kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок изучения нового материала, имеет опережающее задание ученикам: подготовить сообщение о Сергии Радонежском, выучить стихотворение Н.Старшинова " Там за Непрядвою.", предусматривает различные приемы обучения : дети работают с источниками,заполняют таблицу в тетрадях, выполняют задания в контурной карте, ,составляют синквейн и прочее. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва" »



Тема урока: «Куликовская битва» Тип урока: изучение нового материала Цели: Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость. Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Задачи: Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой). Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником). Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач). Обобщить полученные знания, сделать выводы

Оборудование и материалы: Проектор, презентация, карта.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний Учитель: На последних уроках мы с вами говорили о жизни Русского государства под властью Золотой Орды. Вспомним: 1. Когда началось монголо-татарское нашествие на Русь? (1237-1238гг). 2. Почему хану Батыю удалось покорить Русь? 3. В чем выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? 4.Когда в летописях впервые упоминается Москва? Что она собой представляла тогда? 5.Покажите на карте Московское княжество. В какой части Русского государства находилось Московское княжество? 6.Как изменилось положение Московского княжества при Иване Калите? (Продолжал политику «собирания земель» вокруг Москвы; использовал для этого Орду. Получил право сбора дани со всех русских земель для Орды, часть оставлял себе. Был покорен, учтив, щедр с ханом, поэтому прекратились разорительные походы Орды на Русь. При Иване Калите происходит восстановление и подъем хозяйства, ему подчинились ростовский, галицкий, белозерский и угличский князья)

Работа с контурной картой. 7. Кто были соперниками московских князей? (Тверь и Литовское княжество) 8.Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты. Назовите важнейшие дела князя Дмитрия(а. обнес Москву стеной из белого камня,б. подчинил большинство русских князей,в. опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы,г. открыто выступил против Золотой Орды: Дмитрий – первый из русских князей открыто неповиновался хану, отказавшись передать престол тверскому князю: «К ярлыку не еду, Михаила в столицу не впускаю, а тебе, послу, даю путь свободный». В подобном тоне с Ордой не говорил ни один русский князь. 1377г- сражение за Булгар, 1378г – сражение на реке Воже). 9.Что происходило в это время в Золотой Орде?(«замятия великая»: с 1360 по 1370 год на ханском престоле сменились более 20 потомков Чингисхана). ВЫВОД: Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров, московские князья стали проводить независимую от Золотой Орды политику. К ЧЕМУ ЭТО МОГЛО ПРИВЕСТИ?(к открытому противостоянию с Золотой Ордой, к сражению) Сегодня мы с вами будем говорить о великой битве. Тема урока: Куликовская битва.

Слайд 1 (запись в тетради темы урока и даты 8 сентября 1380 г.) В.О.Ключевский « Русское государство родилось на Куликовом поле».

III. Объяснение нового материала: План Слайд 1.Московсое княжество накануне Куликовской битвы. 2. Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский. 3.Куликовская битва 4.Набег хана Тохтамыша. 5. Значение Куликовской битвы. 1. Итак, в 1378 году на реке Воже впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай (темник, не был прямым наследником Чингисхана) не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Сообщение проблемного задания: Что позволило князю Дмитрию Ивановичу Донскому одержать победу над монголо-татарами? Слайд.

Работа с учебником (стр.190,167-168) Соотношение сил накануне сражения. Слайд соперники: Дмитрий и Мамай. Слайд «таблица»

Золотая Орда, хан Мамай

Русь, князь Дмитрий Иванович

Войско: от 100 до 200-250 тыс. человек (татары, осетины, черкесы, отряд итальянцев из Причерноморья). Союзники: рязанский князь Олег, литовский князь Ягайло.

Войско: около 100 тыс. человек(князья московские, владимирские, смоленские, белозерские, муромские; основная масса - ополченцы

Вопрос: Почему заключили союз с Мамаем рязанский князь Олег? Литовский князь Ягайло?

2.Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Пред битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от Сергия Радонежского, который пользовался в это время на Руси большим авторитетом. Слайд «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем». Сообщение о деятельности Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – игумен Троицкого монастыря, «великий старец. Он бежал от общества – а в результате стал его духовным предводителем. История не запомнила даты его рождения, но она же сохранила его имя, его деяния, его землю. В 1340 году сын обедневшего ростовского боярина Варфоломей Кириллович вместе со своим овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью. Здесь он соорудил маленькую Троицкую церковь – деревянный храм Пресвятой Троицы . 50 лет провел он в глубине лесов, в стенах основанного им монастыря. Наряду с дисциплиной души огромную роль в его жизни играл тот простой повседневный труд, без которого погиб бы он сам и его обитель. Сергий сам рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Прославился своей скромностью, он говорил: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне быть в нищете».Над могилой его был построен собор, над росписями которого работал гениальный русский художник Андрей Рублев. Сергий послал с князем двух монахов - богатырей телом и духом – Пересвета и Ослябю. 3.Куликовская битва Учитель: Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.

Вопрос: Почему Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Руси? (Чтобы предупредить грозящее Руси нашествие, разорение) Вопрос: А чем объяснить быстроту действий Дмитрия Ивановича, ускоренность продвижения его войск? (Стремился не допустить соединения ордынских войск с рязанскими и литовскими войсками) Слайд: 6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? А вы какое решение приняли бы? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Сейчас послушайте отрывок из стихотворения Николая Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном» (выступление ученика). …Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделен. Вот сейчас - не в дальней дали где – то – Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темур – Мирзой. До земли поникли травы луга, И до неба поднялись дубы: Всадники несутся друг на друга, Встретились, - и – кони на дыбы! Копья, устремив ожесточенно, Оба пали под ноги коней… И тогда сошлись полки у Дона – Кто из них отважней и сильней? Черной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной. Други! Мы живем под небом божьим, А в бою сражаться нам самим. Братья! Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим! Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь. Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в землю эту лечь!…»

Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон. Быстрота принятия решений, действий. Ход сражения. Схема. Слайды. Учитель: Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. Что позволило князю Дмитрию Ивановичу Донскому одержать победу над монголо-татарами? Слайд. (СТР190 – 192) 4.Нашествие Тохтамыша . Учитель: «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». 8 дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. Вопрос. Подумайте, в чем значение Куликовской битвы? Слайд. Русский народ поверил в свои силы. Возрос авторитет Москвы. Ускорился процесс объединения русских земель. Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества. Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими. Мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских. Рефлексия: составьте синквейн.

Понятие Два прилагательных Три глагола Заключительная фраза Вывод.

Князь Дмитрий. Дальновидный, решительный. Укреплял Москву, собирал войско, сражался с Мамаем. Победил в Куликовской битве. Герой.

Д/З Слайд.пар.18, кон.карта. Составить кроссворд по теме (10-15 слов).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Конспект урока истории на тему "Куликовская битва"

Автор: Дейнега Светлана Федоровна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva_1"
    ["file_id"] => string(6) "616626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667466881"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по истории "Возвышение Москвы" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozvyshieniie-moskvy"
    ["file_id"] => string(6) "139277"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417693663"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства