kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме: Культура Византии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте раскрываются основные направления развития культуры Византии. Цель урока: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозайке, иконописи. В конспекте представлено описание Собора Святой Софии в Константинополе. Объяснение материала начинается с постановки проблемного задания.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме: Культура Византии »

Конспект урока по теме: Культура Византии


Наталья Борисовна Переведенцева,

учитель истории

г.Стерлитамак

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

2.Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

Оборудование: иллюстрация «Собор Святой Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.

?? Вопросы:

-рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, население и его образ жизни;

-сравнить системы государственного управления норманнов и арабов;

-охарактеризовать объединяющую роль ислама;

-основные обязанности мусульман;

-рассказать об основных завоеваниях арабов.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1.Исторические условия развития культуры Византии.

2.Образование, научные знания.

3.Искусство: архитектура,

Иконопись,

Мозаика.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1. .Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение материала с постановки проблемного задания:

-подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:

-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

-Византия становится наследницей античной культуры.

-Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

2. Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

Текст. Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.

В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется составить таблицу «Научные знания в Византии».

После заполнения таблицы учитель задает следующие вопросы:

- чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

-что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.

Учащиеся могут дать такие ответы:

-Войны, торговля, мореплавание.

-Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства учитель характерезует некоторые виды- архитектуру, мозаику, иконопись.

Архитектура

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с.64).

-Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас живущих в XXI веке?

Рассказ учителя:

Снаружи храм кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем его внешний вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении-барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе.

 Храм был построен за пять лет ( 532-537г.г.). Храм святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Тяжесть купола они распределили на четыре мощных столба посредством арок, а также парусов- треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы , сделав их незаметными зрителю На высоте 51 метра почти квадратное здание увенчалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 метров.  Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится.  Через сорок окон купола внутрь храма льётся волна света. Создаётся впечатление , что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм ещё выше.

        Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землятресений. Лишь в 989году купол был разрушен сильным землятресением и был восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом.

        Стены украшала мозаика, но в1453 году Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана. В настоящие время храм святой Софии существует как музей.

        В конце 10 века послы русского князя Владимира побывав в соборе святой Софии так отзывались: «… не знали- на земле или на небе : ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…». Неслучайно именно Софии – Премудрости Божий посвящены величественные соборы , построенные в 11 веке в Киеве и Новгороде .

        Собор святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было очень сложным, что повторить его никто больше не пытался.


Мозаика

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

Разнообразные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разных наклонов, поверхность смальты делали немного шероховатой.

При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с.66).


Иконопись

Самым важным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.

В храме, домах появились иконы- изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.

Икона- откровение Божие.

Мировоззрение иконописца- мировоззрение церкви.

Икона вне времени, она символ инобытия в нашем мире..

Авторство иконописца скрывается- т.к. икона творение соборное.

Личные эмоции не имеют места.



Картина - творческий образ, созданный фантазией художника.

Художник передаёт своё мировоззрение.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера.

Картина эмоциональна, она принадлежит духовному миру  художника.                        

Картина- место для общения с автором и его идеями.        


Иконы писали на деревянной доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева- береза, сосна, дуб.

Если сделать поперечный срез иконы и посмотреть на нее с боку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый- иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань-поволоку.

Слой второй- грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий – красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера- краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит Эмульсия, составленная из воды и яичного желтка.

Слой четвертый –защитный -натуральная олифа.

Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь».

Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привеэена на Русь в 1131-1132 гг.,а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда происходит ее название.

Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство- великая материнская любовь.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны

В заключении учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии,- Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытали влияние византийской культуры.

Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными традициями.

  1. Закрепление изученного материала

Вопросы и задания:

-объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

-укажите в каких направлениях развивались научные знания?

-какой существовал канон в оформлении христианского храма?

Для закрепления можно провести тестирование  по теме « Культура Византии»

Домашнее задание: пересказ &7, ответить письменно на вопросы 1-4 (с.67)



 ЛИТЕРАТУРА.

1. Бингхэм Дж. Всемирная история. Средневековый мир. М., 1999.

2. Культура эпохи Возрождения, - Л., 1986.

3. Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних веков.   М., 1959.

4. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М. 1995.

5.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М. : Аванта+,1998.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока истории по теме: Культура Византии

Автор: Переведенцева Наталья Борисовна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока на тему"Византийская империя" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vizantiiskaia-impieriia"
    ["file_id"] => string(6) "233916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443278865"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка урока "Арабы" "
    ["seo_title"] => string(39) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-araby"
    ["file_id"] => string(6) "196645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428079661"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Владимиро - Суздальская Русь". "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vladimiro-suzdal-skaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "177123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424584894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Расцвет Руси при Ярославе Мудром." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastsviet-rusi-pri-iaroslavie-mudrom"
    ["file_id"] => string(6) "136862"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417195037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства