Конспект урока содержит необходимые материалы для темы. В ходе урока у учащихся формируется собственное личностное отношение к личности Петра Великого. Урок способствует формированию гражданской позиции и умения критически относится к информации. А так же умению анализировать, систематизировать и отбирать информацию. Тест для первичного контроля и повторения изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пётр Первый" »
Учитель: Голубенко И.В.
МАОУ Дубровинская СОШ.
Дубровное 2015 год.
Цель:
закрепление знаний, их систематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, формирование личной позиции. Образовательные цели (предметные): формировать основы знаний по истории России; вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;
повторить понятийный аппарат, хронологию;
Развивающие цели (метопредметные): развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале;
умения концентрировать внимание;
развитие логического мышления;
умения выражать свою точку зрения. Воспитательная цель (личностные): через игровые элементы урока и групповую форму его проведения способствовать привитию интереса к истории России; способствовать нравственно- патриотическому воспитанию школьников;
способствовать воспитанию чувства уважения к своему народу, к истории своей страны;
способствовать формированию толерантности
Задачи: • повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах; • расширить представления о роли и значении исторической личности в истории; • формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности; • способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности; • развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию; • формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация в Power Point, карточки с заданиями. Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий Форма урока: групповая работа с элементами игры Обоснование применения компьютера: подготовительная работа состояла в наборе текстов заданий, подготовке презентации и использовании ее в процессе урока; через визуальное восприятие и своеобразие применяемых технологий повышается мотивация учащихся, развивается творческий потенциал. Обоснование применения кейса: развиваются коммуникативные навыки и умения, повышается мотивация учащихся, развивается их творческий потенциал , умение вести исследовательскую деятельность, формировать свою точку зрения на исторические процессы, повышается мотивация обучения.
Ход урока: Класс разделён на 2 группы. Вступительное слово учителя: Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет?
(Работа с презентацией. Слайд 2.)
"В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни - Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни". (А.С.Пушкин)
Определение темы и целей урока, через комментарии стихотворения детьми.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить?
Учитель обобщает ответы детей: Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе.Целью нашего занятия будет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ. (Презентация. Слайд 3)
другие осторожно подходят к оценке его деятельности (Н.М.Карамзин, С,М. Соловьев, В.О.Ключевский),третьи видят в Петре только источник всех бед России (славянофилы, Милюков). Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Пётр был одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от правителей, которые правили до него, поскольку был склонен к реформаторству и был уверен, что правитель это не бог и должен учиться на опыте своём и чужом. Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.
Ученики называют: • борьба со Швецией за восточный балтийский берег, • завершение переустройства войска в регулярную армию, • развитие промышленности, торговли. Учитель: Давайте проверим насколько хорошо вы помните события эпохи Петра Первого. (Работа с презентацией. Слайды 4-20) Молодцы!
Учитель: Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин. Работа с отрывком из стихотворения Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы»: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин Прокомментируйте строки этого стихотворения.
На сегодняшнем уроке у нас есть возможность самим принять решение: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем». И ответить на вопрос: « … Что такое Пётр: чудо или чудовище…» Обращение к эпиграфу.(Слайд 21)
Сейчас каждая группа получает документ - характеристику Петра I разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документы.
Первая группа будет на основе документов и знаний добывать информацию по защите Петра (адвокаты), а вторая группа постарается доказать, что Петр «Чудовище».(прокуроры).
Работа с кейсами.
Помним, что высказывая свою точку зрения нужно соблюдать правила.
( слайд 22).
Правила дискуссии
1. Выслушай оппонента до конца.
2. Умей задавать вопросы.
3. Умей отвечать на вопрос.
4. Умей понимать оппонента.
5. Защищай идею, а не личность.
6. Анализируй, делай выводы.
Дуэль точек зрения. Каждая группа высказывает своё мнение и аргументирует его.
Учитель: А теперь настало время обратить внимание на ваши цветограммы.
Предложено было 3 цвета:
· Красный – положительная оценка
· Зеленый – нейтральная оценка
· Синий – отрицательная оценка. Голосуем!
Ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?
- а хотели бы вы жить в петровское время и быть дворянином, крестьянином?
Учитель:
Мы выслушали выступления учащихся и пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречивая. Как сказал А.И.Герцен “и гений, и палач”. С одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело. При Петре I налоги и подати выросли в 3 раза. Неслучайно, именно в правление Петра I прокатилась волна народных выступлений. НО Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать в течение двух столетий.
Рефлексия
Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Как мы работали?
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового, необычного было на занятии?
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось у вас свое отношение к Петру 1?
Решаем тест и отмечаем отношение к уроку.
Домашнее задание: составить кроссворд на 10 слов по эпохе Петра или написать письмо из прошлого.
Тест
Годы правления царя, а с 1721 года императора Петра I:
1) 1682-1725 гг. 3) 1682-1722 гг.
2) 1682-1689 гг. 4) 1682-1723 гг.
Пётр 1 выехал в составе Великого посольства в Европу под именем: