kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль жречества в Древнем Египте

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок  « Роль жречества в древнем Египте» разработан по  проблемно-диалогической технологии и  предназначен  для учителей, преподающих историю Древнего мира  в 5 классе

Методическая разработка состоит из сценария урока, презентации, раздаточного материала для самостоятельной работы  и видеоролика. Она может использоваться  при изучении темы «Религия древних египтян», а также во внеурочное время: на занятиях исторического кружка, внешкольном мероприятии. Материал частично можно использовать  на занятиях по мировой художественной культуре при изучении темы            « Искусство Древнего Египта»

Разработка подходит ко всем учебно-методическим комплексам.

Презентация состоит из 28 слайдов. Она включает в себя цели урока, иллюстративный ряд к конспекту урока, проблемные вопросы и задания. Роль жречества рассматривается с разных сторон , начиная с  внешнего вида жрецов  и их обязанностей в древнеегипетских храмах  и заканчивая их ролью в повседневной жизни древних египтян и как астрономов, и как математиков , и как врачей , и как служителей погребального культа. В презентации представлены иллюстрации древнеегипетских храмов. Показана борьба фараона Эхнатона со жрецами, попытавшегося провести религиозную реформу и ограничить  их власть.В качестве закрепления предложены тесты.

 Видеоролик  « Дома вечности богов и фараонов», который используется на уроке скачан с Интернета с сайта  Инфоурок. http://infourok.ru/material.html?mid=13002

При написании сценария  урока была использована нижеследующая литература:

 Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М:  « Просвещение»,1987,

 Россельс Н. Кто главный в Древнем Египте. История. 2005. № 4 (16 - 28 фев).

Тураев А.Б. История древнего Востока- Мн: « Харвест»

 Джон Мэнчип Уайт .Боги и люди Древнего Египта
http://www.plam.ru/hist/bogi_i_lyudi_drevnego_egipta/p4.php#metkadoc4

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал к уроку»

Раздаточный материал к уроку .

Приложение № 1.1Жрецы и их обязанности.

Хем Нетер — «слуга Бога» или «пророк Бога» являлся верховным жрецом. Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах,

Мер - заведующим имуществом храма ,в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Жрецы Кхер Хеб — храмовые писцы.

Жрец Уаб — что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма, следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды.

Хем Анкхиу -«жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам.

Маа — «провидец»,толкователь событий и небесных предзнаменований.

Мер Уннут - астроном-наблюдатель

Сену — жрец-врач

Приложение № 2 . Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы (из папируса Смита)

«Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, внесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.»

Приложение № 3. Геродот

"Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы…Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь"

Приложение № 4 .Из надписи Тутмоса Третьего.

«…пожертвовал храму Амона поля и сады из числа самых лучших в Верхнем и Нижнем Египте, высоколежащие поместья, засаженные плодовыми деревьями, дойных коров, быков, золото, серебро, лазурит в большом количестве, пленных азиатов и негров, около 878 голов мужчин и женщин, которые должны были наполнять амбары бога, прясть, ткать и обрабатывать почву, три покорённых города... которые должны были платить ежегодную дань Амону».

Приложение №5 Из надписи Аменхотепа соорудившего храм

«в Луксоре из камня белого, доброго, крепкой породы, (причем) он ( т.е. Луксорский храм) расширен и увеличен весьма, к красоте которого добавлен избыток, стены которого из белого золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого близок к выси, а обе мачты которого среди звезд…»

Приложение № 6.Из надписи на могильной плите египетского вельможи Схотепабра, 1888—1850 гг. до н. э.

Прославляйте царя в телесах ваших, носите его в сердцах ваших. Он — бог премудрости, живущий в сердцах. ...Он — солнце лучезарное, озаряющее обе земли больше солнечного диска; он зеленит больше великого Нила; он наполняет обе земли силой; он —жизнь, дающая дыхание. Дает он питание последующим ему, насыщает идущих по пути его. Питание есть царь, умножение — уста его, он — производитель существующего... Сражайтесь за имя его, очищайтесь, клянясь жизнью его, и будете свободны от нищеты...

Приложение № 7 Из надписи фараона Эхнатона

Прославляем бога по имени его: " Да живёт он во веки веков, Атон живой и великий, владыка всего, что оберегает диск Солнца, владыка неба и владыка земли, владыка храма Атона в Ахетатоне и слава царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, слава Владыки Обеих Земель»





Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

Тема « Роль жречества в древнем Египте»

Цели урока:

Образовательные. Раскрыть роль жречества в древнем Египте, показать роль и значение религиозных обрядов в жизни древних египтян .Помочь учащимся разобраться во взаимоотношениях фараонов и жрецов.

Развивающие. Развивать такие навыки как умение самостоятельно работать с текстовым материалом, анализировать прочитанное, критически оценивать тексты. Формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

Воспитательные. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному частности Древнего Египта .Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, видеоролик «Дома вечности богов и фараонов»

Педагогическая технология: проблемно-диалогическая

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация ранее изученного

3.Изучение нового материала

Учитель. Давайте вспомним как в первобытном обществе зародились первые религиозные представления? Почему они возникли? Кому поклонялись первые люди на земле? Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные существа — боги. Если не угодят люди богам — те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Посмотрите на карту древнего Египта Мы видим ,что на протяжении египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов, так что их было много. А вообще, древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира.

Возникновение жречества связано с развитием религии. Появляются люди, которые считали, что только им принадлежит право общения с богами – жрецы. Верховный жрец входил во внутреннее помещение храма, где жил бог. Он совершал священные обряды — натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, ему подчинялись младшие жрецы и слуги. Жрецы составляли чётко очерченную группу, главной обязанностью которой было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство жрецов зависели от степени влиятельности и могущества того или иного конкретного бога.

Пользуясь раздаточным материалом,заполните таблицу. (Приложение №1)

ОБЯЗАННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ХРАМОВЫХ ЖРЕЦОВ


ЖРЕЦЫ

ИХ ОБЯЗАННОСТИ


Вопросы к таблице.

-Пользуясь таблицей скажите , какие обязанности выполняли жрецы?

Учитель: Жреческий сан получить было не так-то и легко, для этого необходимо было долго и серьезно учиться. Причем обучение могло начаться с 4-хлетнего возраста и закончиться лишь к 20-ти годам. Жречество в древнем Египте обладало большими знаниями, которые распространялись только в среде посвященных. К примеру, в древнем Египте была особенно популярна астрономия. Благодаря наблюдению за небесными светилами, жрецы выбирали благоприятное время для посева, сбора урожая, определяли точное время разлива Нила, что было важным для простого народа.

В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Жрецам была хорошо известна математика , чему способствовали практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов . Они могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни, производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях. Даже пирамиды-усыпальницы фараонов спроектировали жрецы.

Существовали жрецы погребального культа, в обязанности которых входило извлечение внутренностей, бальзамирование и мумификация умершего.

Даже лечение не обходилось без жреца. Древние египтяне, как отметил греческий историк Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты. В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:

1) "это болезнь, которую я могу вылечить";

2) "это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить";

3) "это болезнь, которую я не смогу вылечить"

Прочитайте нижеследующий отрывок(приложение № 2)

Вопросы к документу:

-Как вы думаете, откуда древние египтяне так многое могли узнать о строении человеческого тела?

- Чем можно объяснить высокий уровень медицины древнем Египте?

- Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

-Если жрецы, хорошо знали строение человеческого тела, то почему каждое лечение сопровождалось молитвой?

-Как вы думаете, что больной должен был сделать по излечении болезни?

Учитель Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Египтяне очень чтили чистоту, причем для них большое значение имела не только чистота души, но и тела. Все служители храма должны были мыться четыре раза в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.( приложение № 3)

Вопросы к документу:

-Почему жрецы так тщательно соблюдали гигиену?-Вспомните каков был климат в древнем Египте и как он влиял на здоровье?

Учитель.При храмах находились храмовые суды. Важной особенностью деятельности храмового суда была процедура испрашивания мнения бога по тому или иному вопросу. Как правило, этой процедурой руководил верховный жрец того храма, где проходило судебное заседание. Жрец задавал вопрос, обращаясь к статуе бога, находившейся в храме, и получал ответ “да” или “нет”, в виде соответствующего движения руки статуи. Понятно, что рукой двигала не сама статуя, а движение было вызвано специальным механизмом, который приводили в движение жрецы, находившиеся в соседнем помещении и остававшиеся невидимыми для всех, присутствующих на судебном процессе. Простые египтяне были уверены, что ответ дается самим богом, воплощенным в виде той или иной статуи.

Учитель.Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали маленькие фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки.

Широкая военная политика, проводившаяся египетскими фараонами и захват большой военной добычи привели к скоплению в Египте крупных богатств. Самые большие храмы Египта, среди которых на первом месте был храм Амона в Фивах, владели значительными поместьями и большими ремесленными мастерскими, в которых работало множество иноземных рабов. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро. После каждого удачного похода жрецы получали многочисленных рабов и другую добычу. Надписи указывают на то, что после крупных походов и больших торговых экспедиций цари жертвовали храмам большие богатства. Прочитайте надпись фараона Тутмоса(приложение № 4)

Вопросы к документу:

1. Как формировалось крупное храмовое хозяйство?

2. Почему фараоны преподносили храмам богатые дары?

3. Еще за счет чего обогащались египетские храмы?

Учитель А теперь давайте представим с вами, как выглядел храм внешне.

Сообщение ученика

До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре ( Фивы). Они гигантских размеров, отделка их роскошна. Храмы в Луксоре и Карнаке занимают более сотни обширных помещений, огромных дворов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков.

Храм Карнака являлся главное святыней Древнего Египта на протяжении 2 тысяч лет. Он сооружался несчетными поколениями царей и был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных солнечному богу Амону-Ра, его супруге- покровительнице цариц богине Мут и их сыну –лунному богу Хонсу.

В начале Нового царства ( с 16 века до н.э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, вступая на престол, приступал к расширению обители своего « божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большое величие и блеск.

В 16 веке до н.э. по приказу фараона Тутмоса Первого Карнак украшается гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в облике Осириса. При дочери Тутмоса Первого царице Хатшепсут создался новый храм под названием « Хатшепсут божественная в памятниках». Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного гранита, высотой 30 м. каждый. Гигантские колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Очень много сделал для храма в Карнаке Тутмос Третий. Неподалеку находился «Ботанический сад»_ одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии и Палестине. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез из Сирии в дар Амону.

В центральной части храма Амона при Тутмосе Третьем также возведен знаменитый «Зал анналов» , на стены которых были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах.

Лишь некоторое представление о размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма имеют высоту 30 метров и весят по 100 тонн каждый. Большой зал имеет 5,5 тыс. кв. метров в нем 134 колонны. Даже самые высокие тропические пальмы рядом с ними кажутся тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м. и 10 м. и ширина в обхвате 15 м. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться до 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике было найдено 500 каменных статуй и свыше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.

Прочитайте отрывок из надписи фараона Аменхотепа lll( приложение № 5)

Вопросы к документу:

-Чем украшался храм?

-Если бы вы были простым египтянином, то чтобы вы чувствовали, попав в храм?

Учитель. Жречество Египта было очень богатым. Особенно значительные богатства скопились в трёх крупнейших храмах, находившихся в религиозных центрах страны: Фивах, Гелиополе и Мемфисе. Количество людей, скота, садов, пашен, кораблей, верфей и поселений указывает на рост экономического значения жречества в этот период. Храмы вели оживлённую торговлю не только внутри страны, но и с соседними странами и даже имели свои торговые корабли, которые не платили пошлин.. Рост богатства высшего жречества привел к тому, что жречество превратилось в замкнутую касту. Жреческие должности стали передаваться по наследству.

Учитель. Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела божественное происхождение. Жрецы учили, что фараон - сын бога Ра на земле, и после смерти он становится богом .Как и всякое божество фараон имел свои храмы, штат жрецов и пр.Большой честью считалось, если фараон позволял поцеловать свою сандалию. Вначале фараоны исполняли должности верховных жрецов, но позднее переложили их на жрецов храмов.

Прочитайте отрывок и сделайте вывод о власти и положении египетских фараонов.(Приложение № 6.)

Вопросы к документу:

1.Какая связь существовала между религией и государственной властью?

2.Как восхваляется в надписи фараон?

Учитель. Во времена правления Рамсеса IX в среде высшего фиванского жречества родилось новое религиозное представление, поддерживаемое верховным жрецом Амона в Фивах — Херихором. Согласно взглядам Херихора, фараон — это просто человек, не обладающий какими-либо особыми преимуществами перед богами, жрец стоит выше фараона и следовательно, власть должна принадлежать жрецам. Сам Херихор, титул которого официально звучал «Царь Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона, сын Амона — Херихор», наделял себя и царским званием.

Фараоны были недовольны усилением роли жрецов, которые к тому же пользовались в своих интересах обширными научными знаниями, держа их в секрете. Это привело к борьбе между жрецами и фараонами. Самые могущественные жрецы были в Фивах, где они служили богу Амону. Там находились огромные храмы, жречество владело огромными пахотными землями, десятками тысяч рабов, сотнями тысяч голов скота, сокровищами и драгоценностями. Желая уничтожить могущество фиванских жрецов фараон Аменхотеп Четвертый(1365—1348 гг. до н. э.) провозгласил в качестве высшего божества Атона, все другие боги, если и не отменялись , то низводились на роль второстепенных. Тем самым он хотел уничтожить политическое влияние фиванского жречества.

Сообщение ученика.

В 14 веке до нашей эры фараон Аменхотеп Четвертый провел религиозную реформу, суть которой заключалось в том, что верховным богом объявлялся не Амон-_Ра а Атон. ( солнечный диск). Фараон даже изменил свое имя, поменяв его на Эхнатона и основал новую столицу Ахетатон. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны, который изображался в виде солнечного диска.Столь существенная реформа должна была привести к изменениям в положении высшего жречества, изменить его функции и прежде всего взаимоотношения с фараоном.

В новой религии особое место уделяется прославлению божественности самого фараона- он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, единственным, кто может вступать в прямое общение с солнцем. В новой столице пышно отмечались годы их «совместного правления». Поэтому прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции.

Прочитайте отрывок( приложение № 7)

Вопросы к документу.

1.Где жил Эхнатон? 2.Почему он приказал считать себя сыном Атона?

3. Как вы думаете как к этому отнеслось жречество и простые египтяне?

Учитель. Фараон-реформатор не нашел сильной поддержки у египтян, которые веками поклонялись тысячам богам. И поэтому после смерти Эхнатона, он умер на десятый год переселения в Ахетатон, культ старых богов был восстановлен , а имя Эхнатона и единого бога Атона были преданы проклятию.

Закрепление

В качестве закрепления можно провести мини-тестирование

1.Жилище» для богов в Древнем Египте

1.саркофаг

2.пирамида

3.храм

2.Кто в Древнем Египте владел знаниями?

1. писцы

2 вельможи

3.жрецы

3.Храмы внушали веру:

1.в могущество богов

2. во всевластие фараона

3 .в несокрушимость Египетского царства.

4. Египетский фараон, восставший против власти жрецов бога Амона

1. Хеопс

2.Тутмос

3. Эхнатон

5.Расположите в хронологической последовательности следующие события:

1.возникновение религии

2.преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити

3.походы фараона Тутмоса Третьего

4.царствование фараона Тутанхамона

5.рост могущества жрецов

6.Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца ?

Домашнее задание: напишите сочинение по картине К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте»

Использованная литература:

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М: « Просвещение»,1987,

Россельс Н. Кто главный в Древнем Египте. История. 2005. № 4 (16 - 28 фев).

Тураев А.Б. История древнего Востока- Мн: « Харвест» 2004

 Энциклопедия для детей М: «Аванта+,» 1993 Джон Мэнчип Уайт Боги и люди Древнего Египта
http://www.plam.ru/hist/bogi_i_lyudi_drevnego_egipta/p4.php#metkadoc4





Просмотр содержимого презентации
«Роль жречества в Древнем Египте»

РОЛЬ ЖРЕЧЕСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Подготовила учитель истории, обществознания и МХК ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

РОЛЬ ЖРЕЧЕСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Подготовила учитель истории, обществознания и МХК ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

Цели урока Обучающие : раскрыть роль жречества в древнем Египте, показать значение религиозных обрядов в жизни древних египтян , помочь учащимся разобраться во взаимоотношениях фараонов и жрецов. Развивающие: развивать такие навыки как умение самостоятельно работать с текстовым материалом, анализировать прочитанное, критически оценивать тексты. Формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. Воспитательные: способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию Древнего Египта . Проблемный вопрос: как сказался контроль жрецов на процессе формирования и развития древнего государства?

Цели урока

Обучающие : раскрыть роль жречества в древнем Египте, показать значение религиозных обрядов в жизни древних египтян , помочь учащимся разобраться во взаимоотношениях фараонов и жрецов.

Развивающие: развивать такие навыки как умение самостоятельно работать с текстовым материалом, анализировать прочитанное, критически оценивать тексты. Формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

Воспитательные: способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию Древнего Египта .

Проблемный вопрос: как сказался контроль жрецов на процессе формирования и развития древнего государства?

КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

СКУЛЬПТУРЫ И РИСУНКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ Пользуясь наглядностью, опишите внешний вид жрецов

СКУЛЬПТУРЫ И РИСУНКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ЖРЕЦОВ

Пользуясь наглядностью, опишите внешний вид жрецов

ЖРЕЦ И ПРИСЛУЖИВАЮЩИЕ В ХРАМЕ ЖЕНЩИНЫ

ЖРЕЦ И ПРИСЛУЖИВАЮЩИЕ В ХРАМЕ ЖЕНЩИНЫ

ЖРЕЦЫ, НЕСУЩИЕ МОДЕЛЬ СВЯЩЕННОЙ ЛОДКИ РА  Внутри храма могли находиться только жрецы, а посетители имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников жрецы выносили из храма на священной лодке статую бога .

ЖРЕЦЫ, НЕСУЩИЕ МОДЕЛЬ СВЯЩЕННОЙ ЛОДКИ РА

Внутри храма могли находиться только жрецы, а посетители имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников жрецы выносили из храма на священной лодке статую бога .

ПОЛЬЗУЯСЬ РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ОБЯЗАННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ХРАМОВЫХ ЖРЕЦОВ» № ЖРЕЦЫ  ИХ ОБЯЗАННОСТИ

ПОЛЬЗУЯСЬ РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

«ОБЯЗАННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ХРАМОВЫХ ЖРЕЦОВ»

ЖРЕЦЫ

ИХ ОБЯЗАННОСТИ

ЖРЕЦЫ – АСТРОНОМЫ  По движению небесных светил, жрецы предсказывали, когда должен разлиться Нил, называли сроки начала посева и жатвы, составили  солнечный календарь, состоящий из 365 дней. Новый год начинался с разлива Нила 19 июля.  Тайные знания увеличивали их могущество. Египетская астрономия

ЖРЕЦЫ – АСТРОНОМЫ

По движению небесных светил, жрецы предсказывали, когда должен разлиться Нил, называли сроки начала посева и жатвы, составили солнечный календарь, состоящий из 365 дней. Новый год начинался с разлива Нила 19 июля. Тайные знания увеличивали их могущество.

Египетская астрономия

  Жрецы группировали звезды в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых напоминали («быка», «скорпиона», «крокодила» и т.п.)., установили дневное время по солнечным часам,  создали звездные таблицы,  с помощью которых определялось время ночью.  Подумайте, почему многие изобретения египтян в астрономии так тесно связаны с Нилом ? Древнеегипетский зодиак.

  Жрецы группировали звезды в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых напоминали («быка», «скорпиона», «крокодила» и т.п.)., установили дневное время по солнечным часам, создали звездные таблицы,

с помощью которых определялось время ночью. Подумайте, почему многие изобретения египтян в астрономии так тесно связаны с Нилом ?

Древнеегипетский зодиак.

ЖРЕЦЫ – МАТЕМАТИКИ И АРХИТЕКТОРЫ ПИРАМИД Знаниями каких наук должны были обладать жрецы, чтобы проектировать пирамиды? Пирамида Джосера в Саккаре - первая пирамида древнего Египта, спроектированная жрецом Имхотепом Жрец и проектировщик пирамид Имхотеп .

ЖРЕЦЫ – МАТЕМАТИКИ И АРХИТЕКТОРЫ ПИРАМИД

Знаниями каких наук должны были обладать жрецы, чтобы проектировать пирамиды?

Пирамида Джосера в Саккаре - первая пирамида древнего Египта, спроектированная жрецом Имхотепом

Жрец и проектировщик пирамид Имхотеп .

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАПИРУС РИНДА ( 1700 г. до н.э.).   Жречество достигло больших успехов в математике. Жрецы имели представления о дробях решали задачи по определению объема усеченной пирамиды,  определяли площадь круга .Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни, обладали знаниями об арифметической и геометрической прогрессии. Жрецы создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр, знали четыре действия арифметики.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАПИРУС РИНДА ( 1700 г. до н.э.).

Жречество достигло больших успехов в математике. Жрецы имели представления о дробях решали задачи по определению объема усеченной пирамиды, определяли площадь круга .Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни, обладали знаниями об арифметической и геометрической прогрессии. Жрецы создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр, знали четыре действия арифметики.

ЖРЕЦЫ –СЛУЖИТЕЛИ ПОГРЕБАЛЬНОГО КУЛЬТА.  Египтяне считали, что смерть открывала человеку путь к вечной жизни в загробном мире. Для благополучного пребывания в царстве мертвых тело умершего бальзамировали, чтобы оно не подвергалось тлению. Для этого из тела извлекали внутренности. Потом его 70 дней держали в специальном растворе

ЖРЕЦЫ –СЛУЖИТЕЛИ ПОГРЕБАЛЬНОГО КУЛЬТА.

Египтяне считали, что смерть открывала человеку путь к вечной жизни в загробном мире.

Для благополучного пребывания в царстве мертвых тело умершего бальзамировали, чтобы оно не подвергалось тлению.

Для этого из тела извлекали внутренности. Потом его 70 дней держали в специальном растворе

После этого тело пропитывали бальзамами, смолами, благовониями, обматывали льняными бинтами. На лицо клали маску, воспроизводившую черты покойника. Получалась мумия - неразлагающееся мертвое тело.

После этого тело пропитывали бальзамами, смолами, благовониями, обматывали льняными бинтами.

На лицо клали маску, воспроизводившую черты покойника.

Получалась мумия - неразлагающееся мертвое тело.

ЖРЕЦ, ОДЕТЫЙ КАК АНУБИС, ЗАВЕРШАЕТ ОБРЯД МУМИФИЦИРОВАНИЯ  http://www.newsru.com/religy/01mar2010/egypt.html

ЖРЕЦ, ОДЕТЫЙ КАК АНУБИС, ЗАВЕРШАЕТ ОБРЯД МУМИФИЦИРОВАНИЯ

http://www.newsru.com/religy/01mar2010/egypt.html

ЖРЕЦЫ - ВРАЧИ  Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Герадот писал:«Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни” Предположите- благодаря чему жрецы так хорошо знали анатомию человека? «Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения» (XIII в. до н.э).

ЖРЕЦЫ - ВРАЧИ

Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Герадот писал:«Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”

Предположите- благодаря чему жрецы так хорошо знали анатомию человека?

«Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения» (XIII в. до н.э).

Отрывок из молитвы пациента  О Хонсу, Ясноликий,могущий целитель, К тебе я взываю, чтобы был ты со мной сейчас, К тебе, кто изгоняет все болезни, К тебе, кто побеждает нездоровье и страдание, К тебе, изгоняющему невзгоды и несчастья, О Хонсу, Рассекающий Столетья, Возлюбленный миллионами Ясный в храме своём, Раствори двери свои передо мною, Освети душу мою светом своим, Проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. О Хонсу, лишь ты один можешь изгнать навечно недуги,лежащие в душе моей, сделать моё тело здоровым, разум ясным, душу чистой и светлой в явлении духа моего.   «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену

Отрывок из молитвы пациента

О Хонсу, Ясноликий,могущий целитель,

К тебе я взываю, чтобы был ты со мной сейчас,

К тебе, кто изгоняет все болезни,

К тебе, кто побеждает нездоровье и страдание,

К тебе, изгоняющему невзгоды и несчастья,

О Хонсу, Рассекающий Столетья,

Возлюбленный миллионами

Ясный в храме своём,

Раствори двери свои передо мною,

Освети душу мою светом своим,

Проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги.

О Хонсу, лишь ты один можешь изгнать навечно недуги,лежащие в душе моей, сделать моё тело здоровым, разум ясным, душу чистой и светлой в явлении духа моего.

  «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ХРАМА Храм для египтян был домом богов. Он состоял из внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками .  В храме стояли культовые статуи божества, через которые бог общался с людьми

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ХРАМА

Храм для египтян был домом богов. Он состоял из внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками . В храме стояли культовые статуи божества, через которые бог общался с людьми

ХРАМ БОГА АМОНА- РА В КАРНАКЕ (XX-XV ВЕКА ДО Н. Э.)  Храм Амона в Карнаке- один из самых богатых храмов состоит из трех частей - первое святилище посвящено самому богу Амону, второе – его жене, покровительнице цариц по имени Мут, третье – их сыну Хонсу, богу Луны Аллея сфинксов, соединяющая между собой храмы Амона- Ра в Луксоре и Карнаке Колонны храма Амона. Середина 16 века до н. э.

ХРАМ БОГА АМОНА- РА В КАРНАКЕ (XX-XV ВЕКА ДО Н. Э.)

Храм Амона в Карнаке- один из самых богатых храмов состоит из трех частей - первое святилище посвящено самому богу Амону, второе – его жене, покровительнице цариц по имени Мут, третье – их сыну Хонсу, богу Луны

Аллея сфинксов, соединяющая между собой храмы Амона- Ра в Луксоре и Карнаке

Колонны храма Амона. Середина 16 века до н. э.

ХРАМ В ЛУКСОРЕ В 3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся гармоничным и законченным храмовым сооружением Рисунок  фасада храма в Луксоре. У входа в храм Амона-Ра Колоссы Рамзеса

ХРАМ В ЛУКСОРЕ

В 3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся гармоничным и законченным храмовым сооружением

Рисунок  фасада храма в Луксоре.

У входа в храм Амона-Ра

Колоссы Рамзеса

ФАРАОН - РЕФОРМАТОР ЭХНАТОН  (1419–1400 до н.э.)

ФАРАОН - РЕФОРМАТОР ЭХНАТОН (1419–1400 до н.э.)

Борясь с могуществом жрецов Аменхотеп lV полностью отменил поклонение другим богам и прежде всего Амону, заменив их одним богом Атоном. Он сменил свое имя с Аменхотепа («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»)и построил новую столицу - Ахетатон, где сам выступал в роли верховного жреца Атона и слагал многочисленные гимны в честь этого божества Это привело к упадку жреческого сословия, но после его смерти жречество вернуло свои позиции Жена фараона Эхнатона Нефертити

Борясь с могуществом жрецов Аменхотеп lV полностью отменил поклонение другим богам и прежде всего Амону, заменив их одним богом Атоном. Он сменил свое имя с Аменхотепа («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»)и построил новую столицу - Ахетатон, где сам выступал в роли верховного жреца Атона и слагал многочисленные гимны в честь этого божества

Это привело к упадку жреческого сословия, но после его смерти жречество вернуло свои позиции

Жена фараона Эхнатона Нефертити

ГИМН АТОНУ Когда ты заходишь на Западе в Земле Заката, Земля погружается во мрак и как будто умирает. Земля оживает, когда ты восходишь в Земле Восхода, когда ты , Атон, сияешь днем. Потому что ты рассеиваешь мрак, потому что посылаешь свои лучи. Две земли веселятся. Пробуди их, чтобы они встали на ноги. Очищены тела их и одеты. Их руки приветствуют твое появление . Эхнатон и Нефертити поклоняются новому божеству –солнечному диску- Атону

ГИМН АТОНУ

Когда ты заходишь на Западе в Земле Заката, Земля погружается во мрак и как будто умирает.

Земля оживает, когда ты восходишь в Земле Восхода, когда ты , Атон, сияешь днем.

Потому что ты рассеиваешь мрак, потому что посылаешь свои лучи.

Две земли веселятся. Пробуди их, чтобы они встали на ноги.

Очищены тела их и одеты. Их руки приветствуют твое появление .

Эхнатон и Нефертити поклоняются новому божеству –солнечному диску- Атону

ФРАГМЕНТЫ РЕЛЬЕФОВ ИЗ ДВОРЦА В АХЕТАТОНЕ Подумайте ,с какой целью фараон Аменхотеп lV – Эхнатон в 1365 г. до н.провел религиозную реформу?

ФРАГМЕНТЫ РЕЛЬЕФОВ ИЗ ДВОРЦА В АХЕТАТОНЕ

Подумайте ,с какой целью фараон Аменхотеп lV – Эхнатон в 1365 г. до н.провел религиозную реформу?

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ  1.Жилище» для богов в Древнем Египте 1.саркофаг 2.пирамида 3.храм   2.Кто в Древнем Египте владел знаниями? 1. писцы 2 вельможи 3.жрецы 3.Храмы внушали веру: 1. в могущество богов 2. во всевластие фараона 3. в несокрушимость Египетского царства. 4. Египетский фараон, восставший против власти жрецов бога Амона 1. Хеопс 2.Тутмос 3. Эхнатон

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Жилище» для богов в Древнем Египте

1.саркофаг

2.пирамида

3.храм

2.Кто в Древнем Египте владел знаниями?

1. писцы

2 вельможи

3.жрецы

3.Храмы внушали веру:

1. в могущество богов

2. во всевластие фараона

3. в несокрушимость Египетского царства.

4. Египетский фараон, восставший против власти жрецов бога Амона

1. Хеопс

2.Тутмос

3. Эхнатон

5.Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1.возникновение религии 2.преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити 3.походы фараона Тутмоса Третьего 4.царствование фараона Тутанхамона 5.рост могущества жрецов 6.Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек . По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

5.Расположите в хронологической последовательности следующие события:

1.возникновение религии

2.преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити

3.походы фараона Тутмоса Третьего

4.царствование фараона Тутанхамона

5.рост могущества жрецов

6.Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек . По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Написать сочинение по картине К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение по картине К. Бекташева «Храмовое хозяйство в древнем Египте»

ЛИТЕРАТУРА http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0145d198-55c8-44d3-98d2-9f19ac847c89/242.jpg http://virtutravel.ru/karnakskiy-hram/ http://schwarzze.livejournal.com/163678.html http://duat.egyptclub.ru/vr.htm  http://www.plam.ru/hist/bogi_i_lyudi_drevnego_egipta/p4.php http://sitekid.ru/drevniy_egipet/zhretsi_drevnego_egipta.html http://claw.ru/a- М edic /26465.htm lh ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD http://mycrepost.ru/zhretsyi-pervyie-astronomyi/ http://oldevrasia.ru/library/Vladimir-Mironov_Drevnie-tsivilizatsii/23 http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/MKHK-Drevnij-Egipet/011-Stupenchataja-piramida-faraona-Dzhosera-arkhitektor-Imkhotep-vysota-60mhtml. http://www.liveinternet.ru/users/4705322/post227919707

ЛИТЕРАТУРА

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0145d198-55c8-44d3-98d2-9f19ac847c89/242.jpg http://virtutravel.ru/karnakskiy-hram/

http://schwarzze.livejournal.com/163678.html

http://duat.egyptclub.ru/vr.htm http://www.plam.ru/hist/bogi_i_lyudi_drevnego_egipta/p4.php

http://sitekid.ru/drevniy_egipet/zhretsi_drevnego_egipta.html

http://claw.ru/a- М edic /26465.htm

lh ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD

http://mycrepost.ru/zhretsyi-pervyie-astronomyi/

http://oldevrasia.ru/library/Vladimir-Mironov_Drevnie-tsivilizatsii/23

http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/MKHK-Drevnij-Egipet/011-Stupenchataja-piramida-faraona-Dzhosera-arkhitektor-Imkhotep-vysota-60mhtml.

http://www.liveinternet.ru/users/4705322/post227919707

/ http://stigma.lunariffic.com/~inter379/rudenko-es-1.htm http://love-music.io.ua/s196398/iskusstvo_drevnego_egipta http://www.songsouponsea.com/Promenade/Still2A3.html http://5-bal.ru/matematika/35211/index.html http://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post193675453/  http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/5-1-0-1011  http://kotomatrisi.ru/life-store/5175-egipetskaya-carica-nefertiti.html http://osoznanie.org/1083-egipetskie-kulty-kult-predkov.html  http://great-egypt.ru/religia/pogrebalnyiy-kult  http://dekatop.com/archives/249  http://www.geographicbank.com/photo5-2258-luksor http://forum.ellegirl.ru/index.php?showtopic=6016 http://geisum.com/drevneegipetskaja-religija-2/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f256a2d5-bbf8-4b1b-b98f-6bf767dd35e1/?interface=teacher&class=47&subject=20

/ http://stigma.lunariffic.com/~inter379/rudenko-es-1.htm

http://love-music.io.ua/s196398/iskusstvo_drevnego_egipta

http://www.songsouponsea.com/Promenade/Still2A3.html http://5-bal.ru/matematika/35211/index.html http://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post193675453/

http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/5-1-0-1011

http://kotomatrisi.ru/life-store/5175-egipetskaya-carica-nefertiti.html http://osoznanie.org/1083-egipetskie-kulty-kult-predkov.html

http://great-egypt.ru/religia/pogrebalnyiy-kult

http://dekatop.com/archives/249

http://www.geographicbank.com/photo5-2258-luksor

http://forum.ellegirl.ru/index.php?showtopic=6016 http://geisum.com/drevneegipetskaja-religija-2/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f256a2d5-bbf8-4b1b-b98f-6bf767dd35e1/?interface=teacher&class=47&subject=20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль жречества в Древнем Египте

Автор: Латыпова Ольга Шарифовна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107831

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства