kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории " Два Ивана - два царя"- обобщение по теме "Деятельность Ивана Грозного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к обобщающему уроку по истории по теме "Деятельность Ивана Грозного". Деятельность рассматривается с двух сторон- как мудрого государственного деятеля и жестокого тирана. Целью урока является сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе усвоенных знаний. Формировать у учащихся практические умения работать с дополнительной исторической литературой, возбуждать интерес учащихся к прошлому.Класс делится на три группы, которые работают над определенной темой : 1 дает оценку личности Ивана Грозного, 2- оценивает деятельность Избранной рады, проведенные реформы, 3- оценивает опричнину.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«урок Два Ивана-два царя»

« Два Ивана – два царя». Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность Ивана Грозного».10 класс Учитель Родионова Надежда Владимировна МБОУ «СОШ с.Заветное»

« Два Ивана – два царя».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность Ивана Грозного».10 класс

Учитель Родионова Надежда Владимировна

МБОУ «СОШ с.Заветное»

Цели и задачи урока

Цели и задачи урока

  • Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе усвоенных знаний;
  • Продолжить работу над формированием практических умений работать с дополнительной исторической литературой;
  • Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза событий;
  • Формировать активную жизненную позицию и твердые убеждения;
  • Возбуждать интерес учащихся к прошлому;
Эпиграф к уроку А.М.Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в первый период правления (1550-1560- е г.г.) – благочестивого православного царя, участника создания Святорусского царства, и во второй период (1560-1570-е г.г.) – предателя христианских истин, разрушителя Святорусского государства, тирана и убийцу.

Эпиграф к уроку

А.М.Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в первый период правления (1550-1560- е г.г.) – благочестивого православного царя, участника создания Святорусского царства, и во второй период (1560-1570-е г.г.) – предателя христианских истин, разрушителя Святорусского государства, тирана и убийцу.

ХОД УРОКА Организационный момент. В ходе урока запланирована работа в группах. Учащиеся разбиваются на 3 группы по интересам. Водная часть урока. Наша задача дать оценку правления Ивана Грозного, вспомнить яркие события его царствования, высказать собственное отношение к этому времени. Мы попытаемся рассмотреть его деятельность с положительной и отрицательной стороны, пользуясь историческими источниками.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

В ходе урока запланирована работа в группах. Учащиеся разбиваются на 3 группы по интересам.

Водная часть урока.

Наша задача дать оценку правления Ивана Грозного, вспомнить яркие события его царствования, высказать собственное отношение к этому времени. Мы попытаемся рассмотреть его деятельность с положительной и отрицательной стороны, пользуясь историческими источниками.

1 группа «Личность Ивана IV» 1. Детство. 2. Ближайшее окружение. 3. Венчание на царство. 4. Черты характера. (приложение №1) Иван IV Грозный

1 группа «Личность Ивана IV»

  • 1. Детство.
  • 2. Ближайшее окружение.
  • 3. Венчание на царство.
  • 4. Черты характера.
  • (приложение №1)

Иван IV Грозный

Вывод:   иван iv - личность неординарная и очень сложная:  крайняя неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки религиозного мистицизма.  Все это сочеталось с большим политическим умом и публицистическим талантом.  На формирование личности повлияло ближайшее окружение ивана и те события, которые происходили в это время.

Вывод:

иван iv - личность неординарная и очень сложная: крайняя неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки религиозного мистицизма. Все это сочеталось с большим политическим умом и публицистическим талантом. На формирование личности повлияло ближайшее окружение ивана и те события, которые происходили в это время.

2 группа  «Реформы Избранной рады» 1.Создание Земских Соборов 2.Новый Судебник 3.Военная реформа 4.Уложение о службе 5.Налоговая реформа 6.Церковная реформа 7.Реформа местного самоуправления Приложение №2 Московский кремль в VI веке

2 группа «Реформы Избранной рады»

  • 1.Создание Земских Соборов
  • 2.Новый Судебник
  • 3.Военная реформа
  • 4.Уложение о службе
  • 5.Налоговая реформа
  • 6.Церковная реформа
  • 7.Реформа местного самоуправления
  • Приложение №2

Московский кремль в VI веке

Вывод: Реформы «Избранной рады» способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

Вывод:

Реформы «Избранной рады» способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.

3 группа «опричнина 1565-1572 г.г.» 1.причины введения опричнины 2. цели опричнины 3. методы и средства, используемые Иваном IV 4. итоги опричнины  Приложение №3 Казни бояр

3 группа «опричнина 1565-1572 г.г.»

  • 1.причины введения опричнины
  • 2. цели опричнины
  • 3. методы и средства, используемые Иваном IV
  • 4. итоги опричнины

  • Приложение №3

Казни бояр

Вывод: Опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию , предпринятую без экономических и социальных предпосылок, а поэтому вылившуюся в массовый террор.  Своей опричниной царь достиг укрепления режима личной , неограниченной власти.  Народ заплатил за это страшную цену – разразился настоящий экономический кризис, опустели села и города, погибла огромная масса людей, не обрабатывались земли, крестьяне бежали на окраины.  Иван грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма.

Вывод:

Опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию , предпринятую без экономических и социальных предпосылок, а поэтому вылившуюся в массовый террор. Своей опричниной царь достиг укрепления режима личной , неограниченной власти. Народ заплатил за это страшную цену – разразился настоящий экономический кризис, опустели села и города, погибла огромная масса людей, не обрабатывались земли, крестьяне бежали на окраины. Иван грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма.

Завершающий этап урока Обобщая выступления учащихся, отметим, что вся деятельность Ивана IV -

Завершающий этап урока

Обобщая выступления учащихся, отметим, что вся деятельность Ивана IV - "грозного царя" - отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности.

Как мы видим, однозначной оценки нет, да и быть не может. Каждый оценивающий личность Ивана Грозного исходит из своих личных представлений о путях развития России, из реалий своего времени.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. В конце урока учащимся предлагается обсуждение высказываний об Иване Грозном: . Личность Ивана Грозного в оценке историков  С.М. Соловьев, историк:

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

В конце урока учащимся предлагается обсуждение высказываний об Иване Грозном:

. Личность Ивана Грозного в оценке историков

С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".

Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".

С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного : мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".

Домашнее задание: написать эссе «Что бы ты ответил собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для Русского государства»

Приложение №1

  • " Много было разговоров и о личности московского царя. Суждения были крайне противоречивы.
  • Кто сравнивал его с Чингисханом, говорил о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.
  • Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.
  • его реформах . Третьи называли его сумасшедшим развратником, жертвою беспробудного пьянства и звериной похотливости.
  • Четвертые, напротив, утверждали обратное: московский царь - умный, трезвый государственный деятель, добрый, приветливый и слишком доверчивый, его часто обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему .

Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”.

Приложение № 2 1) В книге Пашкова

Приложение № 2

1) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий" (стр.193) дается положительная оценка государя. Рассказывается, что в течение трех лет, благодаря Сильвестру и Адашеву, мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира стали правилом для царя и его приближенных. Царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.

Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".

  • 3) (Там же) "Царь был упорен в достижении цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость и активную деятельность, сам возглавлял войско в походе. Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.
  • Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.
  • Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия".

Приложение №3

  • 1) Андрей Курбский в письме Ивану Грозному указывает злодеяния, которые творят опричники с ведома царя: ":девушек собрав невинных, за собою их в подводах возят и бесстыдно чистоту их растлевают, не удовлетворяясь уже своими пятью или шестью женами".
  • 2) В романе Костылева "Иван Грозный" читаем о том, что в Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.
  • И у самого царя его приближенные часто пировали. Много пили и ели. Под утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались пороком.
  • В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен.
  • А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"
  • 5) Участник многих войн старец князь Иван Турунтай-Пронский постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти.
  • Воевода Никита Казаринов-Голохвостов, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:
  • Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.
  • В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.

) В кн. Пашкова "Хроника правлений и событий" сказано о том, что царь был грубым, любил праздность и шумные забавы, выходящие за рамки дозволенного. Он мог жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага и ложить на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.

Рекомендуемая литература Журнал

Рекомендуемая литература

  • Журнал "Преподавание истории в школе", 1994 год, №№ 2,4
  • Ишимова А.И."История России в рассказах для детей", Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993, Иркутск

Учебники истории России разных авторов

Энциклопедия для детей, т. 5, ч. 3. История XX век. Москва, "Аванта+", 1995

Пашков Б.Г. "Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий", М., ЦентрКом, 1997

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Родионова Надежда Владимировна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства