Тема: Владимиро - Суздальская Русь.
Цель: формировать представление о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха в расширении границ Древнерусского государства на северо – восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Планируемые результаты.
Предметные: Научатся составлять схему родственных связей древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.
Метапредметные: Развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, воспитывать интерес к изучению истории; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
У. – Встаньте, дети, подтянитесь, и друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом.
У. – Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке ?
Д. – Внимание, активность, старание, сообразительность …
У. – Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+"то, чего бы ты хотел достичь на уроке.
Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – путешествие.
Совершая путешествие, мы побываем у истоков возникновения и распространения культуры, просвещения, христианской веры в Древней Руси. Мы узнаем о потомках русских князей.
Тема нашего урока Владимиро - Суздальская Русь.
(Слайд 1)
Но прежде, давайте вспомним, откуда пришло христианство в Древнюю Русь.
Проверка домашнего задания.
- Откройте учебники на с. 24. Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».
1. Что способствовало возникновению Киевской Руси?
2. Откуда Русь приняла христианскую веру?
3. Назовите заповеди христианства.
4. Какие даты вы добавили в календарь памятных дат?
Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие.
- Посмотрите на карту. Перед вами маршрут путешествия “Золотое кольцо России”. (Слайд1)
-Назовите, какие города мы с вами посетим во время нашей экскурсии?
Ученики называют города, в которые они следуют на экскурсию.
- Это древние города России. И как настоящих туристов нас будут сопровождать экскурсоводы – гиды, ребята, которые заранее изучили этот маршрут: читали книги, учебник, статьи в Интернете, готовили фотографии, слайды.
- У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия - ваши тетради (стр. 14). В них вы будете записывать самые важные сведения об этих городах.
- Итак, в путь.
Ребята совершают путешествие по городам Золотого кольца России.
- Наш круг сомкнулся и мы снова попали в город Владимир.
- Итак, ребята. Скажите, почему же маршрут называется «Золотое кольцо»? ( Эти и другие города, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг – кольцо, а золотое, потому что все эти старинные русские города славятся историческими памятниками золотой сокровищницей прошлого Киевской Руси.)
Вам понравилась работа экскурсоводов? Выберите лучшего экскурсовода.
- Чья работа понравилась больше всего? (Артема, потому что …)
Физкультминутка
Даже туристы – путешественники устают, поэтому давайте-ка разомнемся:
УЧИТЕЛЬ
- А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, во Владимиро- Суздальское княжество, на территории которого и расположились города «Золотого кольца».
Составьте схему родственных связей.
Княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князь Ярослав Мудрый
Отвечает 1 ученик.
- Ребята, Вы согласны с ….?
Оценивание смайликами.
- - Мы перемещаемся во времена правления князя Владимира.
- Почему русские князья стремились породниться с императорами Византии? Как Владимир продолжил дело своей бабушки, княгини Ольги?
- Какое прозвище получил Владимир в русских былинах? (Красное Солнышко).
- - Мы перемещаемся во времена правления князя Ярослава.
- Какой вклад внес в развитие Русского государства сын Владимира Ярослав?
- Какое прозвище имел Ярослав?
3) - Мы перемещаемся во времена правления князя Владимира Мономаха.
- От кого унаследовал свое имя князь? Как прославил Русь Владимир Мономах?
- Какое прозвище получил Владимир Мономах в русских былинах?
Владимир Мономах чтил грамоту, книги. Он даже сам писал книги для детей.
Работа с учебником и с рабочей тетрадью.
- Послушайте, что писал Владимир Мономах своим детям перед кончиной.
1. Учитель читает текст на страничках «Умного совенка» на с.127.
- Что вы вспомнили, когда слушали эти слова? (Заповеди христианства из Библии.)
2. Выполнение з.2 на с.14. Работа в парах.
- Запишите в рабочую тетрадь благословления Владимира Мономаха, которые тебе кажутся наиболее важными в наше время. Можно записать их своими словами.
Итог урока:
Учитель: Итак, ребята! Ребята, наше путешествие заканчивается.
Владимиро – Суздальская Русь стала наследницей Киевской Руси. Так почему мы считаем Владимиро-Суздальскую Русь наследницей Киевской Руси?
Ученик: Владимиро – Суздальская Русь утверждала свою преемственность с Русью Киевской. В Киеве были Золотые Ворота и во Владимире были Золотые ворота. В Киеве был Успенский собор и во Владимире был Успенский собор. Наследуя власть, каждый князь заботился об охране государственных границ, укреплял добрые отношения с соседними странами и народами, строил новые города.
- Ребята, перед вами листочки с заданиями. Выполните задание самостоятельно.
Проверочная работа. Взаимопроверка.
- Какие прозвища дал русский народ русским князьям?
- Какое название в истории получила Северо-Восточная Русь во времена правления этих князей?
- Какие города входят в состав Золотого Кольца?
Взаимопроверка с соседом.
- Поменяйтесь листочками, проверь работу соседа. - Поставьте улыбающийся смайлик, если ваш сосед справился с заданием верно; обыкновенный, если есть исправления; грустный, если есть ошибки. Поднимите руку те, кто может похвалить своего соседа. За что ты можешь похвалить своего соседа? ( Я могу похвалить Дашу за то, что она с этим заданием справилась сама без помощи, работа у неё правильная, без исправлений и аккуратная ).
Рефлексия.
- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком « + » ( в графе у меня получилось ). Расскажи, чего тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?
Оценки.
Домашнее задание. Прочитать статьи на с.24-27 из учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.27, составить страничку «Календаря памятных дат», задание 3 из рабочей тетради.