете задание на опорной схеме под номером 3. Определить лишнее  слово в ряду  и объяснить почему.

  1. Лишнее- поэма.  Т.К. относится к духовной культуре.
  2. Лишнее- Байтерек. Т.к не относится к памятникам средневековья.
  3. Лишнее- мавзолей Джучи хана.Т.к. находится в г.Жезказгане.
  4. Лишнее юрта. Т.к. все остальное относится к памятнику Ходжа Ахмета Яссауи.

6. Итог урока

Рефлексия карточки «Для меня сегодняшний урок…». Смайлики.

Д/З:параграф 18

Опорная схема урока на тему «Памятники архитектуры»

Задание 1. Работая с текстом учебника на стр. 89-90 выполнить задание «Верно / Неверно»?

1.История архитектурного искусства на казахской земле начинается с каменного века.

2.«Дын»- это пирамидовидные постройки.

3.Некоторые памятники были посвящены знаменитым людям.

4.Для строительства памятников использовали  недолговечные материалы.

5.К строительству памятников  привлекались известные мастера- строители.

6.Тайказган- священная статуя

Задание 2. Заполнить таблицу, работая с текстом учебника на стр. 90-91.

Название мавзолея

Место расположения

Время сооружения

Задание 3. Определить лишнее  слово в ряду  и объяснить почему.

  1. Одежда, жилище, ювелирные украшения, поэма.
  2. Айша Биби, Бабаджа Хатун, Байтерек, Ходжа Ахмед Яссауи.
  3. Мавзолей Айша Биби, мавзолей Карахана, мавзолей Джучи хана.
  4. Ходжа Ахмед Яссауи, юрта, город Туркестан, эмир Тимур.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры"»


Предмет: История Казахстана

Учитель: Власюк К.Ю.

Тема урока: Памятники архитектуры

Класс: 5 «А»

Тип урока: Комбинированный

ТДЦ урока:

Сформировать: представления об особенностях памятниках архитектуры средневековья.

Развивать: логическое мышление и память, развитие самостоятельности и творческого мышления, создание условий для быстрого переключения с одной мыслительной операции на другую, умение излагать свои мысли, навыков публичного выступления.

Воспитать: в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, карта, иллюстрации учебника.

Литература: учебник Рассказы по истории Казахстана.Алматы. «Атамура» 2015.

Методы обучения:

1.Методы организации научно-познавательной деятельности:

    1. Словесные: рассказ, лекция, беседа и т.д.

    2. Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

    3. Практические упражнения: лабораторные опыты, трудовые действия.

    4. Проблемно-поисковые.

    5. Репродуктивные.

    6. Методы самостоятельной учебной работы школьников.

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    1. Методы познавательной игры.

    2. Учебных дискуссий.

      1. Создания ситуаций успеха в учёбе.

      2. Предъявление учебных требований.

3.Методы поощрения

    1. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

      1. Методы устного, письменного, лабораторного контроля.

      2. Индивидуального, фронтального, тематического контроля. Поурочного контроля.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, ролевая игра, индивидуальная, парная.

Дидактический материал: раздаточный материал, видеотека, игротека, таблицы, тесты, карточки


Этап урока

Содержание учебного материала

Прим

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.































3.Д/З



























4.Изучение нового материала.






























































5. Закрепление и систематизация ЗУН.









6.Итог урока.



-Здравствуйте, садитесь!

Психологический настрой. Смайлики.

Возьмите каждый билет, который лежит у вас на парте. Посмотрите на него внимательно. Это волшебный билет. Это родина приглашает нас в путешествие.

Но путешествие наше особенное, ребята, потому что совершим мы его на «ковре-самолете». Располагайтесь удобно, можете закрыть глаза.

Ковер-самолет поднимается вверх и легко уносит нас в безоблачное голубое небо. Мы парим над континентами: Евразия, Америка, Африка, Австралия. (Пауза).

Ковер-самолет опускается ниже, и перед нами предстает один из замечательнейших периодов в истории Казахстана. Это средневековье. И сегодня мы будем путешествовать по средневековым памятникам архитектуры.

Наша тема урока звучит так «Памятники архитектуры».

Эпиграф урока:

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Николай Васильевич Гоголь.

-Ребята какова цель нашего урока? Что мы должны изучить на уроке? (Рассмотреть памятники архитектуры на территории Казахстана)

Первая станция нашего путешествия «Историческая разминка»

1.Что такое шежире?

2.Кто является отцом истории?

3.Что такое тотемизм?

4.Как называется каменный век?

5.Какие орудия труда изготавливались в каменный век?

6.Как назывался новокаменный век?

7.Бронза- это сплав __________?

8. Как древние греки называли саков?

9.Какие сакские племена вы знаете?

10.Кто стоял во главе сакского общества?

11.Какой памятник является бесценным наследием саков?

12.Как назывался верховный титул гуннов?

13.Имя правителя гуннов, при котором произошел расцвет государства? Моде

14. Какое государство считается первым созданным на территории Казахстана?

15.Год образования Тюркского каганата? Катя

16.Основатель Тюркского каганата?

17. Как переводится термин «казах» с тюркского языка?

18.Назовите 3 жуза?

19.Кто является основателем Казахского ханства?

20.Какие полномочия выполняет хан?

21. Назвать 3 известных биев.

22. В каких отношениях были казахи и джунгары?

23. Настоящее имя Абылай хана?

24.Свадебный головной убор невесты?



-Ребята, архитектурные памятники относятся к культуре, а что такое культура?

Культура от латинского слова означает «возделывание»- это — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком. Культура бывает материальной и духовной. Материальная культура- это все то, что сделано руками человека. К материальной культуре относятся одежда, мебель, ювелирные изделия, жилище человека.

К духовной культуре относятся сказки, предания, эпосы, сказания, традиции и обычаи.

Молодец. Спасибо.

- А памятники архитектуры относятся к какой культуре? (К материальной)

-Перед тем как мы начнем наше путешествие по памятникам архитектуры.

-Давайте составим кластер на тему «Архитектура». Каждый сам в своих тетрадках составляет.

Таким образом, Архитектура – это искусство проектирования и строительства жилых домов, зданий, сооружений.

В древности у первобытных людей не было таких красивых домов, как сейчас, они жили в пещерах. С развитием орудий труда и видов хозяйства люди постепенно научились строить дома.

-Ребята, как называется основное жилище казахов?

-Кто выйдет к доске и расскажет из чего состояла юрта. (Рассказ ученика)

Следующая наша станция называется «Путешествие по памятникам»

-Выполнение 1 задания на опорной схеме, используя учебник на стр 89-90. Задание верно-неверно.

1.Неверно

2.Верно

3.Верно

4.Неверно

5.Верно

6. Неверно

В средние века существовала традиция строить мавзолеи для захоронения великих деятелей. На сегодняшний день на казахской земле сохранились мавзолеи Айша биби, Бабаджа хатун, Ходжи Ахмеда Ясауи.

Мавзолей - это монумент, погребальное сооружение, которое возводилось из жженых и сырых кирпичей. Часто в мавзолее устанавливали надгробные плиты. Сам мавзолей венчал купол, а двери были обращены на восток.

-Ребята получили опережающее задание. Найти информацию о данных мавзолеях. Приглашаем наших ребят-экскурсоводов.

Спасибо, ребята! Путешествие наше продолжается

-Выполняете следующее задание на опорной схеме. Задание 2. Заполнить таблицу.

Следующая наша станция называется «Итоговая»

-Вы выполняете задание на опорной схеме под номером 3. Определить лишнее слово в ряду и объяснить почему.

  1. Лишнее- поэма. Т.К. относится к духовной культуре.

  2. Лишнее- Байтерек. Т.к не относится к памятникам средневековья.

  3. Лишнее- мавзолей Джучи хана.Т.к. находится в г.Жезказгане.

  4. Лишнее юрта. Т.к. все остальное относится к памятнику Ходжа Ахмета Яссауи.

Рефлексия карточки «Для меня сегодняшний урок…»

Д/З:параграф 18








































Опорная схема урока на тему «Памятники архитектуры»



Задание 1. Работая с текстом учебника на стр. 89-90 выполнить задание «Верно / Неверно»?



Утверждение

Верно- неверно

История архитектурного искусства на казахской земле начинается с каменного века.


«Дын»- это пирамидовидные постройки.


Некоторые памятники были посвящены знаменитым людям.


Для строительства памятников использовали недолговечные материалы.


К строительству памятников привлекались известные мастера- строители.


Тайказган- священная статуя




Задание 2. Заполнить таблицу, работая с текстом учебника на стр. 90-91.


Название мавзолея

Место расположения

Время сооружения






Задание 3. Определить лишнее слово в ряду и объяснить почему.


  1. Одежда, жилище, ювелирные украшения, поэма.

  2. Айша Биби, Бабаджа Хатун, Байтерек, Ходжа Ахмед Яссауи.

  3. Мавзолей Айша Биби, мавзолей Карахана, мавзолей Джучи хана.

  4. Ходжа Ахмед Яссауи, юрта, город Туркестан, эмир Тимур.






















Мавзолей Айша Биби- это уникальный памятник 12 века в культуре Казахстана и Средней Азии. Расположен в селе Айша-биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза.

Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, арки, терракотовая облицовочная плитка.

Согласно самой распространенной Айша биби была дочерью известного ученого и поэта Сулеймена Бакыргани. После его смерти она находилась на вопитании шейха. Однажды правитель Тараза Карахан попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели.

Первым исследователем мавзолея был русский археолог Василий Бартольд. Регулярно проводятся работы по реконструированию.

Памятник неизменно вызывает интерес туристов не только своей необычной архитектурой, но и легендами, рассказывающими о любви Айши и Карахана.



Рядом с мавзолеем Айша -Биби стоит другой замечательный памятник архитектуры средневекового Казахстана -мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в 11 веке.

Мавзолей Бабаджи-Хатун хорошо сохранился, на стенах до сих пор ясно видны изображения луны и солнца в виде неба - Тенгри.

По легенде, Бабаджа хатун была няней Айша Биби. Мавзолей сооружен из жженого кирпича, хорошо сохранился и отреставрирован. В мавзолее выстроена округлая арка, здесь и находится единственный вход в сам мавзолей.

По сегодняшний день к мавзолею приходят женщины и просить о счастье.


Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави- возведен по приказу Эмира Тимура в городе Туркестане . Мавзолей объединил в себе — мечеть, медресе, библиотеку, два дворцовых зала, усыпальницу, жилые комнаты, столовую, центральный зал — казандык. Главный (южный вход) вход оформлен величественной аркой, по краям которой находятся башни — минареты.

Ходжа Ахмед Ясави — это известный проповедник ислама. Он призывал к добру, осуждал ложь, двуличие, корысть. Эмир Тимур верил, что, на основе ислама он сможет построить справедливое государство и укрепить свою власть, поэтому уважал Ходжа Ахмеда Ясави.

Фасад здания насыщен геометрической и растительной орнаментацией. Внутри и снаружи мавзолей украшен надписями.

Сегодня в Туркестан приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави.







Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу- расположен в Восточно-Казахстанской области , на правом берегу реки Аягуз. Является одним из древнейших памятников Казахстана дошедших до нашего времени.

Козы Корпеш и Баян сулу – герои лирической поэмы казахского народа. Они являются символом вечной любви между юношей и девушкой. Первая запись одного из вариантов поэмы была сделана для А. С. Пушкина.

Памятник представляет собой квадратное башенное сооружение, корпус которого плавно сужается к верху. Памятник сложен из камня на глиняном растворе и не раз ремонтировался. Вход мавзолея с востока имеет маленькие окна.

Этот мавзолей включен в список памятников Республики Казахстан.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры"

Автор: Власюк Ксения Юрьевна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока по теме:"Великие памятники архитектуры эпохи средневековья" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vielikiie-pamiatniki-arkhitiektury-epokhi-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "208902"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430933393"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока изобразительного искусства на тему "Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом" "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-pamiatniki-drievnierusskoi-arkhitiektury-v-muzieiakh-pod-otkrytym-niebom"
    ["file_id"] => string(6) "107732"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403421358"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства