Тема « Роль жречества в древнем Египте»
Цели урока:
Образовательные. Раскрыть роль жречества в древнем Египте, показать роль и значение религиозных обрядов в жизни древних египтян .Помочь учащимся разобраться во взаимоотношениях фараонов и жрецов.
Развивающие. Развивать такие навыки как умение самостоятельно работать с текстовым материалом, анализировать прочитанное, критически оценивать тексты. Формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.
Воспитательные. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному частности Древнего Египта .Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, видеоролик «Дома вечности богов и фараонов»
Педагогическая технология: проблемно-диалогическая
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация ранее изученного
3.Изучение нового материала
Учитель. Давайте вспомним как в первобытном обществе зародились первые религиозные представления? Почему они возникли? Кому поклонялись первые люди на земле? Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные существа — боги. Если не угодят люди богам — те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.
Посмотрите на карту древнего Египта Мы видим ,что на протяжении египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов, так что их было много. А вообще, древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира.
Возникновение жречества связано с развитием религии. Появляются люди, которые считали, что только им принадлежит право общения с богами – жрецы. Верховный жрец входил во внутреннее помещение храма, где жил бог. Он совершал священные обряды — натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.
Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, ему подчинялись младшие жрецы и слуги. Жрецы составляли чётко очерченную группу, главной обязанностью которой было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство жрецов зависели от степени влиятельности и могущества того или иного конкретного бога.
Пользуясь раздаточным материалом,заполните таблицу. (Приложение №1)
ОБЯЗАННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ХРАМОВЫХ ЖРЕЦОВ
Вопросы к таблице.
-Пользуясь таблицей скажите , какие обязанности выполняли жрецы?
Учитель: Жреческий сан получить было не так-то и легко, для этого необходимо было долго и серьезно учиться. Причем обучение могло начаться с 4-хлетнего возраста и закончиться лишь к 20-ти годам. Жречество в древнем Египте обладало большими знаниями, которые распространялись только в среде посвященных. К примеру, в древнем Египте была особенно популярна астрономия. Благодаря наблюдению за небесными светилами, жрецы выбирали благоприятное время для посева, сбора урожая, определяли точное время разлива Нила, что было важным для простого народа.
В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.
Жрецам была хорошо известна математика , чему способствовали практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов . Они могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни, производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях. Даже пирамиды-усыпальницы фараонов спроектировали жрецы.
Существовали жрецы погребального культа, в обязанности которых входило извлечение внутренностей, бальзамирование и мумификация умершего.
Даже лечение не обходилось без жреца. Древние египтяне, как отметил греческий историк Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты. В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.
Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:
1) "это болезнь, которую я могу вылечить";
2) "это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить";
3) "это болезнь, которую я не смогу вылечить"
Прочитайте нижеследующий отрывок(приложение № 2)
Вопросы к документу:
-Как вы думаете, откуда древние египтяне так многое могли узнать о строении человеческого тела?
- Чем можно объяснить высокий уровень медицины древнем Египте?
- Какие выводы можно сделать на основе этого документа?
-Если жрецы, хорошо знали строение человеческого тела, то почему каждое лечение сопровождалось молитвой?
-Как вы думаете, что больной должен был сделать по излечении болезни?
Учитель Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Египтяне очень чтили чистоту, причем для них большое значение имела не только чистота души, но и тела. Все служители храма должны были мыться четыре раза в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.( приложение № 3)
Вопросы к документу:
-Почему жрецы так тщательно соблюдали гигиену?-Вспомните каков был климат в древнем Египте и как он влиял на здоровье?
Учитель.При храмах находились храмовые суды. Важной особенностью деятельности храмового суда была процедура испрашивания мнения бога по тому или иному вопросу. Как правило, этой процедурой руководил верховный жрец того храма, где проходило судебное заседание. Жрец задавал вопрос, обращаясь к статуе бога, находившейся в храме, и получал ответ “да” или “нет”, в виде соответствующего движения руки статуи. Понятно, что рукой двигала не сама статуя, а движение было вызвано специальным механизмом, который приводили в движение жрецы, находившиеся в соседнем помещении и остававшиеся невидимыми для всех, присутствующих на судебном процессе. Простые египтяне были уверены, что ответ дается самим богом, воплощенным в виде той или иной статуи.
Учитель.Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали маленькие фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки.
Широкая военная политика, проводившаяся египетскими фараонами и захват большой военной добычи привели к скоплению в Египте крупных богатств. Самые большие храмы Египта, среди которых на первом месте был храм Амона в Фивах, владели значительными поместьями и большими ремесленными мастерскими, в которых работало множество иноземных рабов. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро. После каждого удачного похода жрецы получали многочисленных рабов и другую добычу. Надписи указывают на то, что после крупных походов и больших торговых экспедиций цари жертвовали храмам большие богатства. Прочитайте надпись фараона Тутмоса(приложение № 4)
Вопросы к документу:
1. Как формировалось крупное храмовое хозяйство?
2. Почему фараоны преподносили храмам богатые дары?
3. Еще за счет чего обогащались египетские храмы?
Учитель А теперь давайте представим с вами, как выглядел храм внешне.
Сообщение ученика
До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре ( Фивы). Они гигантских размеров, отделка их роскошна. Храмы в Луксоре и Карнаке занимают более сотни обширных помещений, огромных дворов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков.
Храм Карнака являлся главное святыней Древнего Египта на протяжении 2 тысяч лет. Он сооружался несчетными поколениями царей и был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных солнечному богу Амону-Ра, его супруге- покровительнице цариц богине Мут и их сыну –лунному богу Хонсу.
В начале Нового царства ( с 16 века до н.э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, вступая на престол, приступал к расширению обители своего « божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большое величие и блеск.
В 16 веке до н.э. по приказу фараона Тутмоса Первого Карнак украшается гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в облике Осириса. При дочери Тутмоса Первого царице Хатшепсут создался новый храм под названием « Хатшепсут божественная в памятниках». Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного гранита, высотой 30 м. каждый. Гигантские колоссы были покрыты золотом и электрумом.
Очень много сделал для храма в Карнаке Тутмос Третий. Неподалеку находился «Ботанический сад»_ одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии и Палестине. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез из Сирии в дар Амону.
В центральной части храма Амона при Тутмосе Третьем также возведен знаменитый «Зал анналов» , на стены которых были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах.
Лишь некоторое представление о размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма имеют высоту 30 метров и весят по 100 тонн каждый. Большой зал имеет 5,5 тыс. кв. метров в нем 134 колонны. Даже самые высокие тропические пальмы рядом с ними кажутся тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м. и 10 м. и ширина в обхвате 15 м. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться до 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике было найдено 500 каменных статуй и свыше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.
Прочитайте отрывок из надписи фараона Аменхотепа lll( приложение № 5)
Вопросы к документу:
-Чем украшался храм?
-Если бы вы были простым египтянином, то чтобы вы чувствовали, попав в храм?
Учитель. Жречество Египта было очень богатым. Особенно значительные богатства скопились в трёх крупнейших храмах, находившихся в религиозных центрах страны: Фивах, Гелиополе и Мемфисе. Количество людей, скота, садов, пашен, кораблей, верфей и поселений указывает на рост экономического значения жречества в этот период. Храмы вели оживлённую торговлю не только внутри страны, но и с соседними странами и даже имели свои торговые корабли, которые не платили пошлин.. Рост богатства высшего жречества привел к тому, что жречество превратилось в замкнутую касту. Жреческие должности стали передаваться по наследству.
Учитель. Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела божественное происхождение. Жрецы учили, что фараон - сын бога Ра на земле, и после смерти он становится богом .Как и всякое божество фараон имел свои храмы, штат жрецов и пр.Большой честью считалось, если фараон позволял поцеловать свою сандалию. Вначале фараоны исполняли должности верховных жрецов, но позднее переложили их на жрецов храмов.
Прочитайте отрывок и сделайте вывод о власти и положении египетских фараонов.(Приложение № 6.)
Вопросы к документу:
1.Какая связь существовала между религией и государственной властью?
2.Как восхваляется в надписи фараон?
Учитель. Во времена правления Рамсеса IX в среде высшего фиванского жречества родилось новое религиозное представление, поддерживаемое верховным жрецом Амона в Фивах — Херихором. Согласно взглядам Херихора, фараон — это просто человек, не обладающий какими-либо особыми преимуществами перед богами, жрец стоит выше фараона и следовательно, власть должна принадлежать жрецам. Сам Херихор, титул которого официально звучал «Царь Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона, сын Амона — Херихор», наделял себя и царским званием.
Фараоны были недовольны усилением роли жрецов, которые к тому же пользовались в своих интересах обширными научными знаниями, держа их в секрете. Это привело к борьбе между жрецами и фараонами. Самые могущественные жрецы были в Фивах, где они служили богу Амону. Там находились огромные храмы, жречество владело огромными пахотными землями, десятками тысяч рабов, сотнями тысяч голов скота, сокровищами и драгоценностями. Желая уничтожить могущество фиванских жрецов фараон Аменхотеп Четвертый(1365—1348 гг. до н. э.) провозгласил в качестве высшего божества Атона, все другие боги, если и не отменялись , то низводились на роль второстепенных. Тем самым он хотел уничтожить политическое влияние фиванского жречества.
Сообщение ученика.
В 14 веке до нашей эры фараон Аменхотеп Четвертый провел религиозную реформу, суть которой заключалось в том, что верховным богом объявлялся не Амон-_Ра а Атон. ( солнечный диск). Фараон даже изменил свое имя, поменяв его на Эхнатона и основал новую столицу Ахетатон. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны, который изображался в виде солнечного диска.Столь существенная реформа должна была привести к изменениям в положении высшего жречества, изменить его функции и прежде всего взаимоотношения с фараоном.
В новой религии особое место уделяется прославлению божественности самого фараона- он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, единственным, кто может вступать в прямое общение с солнцем. В новой столице пышно отмечались годы их «совместного правления». Поэтому прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции.
Прочитайте отрывок( приложение № 7)
Вопросы к документу.
1.Где жил Эхнатон? 2.Почему он приказал считать себя сыном Атона?
3. Как вы думаете как к этому отнеслось жречество и простые египтяне?
Учитель. Фараон-реформатор не нашел сильной поддержки у египтян, которые веками поклонялись тысячам богам. И поэтому после смерти Эхнатона, он умер на десятый год переселения в Ахетатон, культ старых богов был восстановлен , а имя Эхнатона и единого бога Атона были преданы проклятию.
Закрепление
В качестве закрепления можно провести мини-тестирование
1.Жилище» для богов в Древнем Египте
1.саркофаг
2.пирамида
3.храм
2.Кто в Древнем Египте владел знаниями?
1. писцы
2 вельможи
3.жрецы
3.Храмы внушали веру:
1.в могущество богов
2. во всевластие фараона
3 .в несокрушимость Египетского царства.
4. Египетский фараон, восставший против власти жрецов бога Амона
1. Хеопс
2.Тутмос
3. Эхнатон
5.Расположите в хронологической последовательности следующие события:
1.возникновение религии
2.преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити
3.походы фараона Тутмоса Третьего
4.царствование фараона Тутанхамона
5.рост могущества жрецов
6.Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца ?
Домашнее задание: напишите сочинение по картине К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте»
Использованная литература:
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М: « Просвещение»,1987,
Россельс Н. Кто главный в Древнем Египте. История. 2005. № 4 (16 - 28 фев).
Тураев А.Б. История древнего Востока- Мн: « Харвест» 2004
Энциклопедия для детей М: «Аванта+,» 1993 Джон Мэнчип Уайт Боги и люди Древнего Египта
http://www.plam.ru/hist/bogi_i_lyudi_drevnego_egipta/p4.php#metkadoc4