kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Холодная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок проводится при изучении    раздела «Мир во второй половине 20 века » по дисциплине история. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку,  получают опережающее задание по вопросу последствий «холодной войны» для дальнейшего развития послевоенного  мира. На данном уроке используется  историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся, отрабатываются навыки работы с историческими документами.

 Вид урока: проблемный урок.

    Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»,  холодная война»-   случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

     Тип урока: урок изучения нового материала.

      Методы и приемы преподавателя: беседа - диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация, информационно-образовательные ресурсы.

 

 

 

 

Урок проводится при изучении    раздела «Мир во второй половине 20 века » по дисциплине история. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку,  получают опережающее задание по вопросу последствий «холодной войны» для дальнейшего развития послевоенного  мира. На данном уроке используется  историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся, отрабатываются навыки работы с историческими документами.

 Вид урока: проблемный урок.

    Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»,  холодная война»-   случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

     Тип урока: урок изучения нового материала.

      Методы и приемы преподавателя: беседа - диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация, информационно-образовательные ресурсы.

 

 

 

 

Урок проводится при изучении    раздела «Мир во второй половине 20 века » по дисциплине история. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку,  получают опережающее задание по вопросу последствий «холодной войны» для дальнейшего развития послевоенного  мира. На данном уроке используется  историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся, отрабатываются навыки работы с историческими документами.

 Вид урока: проблемный урок.

    Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны»,  холодная война»-   случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

     Тип урока: урок изучения нового материала.

      Методы и приемы преподавателя: беседа - диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация, информационно-образовательные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гончарук Л.Н.»

















Преподаватель: Гончарук Людмила Николаевна

Урок: «Холодная война»





















Автор: Гончарук Людмила Николаевна.

Место работы, должность: ГБОУ НПО РО ПУ №87, преподаватель истории и обществознания.

Характеристика урока: учебное занятие.

Уровень образования: начальное профессиональное образование.

Целевая аудитория: обучающиеся.

Предмет: история.

Цель урока:

Образовательная:

-усвоить понятие «холодная война»

- определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

- выяснить причины возникновения и признаки «холодной войны»;

-определить влияние «холодной войны» на международные отношения, ее последствия для дальнейшего развития мировой политики

Развивающая:

- развивать логические умения через выделение причинно - следственных связей, конструирование учебного материала;

- продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

-отрабатывать умение работы с историческими источниками;

-развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

Воспитательная:

- воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умению находить консенсус

-воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

-содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

Задачи:



1.Повысить активность учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с исторической и документальной литературой;

2.Создать для учащихся условия для более полного понимания ими такого явления в истории как «холодная война», подвести учащихся к самостоятельному выводу по теме урока;

3.Продолжить формирование личности, помочь учащимся осознать себя частичкой единого мирового пространства, способствовать формированию уважение к себе как к личности через проявление собственного мнения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и дидактический материал: интерактивная карта «Территориальные изменения в Европе после второй мировой войны», учебник, мультимедийный проектор, презентация, тексты документов для учащихся, информационно - образовательный ресурс «Холодная война».
























Аннотация




Урок проводится при изучении   раздела «Мир во второй половине 20 века » по дисциплине история. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку, получают опережающее задание по вопросу последствий «холодной войны» для дальнейшего развития послевоенного мира. На данном уроке используется историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся, отрабатываются навыки работы с историческими документами.

Вид урока: проблемный урок.

Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны», холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы преподавателя: беседа - диалог, самостоятельная работа с документами, использование проблемной ситуации, элементы дискуссии, использование ИКТ, презентация, информационно-образовательные ресурсы.

















 

Тема урока: «Холодная война»



Цели урока:



Образовательная

-усвоить понятие «холодная война»

- определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

- выяснить причины возникновения и признаки «холодной войны»;

- определить влияние «холодной войны» на международные отношения, ее последствия для дальнейшего развития мировой политики

Развивающая

- развивать логические умения через выделение причинно - следственных связей, конструирование учебного материала;

- продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

-отрабатывать умение работы с историческими источниками;

-развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

Воспитательная

- воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умению находить консенсус;

-воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

-содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

Основные понятия:

  • «холодная война»,

  • «биполярный мир»

  • «гонка вооружений»

  • «локальные войны»

  • «политика сдерживания»

  • «гонка вооружений»

  • «мирное сосуществование»



Оборудование и дидактический материал: интерактивная карта «Территориальные изменения в Европе после второй мировой войны», учебник, мультимедийный проектор, презентация, тексты документов для учащихся, информационно-образовательный ресурс «Холодная война»


Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный

Метод: информационный, проблемного изложения



План изучения нового материала.

  1. Причины и признаки «холодной войны».

  2. «Холодная война» противостояние и сотрудничество.

  3. Последствия «холодной войны».

Актуализация темы по итогам второй мировой войны с использованием карты.

-Какой урок извлек мир из второй мировой войны?

-Как изменилось соотношение сил на международной арене после второй мировой войны?

-Что было сделано странами для сохранения мира?


Ход урока:

1.Вступительное слово преподавателя, где определяется главная проблема для обсуждения на уроке, (слайд 4)

В течение нескольких десятилетий между двумя сверхдержавами существовали конфликтные отношения, которые вошли в историю как «холодная война».

Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны», (работа в тетради)

Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно быстро вошло в обиход.

-Что означает термин «холодная война»?

-Как вы понимаете данный термин?

(после обсуждения возможных вариантов, преподаватель делает обобщение и дает учащимся понятие «холодной войны»)

«Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны, (работа в тетради)



Формулировка проблемы:

Кто виноват в развязывании «холодной войны», «холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?




«Холодная война», также как и другое явление в истории не может возникнуть на пустом месте ниоткуда. Для этого необходимы определенные условия.



Каковы были истоки «холодной войны», почему она началась после второй мировой войны?

Возможен алгоритм ответа:

  1. Пол- Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы.

  2. Возникла мощная волна освободительного движения в колониях.

  3. Мир превращался в двухполюсный.

  4. На мировой арене сформировались две мощные сверхдержавы, военно - экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими.

Покажите на карте эти страны (работа с интерактивной картой)

На чем строилось их могущество?

США: экономическая мощь, доллар – международная единица, международный валютный банк, атомная бомба, военно-техническое могущество, 60% -всей мировой промышленной продукции.

СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.

-Идеологические разногласия: капитализм и социализм.

Вот это новое состояние мира, образовавшееся после войны, быстрее других осознал Черчилль У.(историческая справка, сообщение учащихся), (слайд 6)

Учащимся предлагается обратиться к документу из фултонской речи У. Черчилля 5 марта1946 года, (работа с источником), приложение.

-О чем идет речь?

-В пользу, какой точки зрения можно использовать этот документ?



Преподаватель:

«Холодная война» - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период - период ядерной зимы.



Речь Черчилля в Фултоне стала лишь поводом к началу войны.

Преподаватель:

Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XX в.

Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков.

Учащимся задается ряд вопросов, чтобы выяснить причины и признаки войны.

  1. Каковы внешнеполитические цели США и СССР после второй мировой войны?

  2. Какие действия принимают эти страны для реализации данных целей?

Учащимся предлагается провести работу с документами.(приложение)

- из речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 года,

- из воспоминаний В.М. Молотова,

- из речи Дж. Маршалла 5июня 1947 года,

- из доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В.Сталина,

Нам необходимо обсудить эти документы, сформулировать свой взгляд на проблему.

-Подтверждают ли эти документы претензии США на мировое господство?

-Какие средства рассматривались американскими политиками для обеспечения лидерства?

Учащиеся делают выводы, находят нужные аргументы, записывают в тетрадь аргументы, подтверждающие вину США и СССР в развязывании войны.

Вина США:

  • Разработка планов свержения советской власти в СССР (план Даллеса);

  • Финансовая и военная поддержка сил, противостоящим коммунизму (план Трумэна);

  • С целью усиления влияния США на Европу, оказание ее финансовой помощи (план Маршала);

  • Планы использования ядерного оружия против СССР

Вина СССР:

  • Попытка СССР распространить свое влияние на страны Европы;

  • Создание социалистических государств в Центральной и Восточной Европе;

  • Навязывание странам Центральной и Восточной Европы советской модели развития;

  • Распространение влияния СССР на Иран, Грецию, Турцию.

После обсуждения учащиеся склонны считать, что виновными в «холодной войне» были обе стороны.



Преподаватель: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

Далее учащимся предлагается проанализировать возможные воздействия «холодной войны» на послевоенную историю, основные проявления войны, с которыми столкнулся мир в прошлом столетии.

(сообщения учащихся о гонке вооружений, психологическая и пропагандистская конкуренция, противостояние в области культуры и спорта, противостояние коммунистической и либеральной систем)


Рассматриваются понятия: локальные конфликты (слайд11), военно-политические блоки (слайд 12) , биполярный мир (слайд 10), политика сдерживания.



А теперь давайте обратимся к нашей проблеме:

Кто же виноват в развязывании «холодной войны, «холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

Итог урока. «Холодная война» серьезно повлияла на жизнь государств. Черно- белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к сплоченности перед лицом внешнего врага. «Холодная война» заставила направить колоссальные средства на создания вооружения. Эта гонка породила научные открытия. Соперничество между США и СССР облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но началась бесконечная полоса конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.



Стадия рефлексии.

Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке.

1.Сегодня на уроке я научился.

2.Сегодня на уроке мне понравилось.

3. Сегодня на уроке мне не понравилось.



Д/з конспект, написать синквейн со словом «холодная война», написать мини - рассуждение: Как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнес речь в Фултоне?



Приложение к уроку



Документ №1. Из речи У.Черчилля в Фултоне.

Уже образована всемирная организация с основополагающей целью предотвратить войну. ООН, преемница Лиги Наций с решающим добавлением к ней США и всем, что это означает, уже начала свою работу. Мы обязаны обеспечить успех этой деятельности, чтобы она была реальной, а не фиктивной, чтобы эта организация представляла из себя силу, способную действовать, а не просто сотрясать воздух, и чтобы она стала подлинным Храмом Мира, в котором можно будет развесить боевые щиты многих стран, а не просто рубкой мировой вавилонской башни. Прежде чем мы сможем освободиться от необходимости национальных вооружений в целях самосохранения, мы должны быть уверены, что наш храм построен не на зыбучих песках или трясине, а на твердой скалистой основе. Все, у кого открыты глаза, знают, что наш путь будет трудным и долгим, но если мы будем твердо следовать тому курсу, которому следовали в ходе двух мировых войн (и, к сожалению, не следовали в промежутке между ними), то у меня нет сомнений в том, что, в конце концов, мы сможем достичь нашей общей цели.

Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы.




. Озабоченность также вызывают перспективы на Дальнем Востоке, особенно в Манчжурии.



Документ №2 Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции.



.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.





Документ №3. Из воспоминаний В.М.Молотова:



«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».





****

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Я ему: « Не дадут!» - «А ты, попробуй!»

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!.. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

***



«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно.…Но попугать – попугали крепко».







Документ №4. Из речи Дж. Маршала 5 июня 1947г.



Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помощи. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем, чтобы получить, политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Уже стало очевидным, что, прежде чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем, чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу. Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помощи в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, договоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств.






















14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока "Холодная война"

Автор: Гончарук Людмила Николаевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ  "хОЛОДНАЯ ВОЙНА ""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriikholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260911"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449048700"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ  " ХОЛОДНАЯ ВОЙНА""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapotiemiekholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449049878"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "У истоков «Холодной войны»"
    ["seo_title"] => string(25) "u-istokov-kholodnoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "293937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455561792"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Конспект урока на тему: «СССР: мирное сосуществование. Успехи и противоречия»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_sssr_mirnoie_sosushchiestvovaniie_uspiekhi_i_protivorie"
    ["file_id"] => string(6) "355354"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478278122"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект  урока внеклассного  чтения "Бумажная  победа" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-bumazhnaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "204097"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429609821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства