kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра по теме: «Гроза двенадцатого года  Настала – кто тут нам помог?»

Цели урока:Образовательная:   Систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года, от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.

Развивающая: - способствовать развитию у учащихся умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, доказывать свои суждения, навык работы с исторической картой;- умения работать в группе;

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви и чувства гордости за Россию.

Оборудование:  интерактивная доска, карточки, эпиграф,  карта “Отечественная война 1812г.”.

Тема урока записана на доске:  « Гроза двенадцатого года

                                                        Настала – кто тут нам помог?

Ход урока.Организационный момент.( Класс был поделен на 2 команды, )

На интерактивной доске показан  слайд 1 с цитатами: (А.И.Герцен);  «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» (Наполеон); «Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата» (М.И.Кутузов)

Ученик читает басню Крылова  Волк на псарне.

Учитель: Какое отношение имеет эта басня к нашему уроку? Кого можно подразумевать в роли волка? (ответы детей). И так на этом уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос, записанный на доске « Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? «Отечественная война1812года, разгром войск Наполеона, мечтавшего покорить весь мир, сказали решающее воздействие на судьбы Европы и мира. На одном из первых памятников Кутузову, поставленному в Польше, где полководец умер в 1813году, можно прочитать надпись: «До сих мест довел князь Кутузов -Смоленский победоносные российские войска. Он спас Отечество свое, он открыл путь к избавлению народов»

Тема нашего урока - это дань памяти тем, кто выполняет священный долг:  защищал свою Родину.

Слайд 2. Проверка домашнего задания:  закончить заполнение таблицы «Отечественная война 1812года» (графы, выделенные красным цветом, были пусты).

Учитель: сверим результаты и капитаны команд подсчитывают правильные ответы.

Задание 1.Отечественная война 1812года

Дата                      Событие                                            Результат

12 июняПереход французской армии через НеманНачало войны. Отступление русской армии

2 августаСоединение русских армий М.Б.Барклая де Толли и П.И.Багратиона в СмоленскеСрыв плана Наполеона  разгромить русские армии по одиночке

4-5 августаСмоленское сражениеСтороны понесли большие потери.Русские войска оставили город и продолжили отступление. Смоленск сгорел

8 августаНазначение М.И.Кутузова главнокомандующимАрмия стала под единое командование. М.И.Кутузов решил продолжить отступление.

24 августаБой за Шевардинский редутФранцузы захватили редут, но было выиграно время для укрепления позиций русской армии на бородинском поле.

26 августаБородинское сражениеНаполеон не достиг своей цели- разгрома русской армии. В вечеру он отвел свои войска на исходные рубежи. М.И. Кутузов, узнав о потеря, приказал отступать к Москве.

1 сентябряСовет в ФиляхМ.И. Кутузов решил оставить Москву

2 сентябряВступление французов в МосквуМногие жители уходят. В Москве начинаются пожары.

2 сентябряТарутинский маневрМ.И. Кутузов свернул с рязанской дороги на калужскую и перекрыл Тулу и Калугу. Наполеон на время потерял русскую армию из виду.

6 октябряОставление Москвы французамиВзорвать Кремль не удалось

12 октябряСражение под МалоярославцемГород 8 раз переходит из рук в руки. Наполеон вынужден отспупать по разоренной им же Смоленской дороге.

3-6 ноябряСражение под КраснымРусские захватывают 116 пушек.

14-16 ноябряПереправа через р.БерезинуНаполеон потерял более 30000 солдат убитыми и около 20000 пленными.

конец декабряИзгнание остатков «великой армии» из России«Война окончилась за полнымистреблением неприятеля»

Задание 2.Конкурс  «Знатоков истории».Победителем  окажется та команда, чья  быстрее и правильнее ответит на вопросы и больше наберет жетонов.

Назовите литературные произведения, посвященные Отечественной Войне 1812года.

Кому принадлежат следующие слова: ««Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

О ком идет речь: «Участвовал в русско - туркецкой войне 1787-1791 г.г, в войнах против Франции в 1805-1807г.г. В Отечественную войну 1812года командовал 2-ой Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском бою.»

Летом 1812 года Александр I сказал: « Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки». Речь шла о…

« Эта участница войны с Наполеоном, кавалерист-девица, великолепно владела конем и оружием, выдав себя за мужчину, она служила в качестве офицера.» Это была…

Он был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах слагали легенды. « Я был рожден для роковоно1812года» - писал он. Это был …

Кто из русских полководцев впервые в ходе кампании 1812года стал придерживаться тактики заманивания врага в глубь своей территории?

Когда впервые Наполеон поднял вопрос о мирных переговорах в ходе кампании 1812г?

Задание 3. Объясните следующие понятия, закончив предложения. Понятия выведены на слайд3.

Флеши- это… Редут – это… Партизанская война –  это… Патриотизм -  это…

Задание 4. «Найди ошибку в тексе»

Учитель: У вас контрольная работа одного из учеников. Вы заметив ошибку,поднимите руку.

Наполеон стремился создать широкую антирусскую  коалицию. В России знали о подготовке Наполеона к войне. Французский  министр иностранных дел Талейран  за крупные денежные суммы поставлял информацию русскому послу в Париже. Но русская армия к войне была совершенно не готова: у нее не было запасов оружия, продуктов, боеприпасов. (Запасов  было  больше,  чем  у французов: У Франции снарядов 35000, а у России-300000, патронов-7,5млн., а у России -44млн. У французской армии запас продовольствия на 3 месяца, а у русской на полгода).

Наше командование не знало, куда будет направлен главный удар французских войск, поэтому войска были растянуты по всей западной границе. Общее командование взял на себя Кутузов. ( Кутузов стал главнокомандующим только в июле 1812года.  Вначале войны общее командование было поручено Барклаю де Толле). Был заранее разработан «скифский план» заманивания противника в глубь страны. Поэтому русская армия и отступала. (Русские войска вынуждены были отступать, чтобы соединиться, не дать противнику разбить армии поодиночке). Русские войска отступали в панике. (Отступали с боями). Сам  Сам аполеон не боялся затяжной войны: ведь он к такой войне тщательно готовился.(Рассчитывал в одном генеральном сражении разгромить русское войско и закончить войну в короткие сроки). Видя всю серьезность положении, московское купечество собрало 2,4 млн.рублей на нужды армии. Лишь городской голова остался в стороне от этого патриотического движения. (Это не так. Из своих сбережений на нужды армии он отдал 50000рублей.). Русское войско таяло на глазах, а мобилизовать людей в армию было трудно: мало находилось желающих погибнуть на полях сражений.( В россии был высокий патриотический подъем, всюду создавались партизанские отряды.)

Рассказ ученика о Денисе Давыдове.

Задание 5.Слайд 3.Учитель предлагает разгадать кроссворд.  Ученики от каждой команды подходят к интерактивной доске и записывают ответы.

Вопросы к кроссворду: 1.Место,где состоялось главное сражение войны.

2.Полководец,главнокомандующий русской армией.

3.Земляные укрепления.

4.Генерал,командующий 2-ой  армией после Бородинской битвы.

5.Место последнего сражения войны 1812года.

6.Место соединения русских армий.

7.Генерал,герой войны1812года.

8.Основатель  партизанского движения.

9.Пограничная река.

10.Место командного пункта Наполеона на Бородинском поле.

11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.

12.Члены боевых отрядов, составленных из местных жителей.

13.Командир русской батареи на Бородинском поле.

Затем проверяют правильные ответы и выявляется победители этого задания.

Задание 6.Тест выведен на слайд 4.Ученики работают на листах. Проверяют и оценивают себя самостоятельно. Ответы на слайде. (5 баллов, если нет ошибок, 4-если допущена одна ошибка и т.д.)

Тест. Самопроверка.

Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец:

А) БагратионБ)НаполеонВ) Барклай де Толли

2) Французская армия вторглась в Россию:А) 1сентября 1812г.,Б)14 ноября 1812г.,

В)12 июня 1812г.

3)Главнокомандующим русской армией был назначен:А) М.И.КутузовБ) А.В.Суворов

В)Ф.Ф.Ушаков

4)Бородинская битва произошла:А)26 декабря 1812г.   Б)26 ноября 1812г.  В)26 августа 1812г. 

5)Какое решение принял М.И.Кутузов после сражения:А) Оставить Москву Б)Дать еще одно сражение под Москвой В)Признать Наполеона победителем

6)Война 1812года называется Отечественной, потому что:А) Главное сражение произошло под Москвой, Б)На войну поднялся весь народ, В)Вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7)Кому принадлежат строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина.»:

А)А.С.Пушкину Б)М.Ю.Лермонтову В)Д.В.Давыдову

8) В честь победы над Наполеоном был построен: А)Спасо - Преображенский собор,

Б)Петропавловский собор,В) Храм Христа Спасителя

Заключение урока. На слайде 5 выведены полностью слова темы урока.

   «Гроза двенадцатого года

   Настала – кто тут нам помог?

  Остервенение народа,

   Барклай, зима иль Русский бог?»

Ученики высказывают свое мнение.

Вывод: Итак, сегодня на уроке обобщили с вами знания по Отечественной войне 1812года и сделали главный вывод, что чувства патриотизма подвластны всем слоям общества.

Истинные патриоты русской земли вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная война оставила глубокий след в истории и общественном сознании народов России.

Рефлексия.В результате урока «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? мне открылисьТри самых важных имени:Три самых важных события:Три самых важных действия Три самых важных чувстваТри мых важных качества

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?»»

Урок-игра по теме: «Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?»

Цели урока:

Образовательная:  Систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года, от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.

Развивающая: 

- способствовать развитию у учащихся умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, доказывать свои суждения, навык работы с исторической картой;

- умения работать в группе;

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви и чувства гордости за Россию.

Оборудование: интерактивная доска, схемы-опоры, карточки, эпиграф, картина “Совет в Филях”, портреты, ыставка литературы, карта “Отечественная война 1812г.”.

Межпредметные связи: связь с уроками литературы.

Тема урока записана на доске: « Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Ход урока.

Организационный момент.(В начале урока класс был поделен на 2 команды, каждая из которых представила название, игроков, капитана)

На интерактивной доске показан слайд 1 с цитатами: « Новая Россия начинается с 1812года» (А.И.Герцен); «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» (Наполеон); «Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата» (М.И.Кутузов)

Ученик читает басню Крылова Волк на псарне.

Учитель: Какое отношение имеет эта басня к нашему уроку? Кого можно подразумевать в роли волка? (ответы детей). И так на этом уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос, записанный на доске « Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? «Отечественная война1812года, разгром войск Наполеона, мечтавшего покорить весь мир, сказали решающее воздействие на судьбы Европы и мира. На одном из первых памятников Кутузову, поставленному в Польше, где полководец умер в 1813году, можно прочитать надпись: «До сих мест довел князь Кутузов -Смоленский победоносные российские войска. Он спас Отечество свое, он открыл путь к избавлению народов»

Тема нашего урока - это дань памяти тем, кто выполняет священный долг: защищал свою Родину.

Слайд 2. Проверка домашнего задания: закончить заполнение таблицы «Отечественная война 1812года» (графы, выделенные красным цветом, были пусты).

Учитель: сверим результаты и капитаны команд подсчитывают правильные ответы.



Задание 1.

Отечественная война 1812года

Дата

Событие

Результат

12 июня

Переход французской армии через Неман

Начало войны. Отступление русской армии

2 августа

Соединение русских армий М.Б.Барклая де Толли и П.И.Багратиона в Смоленске

Срыв плана Наполеона разгромить русские армии по одиночке

4-5 августа

Смоленское сражение

Стороны понесли большие потери.Русские войска оставили город и продолжили отступление. Смоленск сгорел.

8 августа

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим

Армия стала под единое командование. М.И.Кутузов решил продолжить отступление.

24 августа

Бой за Шевардинский редут

Французы захватили редут, но было выиграно время для укрепления позиций русской армии на бородинском поле.

26 августа

Бородинское сражение

Наполеон не достиг своей цели- разгрома русской армии. В вечеру он отвел свои войска на исходные рубежи. М.И. Кутузов, узнав о потеря, приказал отступать к Москве.

1 сентября

Совет в Филях

М.И. Кутузов решил оставить Москву

2 сентября

Вступление французов в Москву

Многие жители уходят. В Москве начинаются пожары.

2 сентября

Тарутинский маневр

М.И. Кутузов свернул с рязанской дороги на калужскую и перекрыл Тулу и Калугу. Наполеон на время потерял русскую армию из виду.

6 октября

Оставление Москвы французами

Взорвать Кремль не удалось

12 октября

Сражение под Малоярославцем

Город 8 раз переходит из рук в руки . Наполеон вынужден отспупать по разоренной им же Смоленской дороге.

3-6 ноября

Сражение под Красным

Русские захватывают 116 пушек.

14-16 ноября

Переправа через р.Березину

Наполеон потерял более 30000 солдат убитыми и около 20000 пленными.

конец декабря

Изгнание остатков «великой армии» из России

«Война окончилась за полным

истреблением неприятеля»

Задание 2.Конкурс «Знатоков истории».

Учитель задает вопросы, а ребята отвечают на них не только правильно, но и быстро. Если ученик ответил правильно ему вручается жетон. Победителем окажется та команда, чья быстрее и правильнее ответит на вопросы и больше наберет жетонов.

Назовите литературные произведения, посвященные Отечественной Войне 1812года.

Кому принадлежат следующие слова: ««Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

О ком идет речь: «Участвовал в русско - туркецкой войне 1787-1791 г.г, в войнах против Франции в 1805-1807г.г. В Отечественную войну 1812года командовал 2-ой Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском бою.»

Летом 1812 года Александр I сказал: « Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки». Речь шла о…

« Эта участница войны с Наполеоном, кавалерист-девица, великолепно владела конем и оружием , выдав себя за мужчину, она служила в качестве офицера.» Это была…

Он был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах слагали легенды. « Я был рожден для роковоно1812года» - писал он. Это был …

Кто из русских полководцев впервые в ходе кампании 1812года стал придерживаться тактики заманивания врага в глубь своей территории?

Когда впервые Наполеон поднял вопрос о мирных переговорах в ходе кампании 1812г?


Задание 3. Объясните следующие понятия, закончив предложения. Понятия выведены на слайд3.

Флеши- это…

Редут – это…

Партизанская война – это…

Патриотизм - это…

Задание 4. «Найди ошибку в тексе»

Учитель: Передо мной и у вас контрольная работа одного из учеников. Я вам ее прочту, а вы как только заметите ошибку, неточность, поднимите руку.

Наполеон стремился создать широкую антирусскую коалицию. В России знали о подготовке Наполеона к войне. Французский министр иностранных дел Талейран за крупные денежные суммы поставлял информацию русскому послу в Париже. Но русская армия к войне была совершенно не готова: у нее не было запасов оружия, продуктов, боеприпасов. (Запасов было больше, чем у французов: У Франции снарядов 35000, а у России-300000, патронов-7,5млн., а у России -44млн. У французской армии запас продовольствия на 3 месяца, а у русской на полгода).

Наше командование не знало, куда будет направлен главный удар французских войск, поэтому войска были растянуты по всей западной границе. Общее командование взял на себя Кутузов. ( Кутузов стал главнокомандующим только в июле 1812года. Вначале войны общее командование было поручено Барклаю де Толле). Был заранее разработан «скифский план» заманивания противника в глубь страны. Поэтому русская армия и отступала. (Русские войска вынуждены были отступать, чтобы соединиться, не дать противнику разбить армии поодиночке). Русские войска отступали в панике. (Отступали с боями). Сам Сам аполеон не боялся затяжной войны: ведь он к такой войне тщательно готовился.(Рассчитывал в одном генеральном сражении разгромить русское войско и закончить войну в короткие сроки). Видя всю серьезность положении, московское купечество собрало 2,4 млн.рублей на нужды армии. Лишь городской голова остался в стороне от этого патриотического движения. (Это не так. Из своих сбережений на нужды армии он отдал 50000рублей.). Русское войско таяло на глазах, а мобилизовать людей в армию было трудно: мало находилось желающих погибнуть на полях сражений.( В россии был высокий патриотический подъем, всюду создавались партизанские отряды.)

Рассказ ученика о Денисе Давыдове.

Задание 5.Слайд 3.Учитель предлагает разгадать кроссворд. Ученики от каждой команды подходят к интерактивной доске и записывают ответы.





























































































































Вопросы к кроссворду: 1.Место,где состоялось главное сражение войны.

2.Полководец,главнокомандующий русской армией.

3.Земляные укрепления.

4.Генерал,командующий 2-ой армией после Бородинской битвы.

5.Место последнего сражения войны 1812года.

6.Место соединения русских армий.

7.Генерал,герой войны1812года.

8.Основатель партизанского движения.

9.Пограничная река.

10.Место командного пункта Наполеона на Бородинском поле.

11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.

12.Члены боевых отрядов, составленных из местных жителей.

13.Командир русской батареи на Бородинском поле.

Затем проверяют правильные ответы и выявляется победители этого задания.

Б


О

Р

О

Д

И

Н

О


К


У

Т

У

З

О

В

Ф


Л

Е

Ш

И


Т


У

Ч

К

О

В


Б

Е


Р

Е

З

И

Н

О

С

М

О

Л

Е


Н

С

К



Б

А

Г

Р


А

Т

И

О

Н




Д

А

В

Ы

Д

О

В




Н

Е

М

А

Н



Ш

Е

В

А

Р

Д


И

Н

О


Т

А

Р

У

Т


И

Н

П

А

Р

Т

И

З

А


Н

Ы


Р

А

Е

В

С

К


И

Й



Задание 6.Тест выведен на слайд 4.Ученики работают на листах. Проверяют и оценивают себя самостоятельно. Ответы на слайде. (5 баллов, если нет ошибок, 4-если допущена одна ошибка и т.д.)

Тест. Самопроверка.

Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец:

А) Багратион

Б)Наполеон

В) Барклай де Толли

2) Французская армия вторглась в Россию:

А) 1сентября 1812г.,

Б)14 ноября 1812г.,

В)12 июня 1812г.

3)Главнокомандующим русской армией был назначен:

А) М.И.Кутузов

Б) А.В.Суворов

В)Ф.Ф.Ушаков

4)Бородинская битва произошла:

А)26 декабря 1812г.

26 ноября 1812г.

26 августа 1812г.

5)Какое решение принял М.И.Кутузов после сражения:

А) Оставить Москву

Б)Дать еще одно сражение под Москвой

В)Признать Наполеона победителем

6)Война 1812года называется Отечественной, потому что:

А) Главное сражение произошло под Москвой,

Б)На войну поднялся весь народ,

В)Вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7)Кому принадлежат строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина..»:

А)А.С.Пушкину

Б)М.Ю.Лермонтову

В)Д.В.Давыдову

8) В честь победы над Наполеоном был построен:

А)Спасо - Преображенский собор,

Б)Петропавловский собор,

В) Храм Христа Спасителя


Заключение урока . На слайде 5 выведены полностью слова темы урока.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль Русский бог?»

Ученики высказывают свое мнение.

Вывод: Итак, сегодня на уроке обобщили с вами знания по Отечественной войне 1812года и сделали главный вывод, что чувства патриотизма подвластны всем слоям общества.

Истинные патриоты русской земли вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная война оставила глубокий след в истории и общественном сознании народов России.

«12-ый год – писал Белинский – был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе и не подозревала».

Рефлексия.

В результате урока «Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог? мне открылись

Три самых важных имени: ___________________________________________________________ ____

________________________________________________________________________________________

Три самых важных события:_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Три самых важных действия: _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Три самых важных чувства:_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Три самых важных качества:________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Галина Викторовна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока по литературе  Л. Толстой "Кто же настоящие герои?" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-l-tolstoi-kto-zhie-nastoiashchiie-ghieroi"
    ["file_id"] => string(6) "225829"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439910789"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства