kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

У истоков «Холодной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока на тему

У истоков «Холодной войны»

Автор:  Матюхов Владимир Владимирович.

Место работы, должность: МАОУ СОШ №6 с УИОП, учитель истории и обществознания.

Характеристика урока:  учебное занятие.

Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.

Предмет: история.

Цель урока:
Образовательная

 - Усвоить понятие «холодная война»

- Выяснить   причины возникновения  и признаки «холодной войны»;

- Определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

Развивающая

- Развивать логические умения через выделение причинно - следственных связей, конструирование учебного материала;

- Продолжить формирование  умения  систематизации знаний на основе полученной информации;

- Отрабатывать умение  работы с историческими источниками;

- Развивать  мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

Воспитательная:                                                                                                

- Воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого  мирового пространства, стремление к толерантности,  умению находить консенсус

- Воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

- Содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

Планируемые результаты:

- Объяснять понятия «Холодной войны»

- Давать описание исторических событий на основе текста на основе текста

- Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений

- Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами

- Выступать публично

- Объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям истории

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и дидактический материал:  учебник, мультимедийный проектор, презентация, тексты документов для учащихся, документальный фильм «Холодная политика».

Ход урока:               

Вводный этап.

Приветствие, знакомство.

  1. Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной международной обстановки.
  2. Просмотр видеофрагмента, размышление учащихся «как Вы думаете, что станет предметом нашей беседы? 

Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, как международной организации поддержания мира и безопасности на планете.

    Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 года и отчетливо просматривалась к концу 1946 года. Появился и термин, обозначавший это противоборство – «холодная война».

 

1. Понятие «холодная война». (Приём «Понятийное колесо»)

Учитель. Задача первая – выяснить понятие «холодная» война.

       Как вы понимаете, что такое «холодная» война?

       Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты.

Задание: выяснить понятие «холодной войны» («Холодная война»), ее существенные признаки.

а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «Холодная война»;

  б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодная война»;

  в) запишите признаки в схему;

Вариант 1.

 «Холодная война» - это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны   готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как  противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2.

«Холодная война» - это идейно-политическое противостояние между                                   бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением  мира на военно-политические блоки, ведением  пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.                              

Схема

­

 ¬   «Холодная война»     ®

¯

2. Причины «холодной войны»

Слушая лекцию учителя, учащиеся должны записать причины развязывания холодной войны.

  1. Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции;
  2. Стремление США и СССР к доминированию в послевоенном мире;
  3. Противоречия между социалистической и капиталистической общественно-политическими системами:
  4. Политические амбиции руководителей СССР (Иосифа Сталина) и США (Гари Трумэна);

Определение степени вины противоборствующих стран

Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) – СССР. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват?

Задание: Записать аргументы виновности СССР за развязывание «Холодной войны» в колонку, работая с текстом учебника. Аргументы виновности США комментирует учитель.

«Кто виноват?»

Страны запада

СССР

1.  «Доктрина Трумэна»

2.  «План Маршалла»

3.  Создание НАТО (1949 год)

4.  Планы США использования атомного оружия против СССР

В заключении учащиеся должны подвести итог в виде 3-4 предложений ответить на вопрос: кто же виновен в «Холодной войне»? Подвести к мысли, что вина может быть обоюдной.

Спросить нескольких учащихся, чтоб они проговорили свои выводы вслух.

Подведение итогов урока.

Сегодня мир меняется на глазах. Если 90 лет назад Америка поддерживала целостность России, то сегодня ситуация изменилась на 180 градусов. Будущее Российской Федерации в формирующемся сегодня мире, продвижение к достойному великой страны месту зависят не столько от размеров территории, ресурсов, численности населения и прочего, сколько от величия интеллектуальных и духовных сил народа, его способности, извлекая из истории уроки, строить грядущее. Это отлично понимают наши недоброжелатели, делая упор на растлении нашего народа.

Нужно признать – холодная война продолжается. И именно Россия сейчас платит самую большую цену за ее окончание. Специфика холодной войны в том, что если ее начало еще можно зафиксировать, то окончание определить невозможно!

Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся. Рефлексия.

Учащиеся отвечаю в рабочих листах на следующие вопросы:

  1. Самым полезным и интересным для меня было…
  2. Я встретился с трудностью…
  3. Мне это необходимо для…

Домашнее задание: параграф 38, просмотр фильма «Холодная политика»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«У истоков «Холодной войны»»

План конспект урока на тему

У истоков «Холодной войны»

Автор: Матюхов Владимир Владимирович.

Место работы, должность: МАОУ СОШ №6 с УИОП, учитель истории и обществознания.

Характеристика урока: учебное занятие.

Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.

Предмет: история.

Цель урока:

Образовательная:

- Усвоить понятие «холодная война»

- Выяснить причины возникновения и признаки «холодной войны»;

- Определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

Развивающая:

- Развивать логические умения через выделение причинно - следственных связей, конструирование учебного материала;

- Продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

- Отрабатывать умение работы с историческими источниками;

- Развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

Воспитательная:

- Воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умению находить консенсус

- Воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

- Содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

Планируемые результаты:

- Объяснять понятия «Холодной войны»

- Давать описание исторических событий на основе текста на основе текста

- Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений

- Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами

- Выступать публично

- Объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям истории

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и дидактический материал: учебник, мультимедийный проектор, презентация, тексты документов для учащихся, документальный фильм «Холодная политика».

Ход урока:

Вводный этап.

Приветствие, знакомство.

  1. Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной международной обстановки.

  2. Просмотр видеофрагмента, размышление учащихся «как Вы думаете, что станет предметом нашей беседы?

Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, как международной организации поддержания мира и безопасности на планете.

Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 года и отчетливо просматривалась к концу 1946 года. Появился и термин, обозначавший это противоборство – «холодная война».


1. Понятие «холодная война». (Приём «Понятийное колесо»)

Учитель. Задача первая – выяснить понятие «холодная» война.

Как вы понимаете, что такое «холодная» война?

Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты.

Задание: выяснить понятие «холодной войны» («Холодная война»), ее существенные признаки.

а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «Холодная война»;

б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодная война»;

в) запишите признаки в схему;

Вариант 1.

«Холодная война» - это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2. «Холодная война» - это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.

Схема

 «Холодная война» 

2. Причины «холодной войны»

Слушая лекцию учителя, учащиеся должны записать причины развязывания холодной войны.

  1. Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции;

  2. Стремление США и СССР к доминированию в послевоенном мире;

  3. Противоречия между социалистической и капиталистической общественно-политическими системами:

  4. Политические амбиции руководителей СССР (Иосифа Сталина) и США (Гари Трумэна);


Определение степени вины противоборствующих стран

Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) – СССР. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват?

Задание: Записать аргументы виновности СССР за развязывание «Холодной войны» в колонку, работая с текстом учебника. Аргументы виновности США комментирует учитель.

«Кто виноват?»

Страны запада

СССР

1. «Доктрина Трумэна»


2. «План Маршалла»


3. Создание НАТО (1949 год)


4. Планы США использования атомного оружия против СССР


В заключении учащиеся должны подвести итог в виде 3-4 предложений ответить на вопрос: кто же виновен в «Холодной войне»? Подвести к мысли, что вина может быть обоюдной.

Спросить нескольких учащихся, чтоб они проговорили свои выводы вслух.

Подведение итогов урока.

Сегодня мир меняется на глазах. Если 90 лет назад Америка поддерживала целостность России, то сегодня ситуация изменилась на 180 градусов. Будущее Российской Федерации в формирующемся сегодня мире, продвижение к достойному великой страны месту зависят не столько от размеров территории, ресурсов, численности населения и прочего, сколько от величия интеллектуальных и духовных сил народа, его способности, извлекая из истории уроки, строить грядущее. Это отлично понимают наши недоброжелатели, делая упор на растлении нашего народа.

Нужно признать – холодная война продолжается. И именно Россия сейчас платит самую большую цену за ее окончание. Специфика холодной войны в том, что если ее начало еще можно зафиксировать, то окончание определить невозможно!


Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся. Рефлексия.

Учащиеся отвечаю в рабочих листах на следующие вопросы:

  1. Самым полезным и интересным для меня было…

  2. Я встретился с трудностью…

  3. Мне это необходимо для…


Домашнее задание: параграф 38, просмотр фильма «Холодная политика»

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
У истоков «Холодной войны»

Автор: Матюхов Владимир Владимирович

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ  "хОЛОДНАЯ ВОЙНА ""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriikholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260911"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449048700"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ  " ХОЛОДНАЯ ВОЙНА""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapotiemiekholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449049878"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация на тему: "Холодная война""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-na-tiemu-kholodnaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "153607"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421053077"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Истоки и смысл холодной войны""
    ["seo_title"] => string(30) "istoki_i_smysl_kholodnoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "596068"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640369212"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили»"
    ["seo_title"] => string(48) "litieraturnomuzykalnaiakompozitsiiachtobypomnili"
    ["file_id"] => string(6) "290691"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455012716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства