Методическая разработка конспекта урока окружающего мира по теме "Первые русские князья"
Методическая разработка конспекта урока окружающего мира по теме "Первые русские князья"
Данная разработка даёт представление о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике; формирует чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения;
- формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого.
Результаты:
Личностные:
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
- задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой речи.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные:
- знать первых русских князей, даты образования Древней Руси;
- уметь выделять главное из текста;
- характеризовать некоторые важнейшие события на Руси;
Оборудование:
- презентации «Февраль»,
- мультимедийный проектор:
- видеозапись «Пение большой синицы»
- Окружающий мир 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф,2016;
Ход:
I. Приветствие.
Давайте, друзья,
улыбнёмся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю всем нам!
II. Минутка фенолога.
а)- Отметим погоду:
- Число.
- Облачность.
- Осадки.
- Температура.
- Ветер;
б) Отгадайте загадку:
После брата Января
Будет очередь моя.
В помощь мне спешат два друга
Снежная метель и вьюга.
- О каком месяце говорится в загадке?
- О феврале. (Слайд)
- Как называют февраль в народном календаре?
- Февраль – снежень, бокогрей, широкие (кривые) дороги.
- Почему?
В народе говорят: «Январю - батюшке морозы, февралю – метели»
- Почему так говорят.
-Ребята, а какие пословицы вы знаете?
-Февраль силён метелью, а март капелью.
- Как вы понимаете эту пословицу.
- А какие приметы вы знаете?
- В конце февраля много длинных сосулек – к долгой весне.
- Как понимаете?
Учитель:
- Какие изменения в неживой природе заметили?
День стал намного длиннее. Световой день увеличивается по времени. День прибавляется примерно на 4-6 минут.
С 22 декабря уже прибавилась долгота дня на 3 часа 29 минут.
С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается всё выше и выше над горизонтом, светит ярче.
- Какие изменения происходят в живой природе?
Запела большая синица. Дружная и веселая синичья песенка одна из самых ранних и верных примет весны.
(Слушание пения синицы - видео).
- Что вы знаете о жизни диких животных зимой?
Ученик 1
В жизни диких животных зима – сложный период. Причем не только для тех, кто проводит ее на ногах, но и для впадающих в спячку. Сильные морозы и значительное сокращение пищи приводят к тому, что не всем зверям удается пережить эту пору. А ведь многие из них еще и рожают детенышей в это непростое время.
Ученик 2 - Самки медведя в январе-феврале рожают детенышей, которых кормят молоком. До весны медвежата, как и медведица, остаются в берлоге и практически не растут из-за малого количества еды. Только покрываются более плотной шерсткой.
Ученик 3
- Ну а волка, зайца и лисицу в лесу, как известно, кормят ноги. Лиса бегает в поисках нор с грызунами, заяц ищет коренья, замерзшие ягоды, траву или тонкие веточки кустов. Ну а волк пробегает в день по несколько десятков километров в поисках пищи – кабанов, зайцев и других животных. У зайца и лисицы также есть норы, а самки волков заводят себе логово только для разведения потомства, ближе к весне. Зимой, как правило, волки собираются в стаи, чтобы позволяет им лучше выживать.
Ученик 4 - Белки же зимуют в своих гнездах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Причем гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Даже зимой белка часто выходит из гнезда, чтобы подкрепиться спрятанными за лето запасами орешков, которые она складывает у корней деревьев или в дупле.
- Молодцы!
III. Проверка домашнего задания.
- Какую тему начали изучать на прошлом уроке? (Древнерусское государство)
- Назовите потомков восточных славян. (русские, украинцы, белорусы)
- Где жили сначала племена восточных славян? (по берегам реки Днепр, но постепенно расселились, занимая все новые и новые земли)
- Между какими морями, начиная с 6 века, восточные славяне осваивали огромную территорию? (Чёрным, Белым и Балтийским)
- Расскажите, почему славяне объединялись?
IV. Работа над новым материалом.
Формулирование темы урока. Постановка цели.
Собери из букв слово (буквы в разброс)
КНЯЗЬ
- Посмотрим лексическое значение слова на слайде из толкового словаря
1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси
2. Почетный титул, переходивший по наследству или даровавшийся разным лицам за особые заслуги.
- Прочитайте тему урока на слайде (Первые русские князья)
- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
1. Какие первые князья правили в древней Руси?
2. Что сделали первые князья для того, чтобы наше государство было могучим и богатым?
- Назовите цель урока:
- Узнать о первых русских князьях, об их роли для укрепления и расширения государства.
Y. Работа с учебником.
1. Рассказ учителя
Князь Рюрик (слайд)
- Вопросы:
- Какого князя призвал себе народ? (который славился умом, терпением и воинской доблестью)
- Как его звали? (Рюрик)
- В каком году это было? (862 г.)
- Как стали называть земли, на которых правил Рюрик и его потомки? (Русью)
2. Работа в паре.
- Откройте учебник на странице 13.
- Прочитайте текст про князя Олега и заполните таблицу.
Князь Олег
Имя князя
Каким он был?
Что завоевал?
Какой главный город Древней Руси сделал?
- Проверка работы пары.
3. Послушайте легенду о смерти Олега.
Однажды князь Олег спросил у волхвов и кудесников (древнерусских языческих священнослужителей и предсказателей): «От чего я умру?». И один кудесник ответил ему: «Князь! От коня твоего любимого ты умрешь, на котором ты сейчас ездишь, — от него тебе предстоит умереть!».
Олег подумал и ответил: «Так никогда же не сяду я на этого коня и даже не буду видеть его». Князь велел кормить коня отборным зерном, но не подводить его к себе. И не видел Олег своего любимого коня несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись из похода в Киев, Олег вспомнил о коне, призвал к себе конюшего и спросил: «Где мой бывший конь, которого я велел беречь и кормить?». Конюший ответил: «Он уже умер». Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: «Волхвы и кудесники вечно лгут. Конь уже умер, а я жив, поеду я и посмотрю на его кости».
Когда князь приехал на то место, где лежали конские кости и череп, он сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря: «Так от этого черепа мне предстоит умереть?». И тут выползла из черепа ядовитая змея и укусила Олега за ногу, отчего князь заболел и вскоре умер.
- Откройте учебник на странице 14.
- Прочитайте рубрику «Сделаем вывод».
- Что обычно сочетается в легенде?
4. Работа в группах.
- Откройте учебник на странице 14.
- Прочитайте текст о князе Игоре и найдите информацию на поставленные вопросы.
- Заполните соответствующие графы таблицы.
- Ответ пишите кратко.
- Повторим правила работы в группах.
Имя князя
С кем воевал князь?
Что должны были отдавать древляне?
Что решили сделать древляне?
- Проверка работы групп.
- Молодцы!
5. Работа с текстом.
- Откройте учебник на странице 16.
- Прочитайте текст и приготовьтесь отвечать на вопросы
Вопросы на слайде.
- Кто правил Русью после смерти князя Игоря? (княгиня Ольга)
- Какова была месть княгини Ольги?
- Какую дань установила княгиня?
- Чему учила Ольга своего сына Святослава?
- Князь Святослав (слайд)
YI. Итог урока.
Учитель:
- Знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работе.
- Какую цель мы ставили вначале урока?
- Мы ответили на поставленные вопросы?
- Что нового вы сегодня узнали для себя?
- Проверим, какие вы были сегодня внимательные.
- Посмотрите на слайд.
- На столе у вас листок, на котором вы продолжите фразу.
- Будете писать только имя князя.
На слайде:
1.Первый русский князь.
2. Киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города.
3. Легенда о смерти: " ... Но примешь ты смерть от коня своего"
4. Сбор дани со славянского племени древлян.
5. Месть за убитого мужа.
6. Он расширил границы государства и научил грозных соседей уважать Русь.
- Проверка со слайда (имена князей).
- Молодцы!
YII . Рефлексия
- Оцени свою работу на уроке:
-Выберите начало фразы и продолжите своё предложение.
- На уроке я работал (а) … (активно, не очень)
- Своей работой на уроке я …. (доволен, довольна; не доволен, не довольна)