kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ИЗО № 18 - Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство                                                                                         классы 5-А, Б

Урок № 18                                                                                                                     дата        20-21.01.16

Тема урок: Украшения в жизни древних обществ. Древний  Египет

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, формировать представление о символике украшений и одежды этого периода,  научить  создавать  образ  украшения  в  египетском  стиле, применяя  графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия);

развивать  творческие  способности, умение видеть  в  произведениях ДПИ единство материала, формы и декора, умение наблюдать и фантазировать при создании художественных форм;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре  народов  мира,  сегодня – к  искусству  Древнего  Египта.

Оборудование:

для учащихся: бумага, краски, кисти, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.

Визуальный ряд: фрагмент видеоролика EGIPTO, мультимедийная презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет», детские рисунки из  методического  фонда.

Литературный ряд: отрывок стихотворения Н. Гумилёва «Египет».

Музыкальный  ряд: египетская  музыка etno_Egipetskaya_tema_-_egipetskaya_tema_muzofon.com

Тип  урока:  комбинированный

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Выяснение  отсутствующих, отметка их  в  журнале. Настрой на работу.

2. Актуализация  чувственного  опыта  и  опорных  знаний  учащихся

Беседа: 1. Когда  появились  первые  украшения?

2. Какое  значение  имели  украшения  в  жизни древних людей.

3. Какие виды  украшений  вы  помните?

Восприятие поэтических  строк: /звучит египетская  музыка/

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.  Николай Гумилёв

3. Объявление темы и задач урока

Египет, это – родина одной из самых древних культур человеческой цивилизации. Именно с этой  страны мы начинаем изучать историю и искусство древних государств. Сегодня на уроке мы говорим о египетских украшениях, об их роли в жизни человека. И во время  выполнения  практической работы, представим  себя правителями Египта, подумаем,  какое  украшение  вы  бы  хотели  иметь,  будучи  правителем, – создадим эскиз этого украшения.

3. Работа над материалом урока. /Просмотр фрагмента  видеоролика «Египет»/

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта, прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура,  ни до, ни после не существовали такое продолжительное время – более четырех тысячелетий, причем практически в неизменном виде. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой  для нас интерес.

Фараон - полноправный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Знаком власти фараона была  высокая тиара – двойная корона. Два скипетра – изогнутый  жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства и могущества.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. Основной одеждой мужчин с древности был передник – «схенти». Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.

            Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

            Каждому слою общество строго была предписана «своя» прическа. У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней, одноцветные или украшенные  орнаментом. Знать использовала гребни и шпильки. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом, жарком климате придавало телу приятный запах, и предохраняло кожу от обезвоживания).

            Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали  украшения и  аксессуары, которые  одновременно  были  и  амулетами, которые должны были отгонять злых духов и предохранять человека от опасностей. Именно они, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

           Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Самыми популярными украшениями были шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Носили  так  же пектораль - нагрудное украшение на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов. Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Так же распространены были  серьги (с подвесками или без них), особенно в форме колец и кругов – символов солнца. Кольца со вставками из полудрагоценных камней в Древнем Египте носили представители обоих полов.

4. Практическая работа.

При помощи гуаши, акварели, цветных карандашей или восковых мелков выполните эскизы украше-ний древних египтян, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятель-ности. Наполните украшения смыслом и образным строем: используя  выразительность элементов, ритма, орнамента, сочетание цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.

Этапы выполнения работы:

1. Работа  начинается  с  замысла (определитесь, эскиз  какого  украшения  вы  бы  хотели  создать, представьте  его, остановитесь на  какой-то форме, выберите цветовое  решение,  форму построения  композиции украшения, отдельно  каждого  элемента, какой  будете  использовать орнамент,  ритм);

2. Определите  расположение листа в  пространстве  (в  зависимости  от  строения украшения), орга-низуйте  плоскость рисунка,  выберите  размер  изображения  и  его  месторасположение  на  листе.

3. Нарисуйте  украшение  в  карандаше. Посмотрите  на  него  со  стороны,  проанализируйте,  все  ли  в  нем  вас  устраивает.

4. Выполните  работу  в  цвете.

Самостоятельная творческая деятельность  учащихся. /Пройти  по  рядам,  оказать  помощь,  при  необходимости/

5. Итог урока.

Выставка  работ «В  египетском  музее  украшений». Слово  владельцам.

Анализ работ, оценивание.

Рефлексия: Что  нового  узнали  на  уроке?

Какие  отличительные  черты  украшений  Египта  от  украшений  других  стран  вы  увидели? Хотели  ли  вы  посетить  Египет  и  увидеть воочию  красоту  этой  страны?

Учитель  благодарит  детей  за  работу  на  уроке. Ученики  убирают  рабочие  места.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО № 18 - Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс»

Изобразительное искусство классы 5-А, Б

Урок № 18 дата 20-21.01.16

Тема урок: Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, формировать представление о символике украшений и одежды этого периода, научить создавать образ украшения в египетском стиле, применяя графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия);

развивать творческие способности, умение видеть в произведениях ДПИ единство материала, формы и декора, умение наблюдать и фантазировать при создании художественных форм;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре народов мира, сегодня – к искусству Древнего Египта.

Оборудование:

для учащихся: бумага, краски, кисти, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.

Визуальный ряд: фрагмент видеоролика EGIPTO, мультимедийная презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет», детские рисунки из методического фонда.

Литературный ряд: отрывок стихотворения Н. Гумилёва «Египет».

Музыкальный ряд: египетская музыка etno_Egipetskaya_tema_-_egipetskaya_tema_muzofon.com

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Выяснение отсутствующих, отметка их в журнале. Настрой на работу.

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

Беседа: 1. Когда появились первые украшения?

2. Какое значение имели украшения в жизни древних людей.

3. Какие виды украшений вы помните?

Восприятие поэтических строк: /звучит египетская музыка/

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода. Николай Гумилёв

3. Объявление темы и задач урока

Египет, это – родина одной из самых древних культур человеческой цивилизации. Именно с этой страны мы начинаем изучать историю и искусство древних государств. Сегодня на уроке мы говорим о египетских украшениях, об их роли в жизни человека. И во время выполнения практической работы, представим себя правителями Египта, подумаем, какое украшение вы бы хотели иметь, будучи правителем, – создадим эскиз этого украшения.

3. Работа над материалом урока. /Просмотр фрагмента видеоролика «Египет»/

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта, прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура, ни до, ни после не существовали такое продолжительное время – более четырех тысячелетий, причем практически в неизменном виде. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой для нас интерес.

Фараон - полноправный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Знаком власти фараона была высокая тиара – двойная корона. Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства и могущества.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. Основной одеждой мужчин с древности был передник – «схенти». Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.

Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Каждому слою общество строго была предписана «своя» прическа. У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней, одноцветные или украшенные орнаментом. Знать использовала гребни и шпильки. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом, жарком климате придавало телу приятный запах, и предохраняло кожу от обезвоживания).

Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали украшения и аксессуары, которые одновременно были и амулетами, которые должны были отгонять злых духов и предохранять человека от опасностей. Именно они, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Самыми популярными украшениями были шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Носили так же пектораль - нагрудное украшение на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов. Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Так же распространены были серьги (с подвесками или без них), особенно в форме колец и кругов – символов солнца. Кольца со вставками из полудрагоценных камней в Древнем Египте носили представители обоих полов.


4. Практическая работа.

При помощи гуаши, акварели, цветных карандашей или восковых мелков выполните эскизы украше-ний древних египтян, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятель-ности. Наполните украшения смыслом и образным строем: используя выразительность элементов, ритма, орнамента, сочетание цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.

Этапы выполнения работы:

1. Работа начинается с замысла (определитесь, эскиз какого украшения вы бы хотели создать, представьте его, остановитесь на какой-то форме, выберите цветовое решение, форму построения композиции украшения, отдельно каждого элемента, какой будете использовать орнамент, ритм);

2. Определите расположение листа в пространстве (в зависимости от строения украшения), орга-низуйте плоскость рисунка, выберите размер изображения и его месторасположение на листе.

3. Нарисуйте украшение в карандаше. Посмотрите на него со стороны, проанализируйте, все ли в нем вас устраивает.

4. Выполните работу в цвете.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. /Пройти по рядам, оказать помощь, при необходимости/

5. Итог урока.

Выставка работ «В египетском музее украшений». Слово владельцам.

Анализ работ, оценивание.

Рефлексия: Что нового узнали на уроке?

Какие отличительные черты украшений Египта от украшений других стран вы увидели? Хотели ли вы посетить Египет и увидеть воочию красоту этой страны?

Учитель благодарит детей за работу на уроке. Ученики убирают рабочие места.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ИЗО № 18 - Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс

Автор: Бардикова Александра Гарьевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока ИЗО № 18 - Украшения в жизни древних  обществ. Египет. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-izo-18-ukrashieniia-v-zhizni-drievnikh-obshchiestv-ieghipiet-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "285770"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454244576"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок изобразительного искусства в 5 классе «Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse_rol_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_"
    ["file_id"] => string(6) "645259"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707290122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства