Сабақ \урок № 43. Пән\предмет: история Казахстана сынып/класс – 10 «А» Дата: 06.02.17г
Такырып\тема: Мыслители средневековья. Thinkers of middle ages. Орта ғасырдың ойшылары.
Мақсат\Цели – Сформировать знания о развитии научных знаний в период 15-17вв. Показать важность значения для развития научных знаний мыслителей средневековья М. Кашгари, Ю. Баласагуни, А. Яссауи.
Воспитание уважения и гордости к культурному наследию своего народа. Развивать навыки и этику взаимной работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, эл. презентация, учебник и хрестоматия,
раздаточный и доп.материал.
Ожидаемый результат: Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать во взаимодействии на уроке, правильно распределят время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесно-наглядный, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Негiзгi мазмуны/ Основное содержание: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Махмут Кашгари, Юсуф Баласагуни,
Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайыри.
Жана создер/Термины:
Галым - Scientist - ученый
Философ - Philosopher - философ
Ойшыл - Thinker – мыслитель
Шешен - Speaker - оратор
Хан (тақсыр, патша, әмірші) - Khan - хан
Ауызекі шығармашылық - Folklore (storytelling) - фольклор (устное творчество)
Мақалдар - Proverbs - пословицы
Сабак барысы\ход урока:
Эпиграф урока: «Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» - Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда.
У: Здравствуйте, дети. (на 3х яз.) Рада видеть вас сегодня, (далее обращение к дате на доске на 3яз)
Предлагаю открыть тетради, записать число. t -1 м. Далее читаем эпиграф урока. (слайд 1) t -1 м
Этап повторения пройденного.
У: -Повторим изученное. Қайталау. Вам даны имена правителей-ханов Казахского ханства. Расположите их в правильном хронологическом порядке и впишите даты правления. Алга! (слайд 2) - t -2 м + сверка 1м=3 У: По критерию выводим Оценку 1: «5» - 8б, «4» - 7б, «3» - 5-6б, «2» - 4 и менее. Оценку запишите на полях тетради.
Этап повторения домашнего задания. Работа в парах с тетрадями t -2 м
Этап проверки домашнего задания. Игра «Стенка на стенку» условия: учитель поочередно называет начало пословицы (Мақалдар – Proverbs), дети хором продолжают. Постепенно садятся те, кто выбывает из игры (не может продолжить). Критерии оценивания вырабатываются сообща и оформляются на доске. t -3 м Подведение итога игры
У: - По критерию выводим Оценку 2: «5» - _ б, «4» -_ б, «3» - _ б, «2» -_ б t -1 м
Этап подготовки к изучению новой темы в тетрадях пишем тему (слайд 4) на 3х яз. и д/з t -1 м
??? У: Ребята, предположите цели нашего урока на сегодня? Как будем добиваться этих целей? –Ответы.
Этап усвоения новых знаний
У: -Обращаемся к техкарте урока, записываем диффиниции (термины, жана создер) урока
1. Терминологическая работа (слайд 5) t -2 м
2. Работа с учебным текстом по инструкции в техкарте - учебник, доп.материал в распечатке, хрестоматия Задание 1. Составление краткой характеристики по схеме t – 10 м
Задание 2 Презентация характеристики – 1й ученик, ответы на ?? учителя – 2й ученик. (слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11) Дети отвечают и конспектируют в тетрадях Оценку 3: самооценка за работу по х-ке t -9-10 м
Этап первичного закрепления изученного
Задание 3 Приведите в соответствие имена, характеристики и названия работ ученых-мыслителей
(слайд 12) t -2-3 м
Проверка (слайд 13) У: По критерию выводим Оценку 4: «5» - 6б, «4» - 5б, «3» - 3-4-6б, «2» - 2 и менее. Оценку запишите на полях тетради. t -1 м
Рефлексия: У: -Ребята, а теперь Ответьте на вопрос в 1 тезисе -Какой вклад Х.Дулати , М.Кашгари ,Ю.Баласагуни, А.Яссави внесли в мировую науку, литературу и культуру?
Ответы детей t -1 м
У: Вот мы и пришли к ключевой фразе урока (слайд 14) t -2 -3 м
Ключевая фраза урока: The greatest thinkers of the Middle Ages were Al-Farabi, Yusuf Balacaguni, Mahmud Kashgari, Khoja Akhmet Yassawi, Muhammad Haidar Dughlati, Kadergali Zhalairi.
Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири. – Галымдар, ойшылар, көрнекті әдебиет және мәдениет өкілдері.
Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясави, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири – величайшие ученые, мыслители, представители культуры и литературы.
У: озвучивает фразы, дети записывают, повторяют вслух.
Суммативное оценивание:
Дети подсчитывают самостоятельно и озвучивают, учитель выставляет в журнал.
У: - Какое дом.задание вы получили? Уй тапсырмасы/ Домашнее задание &41 с 240-248
P/S Если остается время, дать слово детям, работавшим по тексту хрестоматии t - 2 м