Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
Цели по линиям развития личности.
На основании фактов сформировать представление о времени правления Ярослава Мудрого, особенностях его внешней и внутренней политики. Закрепление умения использования понятий усобица, государство, династия, закон для решения исторических задач.
Уметь выделять достижения в деятельности Ярослава Мудрого, и определять их последствия на состоянии государства.
4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать ситуацию, когда на основании своего жизненного опыта учащиеся сделают вывод о положительных и отрицательных чертах «Правды Ярослава». Способствовать формированию личностного отношения к истории своей страны.
Обязательный минимум содержания:
Ярослав Мудрый. «Русская правда». Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси.
План урока:
I. Проблема урока: за что в те времена князя назвали Мудрым?
II. Поиск решения проблемы:
1. «И встал брат на брата...»
Примерный вывод по проблеме: после смерти князя Владимира победителем в усобице стал Ярослав Мудрый.
2. Мудрость Ярослава
Примерный вывод по проблеме: годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054) стали временем расцвета Древнерусского государства.
3. По правде русской
Примерный вывод по проблеме: «Русская правда» стала первым письменным сводом законов Древнерусского государства.
4. Владимир засеял, Ярослав пожинает
Примерный вывод по проблеме урока: правление Ярослава Мудрого считается расцветом Древнерусского государства и культуры.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Слайд 1
– Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый».
Слайд 2
– Давайте познакомимся со справочными сведениями о нём (с. 78).
1 2 4 2 3
Ученики знакомятся с документом. Отвечают на вопрос к нему. Сравнивают вывод с названием §.Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии.
Слайд 3
– Какую проблему урока нам предстоит решить?
– Какие будут у вас предположения? За что можно дать такое прозвище?
– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?
1 2 2
– За что в те времена князя назвали Мудрым?
Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).
III. Актуализация знаний.
Слайд 4 (РТ, с. 24, задание 1)
– Многие правители Руси прославились своими действиями. Чтобы понять, что сделал Ярослав, чтобы заслужить прозвище «Мудрый», мы должны вспомнить, что было сделано предшественниками мудрого князя.
2 4
Слайд 5
– И сегодня нам понадобится знание понятий. Выполните, пожалуйста, задание слайда.
3Ученики выполняют задание слайда.
Ученики должны выполнить задание. Пропущено понятие закон.
IV. Планирование деятельности.
Слайд 6
– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
2 3 2
Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить общество Древнерусского государства, проверить наличие признаков цивилизации.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. «И встал брат на брата...»
Слайд 7
– Откройте схему на с. 262, назовите наследников Владимира Святославича.
На слайде представлены иконописные изображения, кроме Святополка (родовой знак) и Мстислава (рисунок современного художника).
1 2 3
Слайд 8
– Люди, изображение которых мы видели на слайде, были братьями. Как вы думаете, почему в государстве начались усобицы и к чему это привело?
2 4 5 2 3 4
Слайд 9 (РТ, с. 25, задание 2)
– Какие поступки Ярослава в годы усобицы можно назвать мудрыми?
2 4 2 3 4 1
2. Мудрость Ярослава
Слайд 10
– После победы Ярослав занялся укреплением государства. Рассмотрите внимательно схему, восстановите её и дайте описание государства конца X – XI века.
1 2 4 2 3 4
Слайд 11 (РТ, с. 25, задание 3)
– Используя пункт 2 учебника, докажите, что правление Ярослава считается расцветом Древней Руси (задание выполняется в парах).
– Часть схемы давайте мы пока оставим незаполненной и выполним эту работу по мере дальнейшего знакомства с деятельностью Ярослава.
– Какой ответ на вопрос урока можно дать?
2 4 1 2 3 4 1
3. По правде русской
Слайд 12
– К XI веку Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи.
В 1016 году появился первый свод русских законов «Правда Ярослава». Как вы думаете, какие из законов «Русской правды» могут использоваться в современном мире, а какие – ни в коем случае?
– Можно ли первый сборник законов считать проявлением мудрости князя?
2 3 4 2 3 4 1
Слайд 13 – скрытый
Работа со слайдом на усмотрение учителя. Показаны лист Русской правды и краткая характеристика содержания документа.
4. Владимир засеял, Ярослав пожинает.
Слайд 14 (РТ, с. 22, задание 7)
– Давайте воспользуемся текстом учебника (Как вариант, если было подготовлено сообщение, работа ведётся на основе доклада ученика.) и попробуем определить, оправдано ли было сравнение Киева с Константинополем, а Руси – с Византией.
1 2 4 2 3 4 1
Ученики должны назвать имена – Святополк, Ярослав, Борис, Глеб, Мстислав.
Ученики могут указать, что Владимир не назвал наследника, отношения между братьями были довольно враждебными (можно указать, что они были братьями только по отцу). Кроме этого, на основе текста учебника должны быть перечислены последствия усобицы.
– Выступил против Святополка, убившего Бориса и Глеба.
Может быть также указано, что объединил силы с Мстиславом, т.е. не стал усугублять усобицу.
При помощи словаря, текста учебника ученики должны указать, что высшая власть находилась в руках великого князя, но сохранялась власть удельных князей.
Ученики должны указать следующее:
1. Разгромил печенегов.
2. Богатела княжеская казна.
3. Покровительствовал ремеслу и торговле.
4. Строил города.
5. Украшался Киев.
6. Поддерживал связи с другими государствами.
Можно использовать в современном мире:
1. Самые важные преступления разбирал княжеский суд.
2. Сыновья Ярослава запретили кровную месть.
3. За увечье, оскорбление, кражу преступник платил компенсацию потерпевшему.
Нельзя:
1. «Божий суд» (рассмотреть иллюстрацию на с. 83).
2. Ярослав сохранил обычай кровной мести.
3. Жизнь людей оценивается по происхождению.
Любой ответ на этот вопрос должен быть аргументирован.
Список достижений Ярослава дополняют факты:
8. Строительство новых церквей и монастырей.
9. Впервые митрополитом стал русский священник Илларион.
10. Обучение всех желающих грамоте при церквях.
11. Открытие училищ для детей бояр, священников и горожан.
12. Библиотеки.
13. Начало летописания.
VI. Выражение решения проблемы.
Слайд 15
– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:
За что в те времена князя назвали Мудрым?
4 6 2 3 4
Правление Ярослава Мудрого считается расцветом
Древнерусского государства и культуры.
VII. Применение нового знания.
Слайд 16 (РТ, с. 26, задание 5)
– Выполните задание. В Русских летописях очень часто даты могут вызвать недоумение. 6545 год, а мы живём в 2014... Как такое могло случиться? Выполните задание на слайде при помощи небольшой подсказки.
Для любознательных можно попросить перевести даты из текста § и текущую дату на древнерусское летоисчисление.
1 2 3 4
Слайд 17 (РТ, с. 26, задание 6)
– Выполните задание. Сравните деятельность правителей, которые прославились и считались образцом для своих преемников.
Это Карл Великий и Ярослав Мудрый.
VIII. Домашнее задание.
– Ярослав правил тридцать пять лет и оставил завещание, разделил землю между сыновьями. Смогут ли они найти общий язык и жить дружно? Об этом вы прочитаете дома в § 8. Ответы на вопросы перед §.