Учебник «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 7.
Цели урока:
-
Предметная – уметь выделять проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола
-
Познавательная - уметь работать с исторической картой; составлять и анализировать таблицу;
-
Регулятивная – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
-
Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнения заданий в паре устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, коректно указывать на ошибки
-
Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, веротерпимость.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Оборудование: Историческая карта, проектор, экран, компьютер.
Структура и ход урока
-
Организационный этап (1 мин).
-
Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).
-
Изучение нового материала и закрепление знаний (18 мин).
-
Физкультминутка (1 мин).
-
Формулирование вывода с обоснованием (15 мин)
-
Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (3 мин).
План урока:
-
Церковь после смуты
-
Патриарх Филарет
-
Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковная реформа.
-
Усиление разногласий между церковной и светской властью
-
Церковный собор 1666-1667 гг.
Основные понятия: раскол, старообрядцы, протопоп
Важнейшие даты: 1653-1655 –церковная реформа патриарха Никона.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Учитель приветствует детей.
Актуализация знаний и способов деятельности
Проверка домашнего задания.
Расположите в хронологической последовательности правителей России XVII в. (прикрепить на доске таблички в правильном порядке ):
Имена:
Даты:
Алексей Михайлович
1613-16
Борис Федорович
1598-1605
Федор Алексеевич
1676-1682
Михаил Федорович
1645-1676
Федор Борисович
1605
Объясните понятия и даты:
Приказ -
Соборное уложение -
1649 –
Какова была роль церкви с средние века? (Церковь имела сильное экономическое и политическое влияние на народ, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, мораль, образование)
«Столкновение между старыми и новыми учителями повело к расколу, к церковному мятежу…Раскольники, церковные мятежники явились и мятежниками гражданскими, не признававшими власти, которая в их глазах гнала правую веру, власти антихристовой». (С.М. Соловьев, историк) (слайд)
В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Сегодня мы ответим на вопросы: Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране? В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».
Изучение нового материала.
Церковь после Смуты.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Патриарх Филарет.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - это укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквами.
Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к патриарху, складывалась весьма мрачная картина. Они не только не произносили проповедей, но и саму церковную службу стремились укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных молитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалось бесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не желал ходить в церковь и соблюдать посты.
Молодой царь Алексей Михайлович в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было вызвано стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Сообщение учащегося о патриархе Никоне (задано на прошлом уроке).
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы.
Составим таблицу, используя текст учебника.
Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении:
До реформы
После реформы
двоеперстие
троеперстие
многоголосие
одноголосие
земные поклоны
поясные поклоны
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (слайд).
Анализ учащимися ситуации, сложившейся после реформы на основе картины. Люди на картине реагируют на арест боярыни по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует. Т.е. общество раскололось.
Запись в тетради: раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.
Сообщение учащегося о протопопе Аввакуме (задано на прошлом уроке).
Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Церковный Собор 1666-1667 годов.
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
Формулирование вывода с обоснованием
Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране?
Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям. Для русского простонародья старообрядчество стало формой социального протеста.
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Подведение итогов урока.
Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола? Если нет, то, что нам помешало?
Как я усвоил материал?
Усвоил весь материал - 9-10 баллов
Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов
Мало что понял - 4 – 6 баллов
Как я работал?
Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов
Допустил ошибки - 7- 8 баллов
Не справился - 4-6 баллов
Как работала группа, учебная пара
Совместно выполняли задания - 9-10 баллов
Не все были активны - 7- 8 баллов
Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов
Домашнее задание: параграф 7 (учебник Данилова), письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, кто был прав в религиозных спорах о вере и обрядах?