Конспект урока по истории, 6 класс. Тема: "Первые русские князья".Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации князей, картины современных художников на тему Древней Руси, карта-схема поселений древних славян, таблички с записями слов-терминов: «племя», «вождь», «вече», «славяне», «ремёсла», «трапеза», «князь», картинки со схематичным изображением племени, вождя, забора, таблички с записью названий ремёсел «гончар», «кузнец», «печник», «сапожник», картинки с изображением предметов, сделанных кузнецом, гончаром, сапожником, печником, разрезанные картинки с изображением первых русских князей, магнитофон, фонохрестоматии, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, компьютер, диск с записью фрагмента док. сериала «История государства Российского».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Первые русские князья" »
Тема урока: «Первые Киевские князья»
Дата проведения: 29.01.2015г.
Класс:6б.
Тип урока: урок объяснение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с основными направлениями внутренней и внешней политики первых русских князей.
Задачи урока:
-образовательные:
рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси.
показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей.
Познакомить учащихся с новыми понятиями: уроки, погосты.
-развивающие:
продолжить формирование умений с исторической картой, историческим документом;
продолжить формирование умения участвовать в обсуждении данной темы.
-воспитательные:
пробудить у учащихся интерес к отечественной истории;
воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.
Новые понятия:
Уроки - размер дани и сама дань в Древней Руси.
Погосты - места сбора дани.
Методы:
устный метод;
печатно-словесный метод;
наглядный метод.
Приемы:
беседа;
рассказ;
работа с картой;
работа с историческим документом.
Литература: учебник – Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века».
Оборудование урока: Компьютер, проектов, презентация, видеофрагмент; карта « Походы Олега Вещего», приложение №1,2;документы: отрывок из «Повести временных лет».
Ход урока:
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Если ли сегодня отсутствующие?
[Учитель отмечает отсутствующих в журнале].
II. Объяснение нового материала
Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю нашей Родины. Один из участников исторического процесса – историческая личность. Она играет важную роль в историческом процессе, определяет направление и пути развития общества. Однозначно оценить ее деятельность очень сложно, как правило, оценка многозначна. Сегодня на уроке мы познакомимся с деяниями первых киевских князей и попробуем оценить их. Тема урока: « Первые киевские князья». Слайд №1. Запись в тетрадь.Деятельность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во-первых, они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во-вторых, хотели выгодно продать полученное во время полюдья добро. Слайд№2. Для этого было необходимо поддерживать торговые связи с другими странами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.
План изложения нового материала:
Князь Олег;
Князь Игорь и княгиня Ольга;
Князь Святослав;
1.Олег(882-912).Запись даты в тетрадь. Слайд №3. ( Рассказ учителя, работа с картой, работа с историческим источником)
-Первый киевский князь Олег, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика Игорем. Основной задачей для князя Олега было присоединение к своему государству земель по течению Днепра. Прежде всего, он захватил Смоленск, город кривичей, затем взял город Любеч, город северян. Слайд №4. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских». Новгород при нем был вторым по значению городом. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь). Об этом походе рассказывает нам «Повесть временных лет».
Работа с документом.
Вопросы:
О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что легендой?
-Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика Игорю. Слайд №5.
2.Правление Игоря(912-945)и Ольги (945-957). Запись в тетрадь. (Рассказ учителя, работа с картой).
-После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под властью Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Ольга. В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи руссов особой горючей смесью - «греческим огнем».Слайд№6. Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошел на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свои дружины назад. Заключенный им договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения русского князя впервые назвали Русской землей. Кн. Игорь продолжал политику отца.Совершал полюдье. Слайд №7.Что такое полюдье?– сбор дани князем (объезжал свои владения с осени до весны). Дань собиралась на «глазок», без учета. В 945году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т. к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Слайд №8.
-После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав, и поэтому государством стала править его мать – вдова Игоря княгиня Ольга. Слайд№9. Эту женщину по праву можно назвать образцом женской верности. Потеряв мужа, она нашла способ жестоко отомстить его убийцам, а когда ее вынуждали еще раз выйти замуж, то предпочла отречься от веры предков, лишь бы снова не пойти под венец. При этом ей пришлось справляться с тяжким бременем, легшим на ее плечи, – возглавить и сохранить лишенное правителя государство. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь князя Олега и имя свое приняла в его честь. Она отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня установила точный размер дани - уроки и места ее сбора- погосты. Ввела должность наместника – представляли княжескую администрацию, свозили собранную дань в Киев. (Запись в тетрадь). Слайд№10.
ВЫВОД: Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства. Слайд№11. Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга? Слайд№12-13.
-Крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол. Слайд №14.
3.Святослав (957-972).Запись в тетрадь. (Рассказ учителя, работа с картой).
-После возвращения из Византии Ольга передала престол совершеннолетнему сыну Святославу. Летописец так рисует Святослава: Это был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы».Слайд №15-16. Святослав был одним из выдающихся полководцев своего времени. Вся его жизнь прошла в походах и сражениях. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол .Слайд №17.
-Весной 972 года отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств .Слайд №18-19.
IV. Этап проверки понимания изученного. Закрепление.
-Вот и подошел к концу наш урок. А теперь мне бы хотелось узнать, что вы запомнили, какой багаж знаний унесете с этого урока? Заполните таблицу. Приложение №1.
V.Подведение итогов, домашнее задание.
- Прочитать параграф №6 и ответить на вопросы. Доделать таблицу.