Изобразительное искусство классы 5-А, Б
Урок № 18 дата 20-21.01.16
Тема урок: Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, формировать представление о символике украшений и одежды этого периода, научить создавать образ украшения в египетском стиле, применяя графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия);
развивать творческие способности, умение видеть в произведениях ДПИ единство материала, формы и декора, умение наблюдать и фантазировать при создании художественных форм;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре народов мира, сегодня – к искусству Древнего Египта.
Оборудование:
для учащихся: бумага, краски, кисти, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.
Визуальный ряд: фрагмент видеоролика EGIPTO, мультимедийная презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древний Египет», детские рисунки из методического фонда.
Литературный ряд: отрывок стихотворения Н. Гумилёва «Египет».
Музыкальный ряд: египетская музыка etno_Egipetskaya_tema_-_egipetskaya_tema_muzofon.com
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.
Ход урока:
1. Организационная часть.
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Выяснение отсутствующих, отметка их в журнале. Настрой на работу.
2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
Беседа: 1. Когда появились первые украшения?
2. Какое значение имели украшения в жизни древних людей.
3. Какие виды украшений вы помните?
Восприятие поэтических строк: /звучит египетская музыка/
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.
Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода. Николай Гумилёв
3. Объявление темы и задач урока
Египет, это – родина одной из самых древних культур человеческой цивилизации. Именно с этой страны мы начинаем изучать историю и искусство древних государств. Сегодня на уроке мы говорим о египетских украшениях, об их роли в жизни человека. И во время выполнения практической работы, представим себя правителями Египта, подумаем, какое украшение вы бы хотели иметь, будучи правителем, – создадим эскиз этого украшения.
3. Работа над материалом урока. /Просмотр фрагмента видеоролика «Египет»/
Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта, прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура, ни до, ни после не существовали такое продолжительное время – более четырех тысячелетий, причем практически в неизменном виде. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой для нас интерес.
Фараон - полноправный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Знаком власти фараона была высокая тиара – двойная корона. Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства и могущества.
Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. Основной одеждой мужчин с древности был передник – «схенти». Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.
Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.
Каждому слою общество строго была предписана «своя» прическа. У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней, одноцветные или украшенные орнаментом. Знать использовала гребни и шпильки. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом, жарком климате придавало телу приятный запах, и предохраняло кожу от обезвоживания).
Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали украшения и аксессуары, которые одновременно были и амулетами, которые должны были отгонять злых духов и предохранять человека от опасностей. Именно они, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.
Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Самыми популярными украшениями были шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Носили так же пектораль - нагрудное украшение на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов. Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Так же распространены были серьги (с подвесками или без них), особенно в форме колец и кругов – символов солнца. Кольца со вставками из полудрагоценных камней в Древнем Египте носили представители обоих полов.
4. Практическая работа.
При помощи гуаши, акварели, цветных карандашей или восковых мелков выполните эскизы украше-ний древних египтян, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятель-ности. Наполните украшения смыслом и образным строем: используя выразительность элементов, ритма, орнамента, сочетание цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.
Этапы выполнения работы:
1. Работа начинается с замысла (определитесь, эскиз какого украшения вы бы хотели создать, представьте его, остановитесь на какой-то форме, выберите цветовое решение, форму построения композиции украшения, отдельно каждого элемента, какой будете использовать орнамент, ритм);
2. Определите расположение листа в пространстве (в зависимости от строения украшения), орга-низуйте плоскость рисунка, выберите размер изображения и его месторасположение на листе.
3. Нарисуйте украшение в карандаше. Посмотрите на него со стороны, проанализируйте, все ли в нем вас устраивает.
4. Выполните работу в цвете.
Самостоятельная творческая деятельность учащихся. /Пройти по рядам, оказать помощь, при необходимости/
5. Итог урока.
Выставка работ «В египетском музее украшений». Слово владельцам.
Анализ работ, оценивание.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке?
Какие отличительные черты украшений Египта от украшений других стран вы увидели? Хотели ли вы посетить Египет и увидеть воочию красоту этой страны?
Учитель благодарит детей за работу на уроке. Ученики убирают рабочие места.