Имя задачи: Задача о сдаче Москвы Наполеону
Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45 г.Калининград, учитель начальных классов
Метапредметная область или предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: Отечественная война 1812 года
Профиль: общеобразовательный
Уровень: общий
Текст задачи: Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу её сердце». Почему же главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов отдал Москву без боя?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.
Возможные информационные источники.
(полные библиографические описания)
Книги:
Брагин М.В. В ту грозную пору. М.: Малыш,1986 г.
Надеждина Н. Недаром помнит вся Россия. М.; Малыш,1986 г.
Алексеев С.П. Небывалое бывает. - М.: Детская литература,1989 г.
Компакт-диски:
CD диск «История Отечества 882-1917 г.»
Web-сайты:
http://svpressa.ru/war/article/57497/
http://istoriya-ru.ucoz.ru/publ/istorija_rossii/naprasno_zhdal_napoleon_poslednim_schastem_upoennyj/2-1-0-43
http://schools.keldysh.ru/sch1905/1812.HTM
http://www.museum.ru/1812/library/tarle1/part06.html
http://knowhistory.ru/394-rossiya-1800-1814.html
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=403
Культурный образец
http://www.diletant.ru/blogs/11625/3008/
Кутузов в Филях: образец гражданской ответственности
Не только для государственного деятеля, политика, но и для любого человека ноша ответственности за трудные, непопулярные, обидные решения иногда бывает слишком тяжела. И часто бывает так, что, кажется легче пойти по такому пути, за который тебя не будут упрекать. Легче совершить сделку со своей совестью, чем выстоять.
Подобный нравственный выбор стоял перед М.И.Кутузовым, когда на знаменитом совете в Филях он выслушал противоречивые мнения генералов и сам, своей волей, решил оставить Москву без боя.
После Бородинского сражения какое-то время казалось, что это победа, пока не пришли сводки об убитых и раненых. Полегла добрая половина армии, и какая половина! Нет, при всём его значении Бородино не было победой. Армия Наполеона, тоже потерпевшая огромный урон, рвалась к Москве, и генерал Милорадович, поставленный в арьергарде сдерживать французов, делал это с огромным трудом, все время, отступая вслед за всей русской армией. Даже раненые были оставлены в Бородино.
На подходе к городу логично было бы дать еще одну битву, однако русские упёрлись в Воробьёвы горы, овраги, реку – где тут поле для манёвра? Если Наполеон прижмёт к реке, уйти по крутым спускам к мостам сможет только пехота. Да и не факт, что вообще будет, кому уходить.
Генерал Коновницын, опасаясь реакции на потерю Москвы, предложил не стоять на месте, а повернуть вспять и дать Наполеону сражение с ходу, где его встретят. После Бородино это попахивало авантюрой, да и знать бы, по какой дороге пойдут главные силы французов…
Высказавшись вразнобой, генералы умолкли. Решать главнокомандующему. И Кутузов принимает на себя всю тяжесть ответственности за оставление Москвы без боя. В русскую столицу со Смутного времени неприятель не входил. Он это прекрасно знал, знал, что на протяжении всего царствования династии Романовых враг никогда не бывал в Москве, что император может принять это за непростительную слабость его, Кутузова, лично.
Не сразу он пошлёт рапорт о своем решении. Александр – это тоже надо было суметь – не станет вмешиваться, не поменяет главнокомандующего, но не поймёт и не простит. «Вспомните, – позже писал он Кутузову, – что вы ещё обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы».
Оскорблённое отечество, тем не менее, стараниями Кутузова сохранило армию. Потеря Москвы стала не потерей России, а последним отступлением русских. Жаль москвичей, жаль всего, что сгорело в великом пожаре Москвы, но ни у кого не было ощущения конца, поражения. Напротив – жертва Москвы была началом конца Наполеона. И сдавший столицу Кутузов вскоре погнал французов обратно, а его решение оставить Москву стало примером гражданской позиции и личного мужества. Тем более что выбор у него был. Положил бы армию, может, и сам бы погиб – кто бы стал тогда упрекать? Герой? Или герой потому, что ушёл?
Методический комментарий
Задача общего уровня. В ходе решения задачи учащиеся не только знакомятся с развитием военных действий, но и раскрывают значение личности в истории и влиянии её на ход исторических событий.
Ответив на вопрос: «Почему Кутузов приказал отступать и отдать неприятелю Москву?», ребята смогут понять стратегию и тактику великого полководца, а также оценить его гражданскую ответственность.