kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 7.

Цели  урока:

  1. Предметная – уметь выделять проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола

  2. Познавательная - уметь работать с исторической картой; составлять и анализировать таблицу;

  3. Регулятивная – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

  4. Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнения заданий в паре устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, коректно указывать на ошибки

  5. Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, веротерпимость.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Оборудование: Историческая карта, проектор, экран, компьютер.

Структура и ход  урока

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).

  3. Изучение нового материала и закрепление знаний (18 мин).

  4. Физкультминутка (1 мин).

  5. Формулирование вывода с обоснованием (15 мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (3 мин).

План урока:

  1. Церковь после смуты

  2. Патриарх Филарет

  3. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковная реформа.

  4. Усиление разногласий между церковной и светской властью

  5. Церковный собор 1666-1667 гг.

Основные понятия: раскол, старообрядцы, протопоп

Важнейшие даты: 1653-1655 –церковная реформа патриарха Никона.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

Актуализация знаний и способов деятельности

Проверка домашнего задания.

Расположите в хронологической последовательности правителей России XVII в. (прикрепить на доске таблички в правильном порядке ):

Имена:

Даты:

Алексей Михайлович

1613-16

Борис Федорович

1598-1605

Федор Алексеевич

1676-1682

Михаил Федорович

1645-1676

Федор Борисович

1605

Объясните понятия и даты: 

Приказ -

Соборное уложение -

1649 –

Какова была роль церкви с средние века? (Церковь имела сильное экономическое и политическое влияние на народ, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, мораль, образование)

«Столкновение между старыми и новыми учителями повело к расколу, к церковному мятежу…Раскольники, церковные мятежники явились и мятежниками гражданскими, не признававшими власти, которая в их глазах гнала правую веру, власти антихристовой». (С.М. Соловьев, историк) (слайд)

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Сегодня мы ответим на вопросы: Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране? В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».

Изучение нового материала.

        Церковь после Смуты.

Смута  стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - это укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквами.

Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб,  поступавших  к   патриарху,  складывалась   весьма мрачная картина. Они  не  только  не произносили проповедей, но и  саму  церковную  службу  стремились  укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения  и  пения     различных молитв  и  текстов.  Как  белое,  так  и   черное   духовенство   отличалось бесконечным корыстолюбием.  Руководящие  посты  в  монастырях  приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к  духовному  званию,  не желал ходить в церковь и соблюдать посты.

Молодой царь Алексей Михайлович в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство склонялось к мысли о необходимости пересмотра  всех  церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной  практикой. Это было вызвано стремлением упорядочить  обрядовую  практику русской  церкви  в  условиях  падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой  церковью  должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Сообщение учащегося о патриархе Никоне (задано на прошлом уроке).

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы.

Составим таблицу, используя текст учебника.

Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении:

До реформы

После реформы

двоеперстие

троеперстие

многоголосие

одноголосие

земные поклоны

поясные поклоны

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой,  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (слайд).

Анализ учащимися ситуации, сложившейся после реформы на основе картины. Люди на картине реагируют на арест боярыни по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует. Т.е.   общество раскололось.

Запись в тетради: раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. 

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.

Сообщение учащегося о протопопе Аввакуме (задано на прошлом уроке).

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что  Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Формулирование вывода с обоснованием

Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране?

Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям. Для русского простонародья старообрядчество стало формой социального протеста.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Подведение итогов урока.

Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола? Если нет, то, что нам помешало?

Как я усвоил материал?

Усвоил весь материал - 9-10 баллов

Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов

Мало что понял - 4 – 6 баллов

Как я работал?

Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов

Допустил ошибки - 7- 8 баллов

Не справился - 4-6 баллов

Как работала группа, учебная пара

Совместно выполняли задания - 9-10 баллов

Не все были активны - 7- 8 баллов

Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов

Домашнее задание: параграф 7 (учебник Данилова), письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, кто был прав в религиозных спорах о вере и обрядах?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" »

Тема: Власть и церковь. Церковный раскол. (История России, 7 класс)


Учебник. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 7.

Цели  урока:

  1. Предметная – уметь выделять проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола

  2. Познавательная - уметь работать с исторической картой; составлять и анализировать таблицу;

  3. Регулятивная – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

  4. Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнения заданий в паре устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, коректно указывать на ошибки

  5. Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, веротерпимость.

Тип урока: комбинированный.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.


Оборудование: Историческая карта, проектор, экран, компьютер.


Структура и ход  урока

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).

  3. Изучение нового материала и закрепление знаний (18 мин).

  4. Физкультминутка (1 мин).

  5. Формулирование вывода с обоснованием (15 мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (3 мин).


План урока:

  1. Церковь после смуты

  2. Патриарх Филарет

  3. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковная реформа.

  4. Усиление разногласий между церковной и светской властью

  5. Церковный собор 1666-1667 гг.


Основные понятия: раскол, старообрядцы, протопоп


Важнейшие даты: 1653-1655 –церковная реформа патриарха Никона.


ХОД УРОКА.


Организационный момент.


Учитель приветствует детей.


Актуализация знаний и способов деятельности

Проверка домашнего задания.


Расположите в хронологической последовательности правителей России XVII в. (прикрепить на доске таблички в правильном порядке ):


Имена:

Даты:

Алексей Михайлович

1613-16

Борис Федорович

1598-1605

Федор Алексеевич

1676-1682

Михаил Федорович

1645-1676

Федор Борисович

1605



Объясните понятия и даты: 

Приказ -

Соборное уложение -

1649 –


Какова была роль церкви с средние века? (Церковь имела сильное экономическое и политическое влияние на народ, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, мораль, образование)


«Столкновение между старыми и новыми учителями повело к расколу, к церковному мятежу…Раскольники, церковные мятежники явились и мятежниками гражданскими, не признававшими власти, которая в их глазах гнала правую веру, власти антихристовой». (С.М. Соловьев, историк) (слайд)


В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Сегодня мы ответим на вопросы: Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране? В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».


Изучение нового материала.

        

Церковь после Смуты.

Смута  стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.


Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, - это укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.


Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.


Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.


Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквами.

Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб,  поступавших  к   патриарху,  складывалась   весьма мрачная картина. Они  не  только  не произносили проповедей, но и  саму  церковную  службу  стремились  укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения  и  пения     различных молитв  и  текстов.  Как  белое,  так  и   черное   духовенство   отличалось бесконечным корыстолюбием.  Руководящие  посты  в  монастырях  приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к  духовному  званию,  не желал ходить в церковь и соблюдать посты.

Молодой царь Алексей Михайлович в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство склонялось к мысли о необходимости пересмотра  всех  церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной  практикой. Это было вызвано стремлением упорядочить  обрядовую  практику русской  церкви  в  условиях  падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой  церковью  должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке.



Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Сообщение учащегося о патриархе Никоне (задано на прошлом уроке).


В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы.

Составим таблицу, используя текст учебника.


Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении:

До реформы

После реформы


двоеперстие

троеперстие

многоголосие

одноголосие

земные поклоны

поясные поклоны


Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой,  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (слайд).

Анализ учащимися ситуации, сложившейся после реформы на основе картины. Люди на картине реагируют на арест боярыни по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует. Т.е.   общество раскололось.

Запись в тетради: раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. 


Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.

Сообщение учащегося о протопопе Аввакуме (задано на прошлом уроке).


Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.


Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что  Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.


Формулирование вывода с обоснованием


Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране?

Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям. Для русского простонародья старообрядчество стало формой социального протеста.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Подведение итогов урока.

Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в.и выявляя причины и последствия церковного раскола? Если нет, то, что нам помешало?



Как я усвоил материал?

Усвоил весь материал - 9-10 баллов

Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов

Мало что понял - 4 – 6 баллов



Как я работал?

Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов

Допустил ошибки - 7- 8 баллов

Не справился - 4-6 баллов



Как работала группа, учебная пара

Совместно выполняли задания - 9-10 баллов

Не все были активны - 7- 8 баллов

Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов



Домашнее задание: параграф 7 (учебник Данилова), письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, кто был прав в религиозных спорах о вере и обрядах?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол"

Автор: Нистратов Алексей Владимирович

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства