kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок изучения нового материала, имеет опережающее задание ученикам: подготовить сообщение о Сергии Радонежском, выучить стихотворение Н.Старшинова " Там за Непрядвою.", предусматривает различные приемы обучения : дети работают с источниками,заполняют таблицу в тетрадях, выполняют задания в контурной карте, ,составляют синквейн и прочее. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва" »



Тема урока: «Куликовская битва» Тип урока: изучение нового материала Цели: Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость. Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Задачи: Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой). Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником). Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач). Обобщить полученные знания, сделать выводы

Оборудование и материалы: Проектор, презентация, карта.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний Учитель: На последних уроках мы с вами говорили о жизни Русского государства под властью Золотой Орды. Вспомним: 1. Когда началось монголо-татарское нашествие на Русь? (1237-1238гг). 2. Почему хану Батыю удалось покорить Русь? 3. В чем выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? 4.Когда в летописях впервые упоминается Москва? Что она собой представляла тогда? 5.Покажите на карте Московское княжество. В какой части Русского государства находилось Московское княжество? 6.Как изменилось положение Московского княжества при Иване Калите? (Продолжал политику «собирания земель» вокруг Москвы; использовал для этого Орду. Получил право сбора дани со всех русских земель для Орды, часть оставлял себе. Был покорен, учтив, щедр с ханом, поэтому прекратились разорительные походы Орды на Русь. При Иване Калите происходит восстановление и подъем хозяйства, ему подчинились ростовский, галицкий, белозерский и угличский князья)

Работа с контурной картой. 7. Кто были соперниками московских князей? (Тверь и Литовское княжество) 8.Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты. Назовите важнейшие дела князя Дмитрия(а. обнес Москву стеной из белого камня,б. подчинил большинство русских князей,в. опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы,г. открыто выступил против Золотой Орды: Дмитрий – первый из русских князей открыто неповиновался хану, отказавшись передать престол тверскому князю: «К ярлыку не еду, Михаила в столицу не впускаю, а тебе, послу, даю путь свободный». В подобном тоне с Ордой не говорил ни один русский князь. 1377г- сражение за Булгар, 1378г – сражение на реке Воже). 9.Что происходило в это время в Золотой Орде?(«замятия великая»: с 1360 по 1370 год на ханском престоле сменились более 20 потомков Чингисхана). ВЫВОД: Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров, московские князья стали проводить независимую от Золотой Орды политику. К ЧЕМУ ЭТО МОГЛО ПРИВЕСТИ?(к открытому противостоянию с Золотой Ордой, к сражению) Сегодня мы с вами будем говорить о великой битве. Тема урока: Куликовская битва.

Слайд 1 (запись в тетради темы урока и даты 8 сентября 1380 г.) В.О.Ключевский « Русское государство родилось на Куликовом поле».

III. Объяснение нового материала: План Слайд 1.Московсое княжество накануне Куликовской битвы. 2. Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский. 3.Куликовская битва 4.Набег хана Тохтамыша. 5. Значение Куликовской битвы. 1. Итак, в 1378 году на реке Воже впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай (темник, не был прямым наследником Чингисхана) не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Сообщение проблемного задания: Что позволило князю Дмитрию Ивановичу Донскому одержать победу над монголо-татарами? Слайд.

Работа с учебником (стр.190,167-168) Соотношение сил накануне сражения. Слайд соперники: Дмитрий и Мамай. Слайд «таблица»

Золотая Орда, хан Мамай

Русь, князь Дмитрий Иванович

Войско: от 100 до 200-250 тыс. человек (татары, осетины, черкесы, отряд итальянцев из Причерноморья). Союзники: рязанский князь Олег, литовский князь Ягайло.

Войско: около 100 тыс. человек(князья московские, владимирские, смоленские, белозерские, муромские; основная масса - ополченцы

Вопрос: Почему заключили союз с Мамаем рязанский князь Олег? Литовский князь Ягайло?

2.Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Пред битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от Сергия Радонежского, который пользовался в это время на Руси большим авторитетом. Слайд «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем». Сообщение о деятельности Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – игумен Троицкого монастыря, «великий старец. Он бежал от общества – а в результате стал его духовным предводителем. История не запомнила даты его рождения, но она же сохранила его имя, его деяния, его землю. В 1340 году сын обедневшего ростовского боярина Варфоломей Кириллович вместе со своим овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью. Здесь он соорудил маленькую Троицкую церковь – деревянный храм Пресвятой Троицы . 50 лет провел он в глубине лесов, в стенах основанного им монастыря. Наряду с дисциплиной души огромную роль в его жизни играл тот простой повседневный труд, без которого погиб бы он сам и его обитель. Сергий сам рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Прославился своей скромностью, он говорил: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне быть в нищете».Над могилой его был построен собор, над росписями которого работал гениальный русский художник Андрей Рублев. Сергий послал с князем двух монахов - богатырей телом и духом – Пересвета и Ослябю. 3.Куликовская битва Учитель: Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.

Вопрос: Почему Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Руси? (Чтобы предупредить грозящее Руси нашествие, разорение) Вопрос: А чем объяснить быстроту действий Дмитрия Ивановича, ускоренность продвижения его войск? (Стремился не допустить соединения ордынских войск с рязанскими и литовскими войсками) Слайд: 6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? А вы какое решение приняли бы? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Сейчас послушайте отрывок из стихотворения Николая Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном» (выступление ученика). …Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделен. Вот сейчас - не в дальней дали где – то – Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темур – Мирзой. До земли поникли травы луга, И до неба поднялись дубы: Всадники несутся друг на друга, Встретились, - и – кони на дыбы! Копья, устремив ожесточенно, Оба пали под ноги коней… И тогда сошлись полки у Дона – Кто из них отважней и сильней? Черной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной. Други! Мы живем под небом божьим, А в бою сражаться нам самим. Братья! Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим! Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь. Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в землю эту лечь!…»

Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон. Быстрота принятия решений, действий. Ход сражения. Схема. Слайды. Учитель: Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. Что позволило князю Дмитрию Ивановичу Донскому одержать победу над монголо-татарами? Слайд. (СТР190 – 192) 4.Нашествие Тохтамыша . Учитель: «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». 8 дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. Вопрос. Подумайте, в чем значение Куликовской битвы? Слайд. Русский народ поверил в свои силы. Возрос авторитет Москвы. Ускорился процесс объединения русских земель. Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества. Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими. Мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских. Рефлексия: составьте синквейн.

Понятие Два прилагательных Три глагола Заключительная фраза Вывод.

Князь Дмитрий. Дальновидный, решительный. Укреплял Москву, собирал войско, сражался с Мамаем. Победил в Куликовской битве. Герой.

Д/З Слайд.пар.18, кон.карта. Составить кроссворд по теме (10-15 слов).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва"

Автор: Дейнега Светлана Федоровна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva_1"
    ["file_id"] => string(6) "616626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667466881"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по истории "Возвышение Москвы" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozvyshieniie-moskvy"
    ["file_id"] => string(6) "139277"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417693663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства