kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опричнина Ивана Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока истории по теме:

«Опричнина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опричнина Ивана Грозного»

Замараева Юлианна Павловна,

Преподаватель истории и обществознания

ГАПОУ АО «НИТ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ИСТОРИИ


План-конспект урока истории по теме:

«Опричнина»


Цели урока:

1. Развивающие:

  • Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками (выделять основную мысль, систематизировать факты), способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе; 

  • Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; умение систематизировать материал. 

2. Образовательные: 

  • Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.

  • Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.

  • Способствовать овладению понятий - сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, опричнина, опричники, земщина, террор.

3. Воспитательные: 

  • Вызвать интерес учащихся к прошлому; 

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений; 

  • Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Тип урока: урок получения нового знания.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация с видеороликами, учебник, раздаточный материал (карточки с заданием для самостоятельной работы, исторические документы, высказывания историков).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока:

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании и выставление оценок.


ХОД УРОКА


I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. Слайд №

II. Проверка домашнего задания

а) Фронтальный опрос:

- Перечислите реформы Избранной рады?

- Назовите основные направления внешней политики Ивана Грозного.

- Кратко охарактеризуйте итоги восточного направления внешней политики.

б) Исторический диктант (два обучающихся у доски, остальные выполняют задание в тетрадях): Слайд №

- Человек, временно осуществляющий управление государством при малолетстве, болезни, отсутствии монарха (регент).

- Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

- Титул Ивана Грозного (царь).

- Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

- Термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 (Избранная рада).

- Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

- Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

- Сборник законов (судебник).

- Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

- 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

III. Изучение новой темы

Слайд № .

- Мы продолжаем изучение эпохи Ивана Грозного. У каждого из вас складывается собственное мнение о личности царя. Нельзя с уверенностью утверждать хорошим он был царем, или плохим. Было в его правлении и много побед и много ошибок. Итак, мы продолжаем:

- Предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. Для этого надо прочитать проблемные вопросы и мнения известных историков, которые лежат перед вами на парте (раздаточный материал ).

Слайд №

Проблемные вопросы:

  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

Мнения русских историков:

  1. Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).

  2. Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)

  3. Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)

  4. Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).

  5. Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)

  6. Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)

  7. Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский)

(Выслушиваются ответы обучающихся.)


-Действительно, речь идет об Опричнине. Сегодня мы подробнее остановимся на этом явлении, которое вошло в историю под названием «опричнина» (демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» - Личность Грозного) Слайд №

 - Что нам необходимо выяснить, чтобы ответить на проблемные вопросы и разобраться с сегодняшней темой? (Выслушиваются ответы обучающихся.)

Составляется план урока: Слайд №

  1. Причины и цели опричнины.

  2. Развитие опричнины.

  3. Итоги опричнины.

- В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса. Лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты и аргументы для ответа на второй вопрос. В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.

 - У каждого из вас было домашнее задание – узнать, что же такое опричнина. Итак, что же означает этот термин? (Выслушиваются ответы обучающихся.)

На экране (слайд № ): Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением

 

Сообщение обучающегося: «Поворот к опричнине».

 1) Причины и цели опричнины

- Теперь, исходя из документа (Приложение №1) и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.

(Выслушиваются ответы обучающихся.)

Запись в тетрадь: (на экране)

Цели опричнины:

  1. стремление царя к единовластию

  2. сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

  3. ликвидация остатков феодальной раздробленности

- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

(Выслушиваются ответы обучающихся.)

Запись в тетрадь: (на экране)

Причины опричнины:

  1. противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати

  2. неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

2) Развитие опричнины

- С каким событием связано начало опричнины? Слайд № Видеоролик

Сообщение обучающегося: «Учреждение опричнины (1565)»

Работа с документом (Приложение 2)

- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

(Выслушиваются ответы обучающихся.)

(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).

- А что такое террор?

Ответы учащихся.

(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).

Сообщение обучающегося – «Опричный террор и отмена опричнины».

 - Против кого был направлен опричный террор?

Ответы учащихся.

(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).

3) Итоги опричнины

 - К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

 Работа с документом 3.

 - Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?

Ответы учащихся.

(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).

Запись в тетради:

Последствия опричнины.

- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.

 Раздаточный материал «Сущность опричнины».

IV. Закрепление.

 - Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

Ответы учащихся.

вопрос 1

вопрос 2

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

1. Иван Грозный выступал как заступник

крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).

2. Крестьяне не были политическими

противниками Ивана Грозного.

3. Гнева и опалы на православное крестьянство

не имел.

4. Иван Грозный делал угодное себе, а не

народу, для этого использовал противоречие

«имущих и неимущих». Царь не шел против

народа, дабы не остаться одному.

V. Рефлексия.

 - Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

 - Какое значение для вас имеет изучение данной темы?

VI. Домашнее задание.

– Представьте себя в роли сценариста фильма об Иване Грозном.



















Приложение 1.


«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшенного, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавляли, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой боре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского, и от Немецкого не хотя крестьянство обороняти, наипаче же крестьянам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестьян кровопролитие против безсермен и против Латыни и Немец стояти не хотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмирити…. И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестьянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту…. А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».

«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолили, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и вживоте и в казни его государская воля».

Казны его государские тощили – расхищали государственные средства.

Емлючи – беря.

Весь священный собор – собрание высшего духовенства.

И в животе и в казни его государская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.


Приложение 2.


Джером Горсей.

Из «Сокращенного рассказа, или Мемориала путешествий».


«И стал Иван так ненавистен и привел себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить свое положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр; затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками. Все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определенные доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомтвенны стали все дела, касающиеся управления казною».



Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 г., он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV. Мемуары написаны в 90-е гг. XVI в.


Симеон Бекбулатович (умер в 1616 г.) – крещенный казанскими царевичем, 11 месяцев, назывался Великим князем всея Руси, в 1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.








Приложение 3.


Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г., 21 марта.


«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст Петерка Ондреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша – опричнины замучили, дети дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царевых податей, запустил 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петр осиротел и безвестно сбежал от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне поллука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричники замучили, живот ограбили, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежали от опричнины – опричники живот пограбили, двор сожгли, запустил 78-го».



Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.

Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.

Живот – имущество.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опричнина Ивана Грозного

Автор: Замараева Юлианна Павловна

Дата: 24.06.2019

Номер свидетельства: 515856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока истории "Опричнина Ивана Грозного" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-istorii-oprichnina-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "103609"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402594436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Проект по истории "Опричнина Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(45) "proiekt_po_istorii_oprichnina_ivana_groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "344560"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474295207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методическая разработка урока "Опричнина Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(57) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_oprichnina_ivana_groznogo"
    ["file_id"] => string(6) "540386"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582133423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства