Тема урока: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) составить алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел, сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;
2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности;
3) тренировать умение анализировать и решать задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал: эталоны сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел, мультимедийное оборудование
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
На первом слайде
Мы пришли сюда уч… (учиться)
Не лениться, а тру… (трудиться).
Только тот кто много зна… (знает)
В жизни что-то дости… (достигает).
-Прочитаем стихотворение, договорив хором слова. Я начинаю, вы заканчиваете.
- Прочитаем еще раз те слова, которые мы с вами добавили.
-Итак, что же мы будем делать?
– Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию).
– А с какими числами мы с вами работали на наших последних уроках? (С трёхзначными).
– Значит, какие числа мы сегодня будем учиться складывать и вычитать? (Трёхзначные).
– А как вы узнаёте новое на уроке? Слайд 2
(Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ).
– Как вы будете работать? (Самостоятельно).
– Тогда пожелайте друг другу удачи и начнем.
II. Устный счет
– Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
1) Посмотрите на данные числовые выражения (Слайд 3):
34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61
– Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия).
– Какие выражения будут в первой группе, во второй?
34 + 25 78 – 16
51 + 36 84 – 61
Данную группировку можно продемонстрировать на слайде (слайд 4)
– Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.
– Какой алгоритм вам поможет выполнить это задание? (алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик – Д-3).
Учащиеся находят значения сумм: один из учащихся работает у доски и комментирует ход решения первого задания, остальные выполняют задания на планшетках. Второе задание выполняется только на планшетках. Аналогично строится работа с заданиями на вычитание.
2) На доске даны числа: 123, 456
– Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.
Нарисуйте графическую модель (1 ученик у доски)
Выразите число 261 в разных счетных единицах.
123 = 2с 6д 1е = 26д 1е = 2с 61е
Выразите число 261 в разных единицах измерения.
261см = 2м 6дм 1см = 26дм 1см = 2м 61см
– Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел – разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6). Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789)
– В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания).
3) – Итак, ребята, что же мы с вами сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик).
– Учитель из чисел 123 и 456, использованных в предыдущем задании, составляет сумму:
123 + 456
– Что нового вы увидели в этом задании (Мы никогда не складывали трёхзначные числа).
– Что вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения).
– Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.
– Стоп. Посмотрим результаты.
– Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог.
– Почему, как вы думаете вы не смогли выполнить действие?
– Те, кто решил, назовите, пожалуйста, свои ответы.
– Что показало пробное действие тем, кто решил правильно? (Я не могу обосновать правильность своих действий)
– Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание выполняли?
– Как вы рассуждали? На какой алгоритм вы опирались в своих действиях?
– Подошёл ли к вашему заданию известный алгоритм? (Нет).
– Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен).
– Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Чтобы продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).
– Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел и научиться им пользоваться).
– Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять)
– Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел).
– Мы сегодня на уроке будем составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема нашего урока будет звучать так:
«Сложение и вычитание трёхзначных чисел».
– Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками).
– Нужно ли дополнить этот шаг для трехзначных чисел? (Да)
– Как? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями).
– Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы). А затем? (Десятки).
– А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.
– Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошел и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?
– Давайте решим пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами алгоритм: 456 -123
– А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске
– Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике с 50.
-Мы всё сделали правильно?
– Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да).
-Докажите. (Знаем, как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия).
– Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа).
– Какое качество помогло вам достичь цели, открыть самим новый алгоритм?
– Почему?
5. Физкультминутка.
– Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете, если однозначное – хлопаете в ладоши.
345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Можно ли сказать, что мы уже все сделали на уроке? (Нет).
– Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться складывать и вычитать трёхзначные числа).
– Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма).№ 2 (а, б – по три примера), стр.50
– Прочитайте задание.
– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.
– Какую особенность вы заметили? Какой вывод можете сделать? (Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается. Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается).
– Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах).
№ 3, стр. 50 (2 и 3 выражение)
– В парах вы будете работать следующим образом: второе выражение объясняют своему соседу по парте ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта, пишут оба варианта.
Задание выполняется в рабочих тетрадях.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно)
– Выполните № 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50.
– Какой вид записи выберете? (В столбик.)
– Задание выполняйте в тетрадях.
– Проверьте.
– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
– Молодцы. Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете, над чем вам еще нужно поработать.
8.Включение в систему знаний и повторение.
– При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…).
– Я предлагаю вам решить задачу № 5, стр. 51.
В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?
– Прочитайте условие и первый вопрос задачи.
– Что известно и что надо узнать?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да). Каким действием? (Сложением).
– Запишите решение в тетради.
Один ученик работает у доски, остальные ребята – в тетрадях.
– Прочитайте второй вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить? (Да). Каким действием? (Вычитанием).
– Запишите решение в тетради.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какой же новый способ сложения и вычитания живёт в стране сложения и вычитания? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел).
– Как же складывают и вычитают трёхзначные числа?
– Какие же цели вы сегодня ставили?
– Достигли вы этих целей? Докажите.
– У кого остались затруднения по новой теме?
– Над чем ещё вам надо будет поработать?
– Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да).
-Докажите.
-Посчитайте количество +. У кого сколько? Молодцы!
– Спасибо за урок!