kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Появление государства у восточных славян.

Цель: сформулировать основную проблему, сформулировать гипотезу и наметить пути решения проблемы, доказать гипотезу.

Задачи: - выяснить откуда возникло имя «Русь», и кто такие варяги;

               – продолжить формировать, развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, вести дискуссию;

               - воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

               - продолжать прививать умение самостоятельно усваивать учебный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие и проверка присутствующих, готовность рабочих мест.

      2. Проверка домашнего задания (в виде теста из пяти вопросов).

 

     3. Выявление противоречий, проблемных ситуаций — постановка проблемы.

             а) Выявление противоречий, проблемы, формулировка основной проблемы.

     Учитель: - Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева учёные стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля». Откуда же возникло это имя?

Летописец под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Кто же такие варяги?

 

             б) Включение учащихся в проблемную ситуацию и формулировка учебной цели.

Ученик: - Таким образом, сегодня на уроке мы выявили проблему и поставили учебную цель: выяснить откуда возникло имя «Русь», кто её создал.

в)  Формулировка гипотезы и поиск путей решения проблемы.

Учитель даёт задание ответить на поставленные вопросы при помощи учебного материала самостоятельно. После выполнения задания учащиеся выдвигают предположения и обоснования.

      4. Выдвижение предположений и обоснования гипотезы.

Учащиеся осуществляют поставленную задачу поиском ответов в учебном материале и фиксируя их в тетрадях. Учитель контролирует ход учебной работы.

1-й ученик: - Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами (русыми, светлыми людьми), а арабы – русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.

2-й ученик: - Проходят годы, имя «русь» всё чаще становится собирательным для всех племён, живших на огромных пространствах между Балтикой и Чёрным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя «русь» упоминается в трудах византийских, западных  и восточных авторов несколько раз.

3-й ученик: - 860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье. От этого же времени доходят сведения об имени «русь» и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в «Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

4-й ученик: - Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси». Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет «русью». «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

5-й ученик: - Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги – это пришельцы, «находники», а коренное население – словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.

             6-й ученик: - Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. «А словеньский язык и русский одно есть», - пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.

      5. Доказательство гипотезы.

             Учитель: - Таким образом, имя «русь» появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесённое сюда варягами.

На основании сообщения летописи о варягах некоторые учёные и зарубежные, и русские в XVIII-XX вв. создали и отстаивали так называемую норманскую теорию происхождения Русского государства. Её суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры – именно так понимали варягов эти историки. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.

 

      6. Проверка правильности решения проблемы.

Учащиеся делают взаимопроверку и выставляют друг другу оценки.

Учитель оценивает результаты учебной работы.

      7. Домашнее задание: подготовить сообщение о первых русских князьях.

 

      8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян" »

Тема: Появление государства у восточных славян.

Цель: сформулировать основную проблему, сформулировать гипотезу и наметить пути решения проблемы, доказать гипотезу.

Задачи: - выяснить откуда возникло имя «Русь», и кто такие варяги;

– продолжить формировать, развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, вести дискуссию;

- воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

- продолжать прививать умение самостоятельно усваивать учебный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие и проверка присутствующих, готовность рабочих мест.



  1. Проверка домашнего задания (в виде теста из пяти вопросов).


  1. Выявление противоречий, проблемных ситуаций — постановка проблемы.

а) Выявление противоречий, проблемы, формулировка основной проблемы.

Учитель: - Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева учёные стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто «Русь» или «Русская земля». Откуда же возникло это имя?

Летописец под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Кто же такие варяги?


б) Включение учащихся в проблемную ситуацию и формулировка учебной цели.

Ученик: - Таким образом, сегодня на уроке мы выявили проблему и поставили учебную цель: выяснить откуда возникло имя «Русь», кто её создал.

в) Формулировка гипотезы и поиск путей решения проблемы.

Учитель даёт задание ответить на поставленные вопросы при помощи учебного материала самостоятельно. После выполнения задания учащиеся выдвигают предположения и обоснования.


  1. Выдвижение предположений и обоснования гипотезы.

Учащиеся осуществляют поставленную задачу поиском ответов в учебном материале и фиксируя их в тетрадях. Учитель контролирует ход учебной работы.

1-й ученик: - Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами (русыми, светлыми людьми), а арабы – русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.

2-й ученик: - Проходят годы, имя «русь» всё чаще становится собирательным для всех племён, живших на огромных пространствах между Балтикой и Чёрным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя «русь» упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.

3-й ученик: - 860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье. От этого же времени доходят сведения об имени «русь» и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в «Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

4-й ученик: - Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси». Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет «русью». «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

5-й ученик: - Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги – это пришельцы, «находники», а коренное население – словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.

6-й ученик: - Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. «А словеньский язык и русский одно есть», - пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.


  1. Доказательство гипотезы.

Учитель: - Таким образом, имя «русь» появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесённое сюда варягами.

На основании сообщения летописи о варягах некоторые учёные и зарубежные, и русские в XVIII-XX вв. создали и отстаивали так называемую норманскую теорию происхождения Русского государства. Её суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры – именно так понимали варягов эти историки. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.


  1. Проверка правильности решения проблемы.

Учащиеся делают взаимопроверку и выставляют друг другу оценки.

Учитель оценивает результаты учебной работы.


  1. Домашнее задание: подготовить сообщение о первых русских князьях.



  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян"

Автор: Гарифуллина Миляуша Айдаровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока истории " Формирование древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-istorii-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "234921"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443547291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства