kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Опричнина. Последние годы Ивана IV"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока лежит исследовательский, проблемно-поисковый метод работы с историческими документами. Предназначен для учащихся 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательбская работа»

Исследовательская работа

Тема исследования:_________________________________________


Проблема исследования:____________________________________



Гипотеза: Если__________________________________­­­­__________, то (деятельность, … )_______________________________________

Задачи:

1. Изучить ___________________________________________________

2.Выявить_______________________________________________________

3. Сформулировать________________________________________________



Аргументы:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

4.________________________________________________________



Вывод:____________________________________________________

__________________________________________________________








Документ 1. Учреждение опричнины, 1565г

(по Никоновской летописи)

Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми поехал с Москвы в село в Коломенское. Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по монастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и имением драгам украшенные, и суды  золотые и серебряные, и поставцы  все всяких судов, золотое и серебряное, и платив и денга и всю свою казну повеле взята с собою.

А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов и на бояр своих и на дворецкого и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит

 А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости: город Иожаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль? город Ярославец, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми при-городки, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Старую Русу, город Вышегород на Поротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо























Документ 2. Новгородская повесть о походе Ивана Васильевича на Новгород

В год 6979 (1471) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Руссу и святые церкви пожгли, и всю Старую Руссу выжгли, и пошли на Шелонь, воюя; псковичи же князю помогали и много зла новгородским землям нанесли.

Вступив в Новгородскую область, он посылал из лагеря вперед тысячу и более всадников с приказанием перебить всех воинов этой области, а других он точно так же отправлял в город с поручением грабить. Сам он держался в лагере в миле от города, делая по временам набеги на город с целью избиения людей и терзания их удивительными муками, именно одних он рассекал, других прокалывал копьем, пронзал стрелами».

«Тиран не пропускал ни одного рода жестокости при умерщвлении людей и в городе Новгороде он убил их, после предания удивительным терзаниям и мукам, 2770 из более знатных и богатых, не считая лиц низкопоставленных и беспредельного количества черни, которую он уничтожил всю до полного истребления. В Новгородской области было приблизительно сто семьдесят монастырей, все их он ограбил и опустошил, а всех монахов и священников в них перебил».



Документ 3. О.Н. Журавлева История России































Документ 4. Первое послание Ивана Грозного Курбскому (перевод)

Благочестиваго Великого Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея Руси послание во все его Великие России государство на крестопреступников, князя Андрея Михаиловича Курбского с товарищи о их измене.

Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначили не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: "К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня". Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?

 Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам? Или скажешь мне, что там повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах многих людей; одно дело - отшельничество, иное - монашество, иное - священническая власть, иное - царское правление. 


Документ 6. Из « большой челобитной» И. С. Пересветова, 1540-е года

Ехал я, государь, из Венгрии через Молдавию и пять месяцев пробыл у Петра, молдавского воеводы, в Сочаве. А он о тебе, государь, благоверном царе, и о твоем царстве всякий день говорит и у Бога просит об укреплении христианской веры. Так вот он говорит: «Так была греческая вера крепка, что мы ею похвалялись, а теперь русским царством похваляемся». И так он говорит: «Боже, сохрани ее от неверных и от ересей враждебных». И того он не одобряет, когда крест целуют, а изменяют: это вот великая ересь, когда за веру христианскую не стоят и государю верой не служат. И того он не одобряет, когда впускают в царство свое усобицы, дают города и области в управление своим вельможам, а вельможи на слезах и крови рода христианского богатеют от бесчестных поборов, а как оставят кормление с волостей, то при несправедливостях решают споры полем. И тут на обе стороны много ложится греха.

Вот что говорит Петр, молдавский воевода, о первом турецком царе султане Магомете: «Хоть неправославный царь, а устроил то, что угодно Богу: в царстве своем ввел великую мудрость и справедливость, по всему царству своему. И если провинится судья, то по закону Магомета такая предписана смерть: возведут его на высокое место и спихнут взашей вниз и так скажут: «Не сумел с доброй славой прожить и верно государю служить». А других живьем обдирают и так говорят: «Нарастет мясо, простится вина». И нынешние цари живут по закону Магометову с великой и грозной мудростью. А провинившемуся смерть предписана, а как найдут провинившегося, не помилуют и лучшего, но казнят по заслугам дел его. И так говорят: «Писано от Бога: каждому по делам его».

Так говорит Петр, молдавский воевода, про русское царство, что: «Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят. Потому называются они слугами его, что прибывают на службу к нему в нарядах, на конях и с людьми, но за веру христианскую некрепко стоят и без отваги с врагом смертную игру ведут, так что Богу лгут и государю».

Просмотр содержимого документа
«раздатка»

Исследовательская работа


Тема исследования:________________________________________


Проблема исследования:____________________________________


Гипотеза: Если__________________________________­­­­__________, то


(деятельность, … )_______________________________________


Задачи:


1. Изучить ___________________________________________________________


2.Выявить___________________________________________________


3. Сформулировать___________________________________________


Аргументы:


1.________________________________________________________


2.________________________________________________________


3.________________________________________________________


4.________________________________________________________


Вывод:____________________________________________________


_________________________________________________________


Исследовательская работа


Тема исследования:________________________________________


Проблема исследования:____________________________________


Гипотеза: Если__________________________________­­­­__________, то


(деятельность, … )_______________________________________


Задачи:


1. Изучить ___________________________________________________________


2.Выявить___________________________________________________


3. Сформулировать___________________________________________


Аргументы:


1.________________________________________________________


2.________________________________________________________


3.________________________________________________________


4.________________________________________________________


Вывод:____________________________________________________


_________________________________________________________




Просмотр содержимого презентации
«рабочая презентация»

«Имя Иоанна IV блистало на Судебнике, народ чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы и защитника народа» (Н.М. Карамзин «Избранные сочинения» т.2)

«Имя Иоанна IV блистало на Судебнике, народ чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы и защитника народа»

(Н.М. Карамзин «Избранные сочинения» т.2)

Автор – Владислав Гультяев

Автор – Владислав Гультяев

ГРУППА 2 ГРУППА 1

ГРУППА 2

ГРУППА 1

Гипотеза Гипотеза Аргументы Аргументы

Гипотеза

Гипотеза

Аргументы

Аргументы

Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории В лице Ивана Грозного мы имеем крупного деятеля, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их удовлетворение (С.В. Бахрушин) (А.А.Зимин, А.Л. Хорошкевич) Царь совершил или задумывал много хорошего, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. (В.О. Ключевский)

Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории

В лице Ивана Грозного мы имеем крупного деятеля, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их удовлетворение

(С.В. Бахрушин)

(А.А.Зимин,

А.Л. Хорошкевич)

Царь совершил или задумывал много хорошего, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений.

(В.О. Ключевский)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Опричнина. Последние годы Ивана IV"

Автор: Дектярева Юлия Федоровна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства