kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва" составлен по УМК Школа России. Этот урок направлен на привитие интереса детей к истории нашей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: « Куликовская битва»

Цель урока:

Ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.

Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости).

Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Формируемые УУД:

познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Часть 2.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Часть 2.

Краткое описание:

На уроке учащиеся знакомятся с предпосылками Куликовской битвы, получают представление о ходе битвы, самостоятельно подводят итоги Куликовской битвы под предводительством Дмитрия Донского.















Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Вступительное слово учителя.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

Блиц опрос.

1.В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники? (13в.)

2.Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)

3.Как стала называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)

4.Какой город держал осаду ордынцев 7 недель? (Козельск)

5. Как ордынцы прозвали этот город? (Злой город)

6.Что такое дань? (Дань- это плата, взималась победителем с побежденных)

7.Почему Русь покорилась монголо-татарам? (Не было мира и согласия между русскими князьями)

8.Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? (Московское)

9.Кто правил в Москве? (Иван Данилович Калита)

10.Чем известен в истории Иван Калита и за что его прозвали Калитой? (Начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита).

2. Индивидуальное задание на карточке



Карточка 1

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

Карточка 2

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

3. Тест

1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский

б) Долгорукий

в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев

б) Москва

в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

2.Работа в парах. Соотнеси даты, события и людей

Даты

События

Люди

988 г.

Крещение Руси

князь Владимир

1237г.

Нашествие монголо-татар на Русь

хан Батый

15 июля 1240г.  

Невская битва      

князь Александр Невский     

5 апреля 1242г.  

Ледовое побоище    

князь Александр Невский    

1380г.            

?

?



Даты

События

Люди


Крещение Руси

князь Владимир

1237г.

Нашествие монголо-татар на Русь


15 июля 1240г.  


князь Александр Невский     


Ледовое побоище    

князь Александр Невский    

1380г.            

?

?



Проверка фронтальная

III .Постановка проблемы урока.

- Ребята, а какая строка осталось незаполненной?

-С каким событием можно соотнести эту дату?

- Много раз враг приходил на нашу землю. Перед вами названия некоторых битв: Невская битва, Ледовое побоище, Битва на реке Калка, Куликовская битва.

-Многие из этих битв мы с вами уже прошли. А какая из этих битв вам еще неизвестна. (Куликовская битва)

Это Куликовская битва.

-Кто догадался, о какой битве мы будем говорить?

-Какова же тема нашего урока?

Тема нашего урока «Куликовская битва».

На уроке мы познакомимся с историей Куликовской битвы и ее значением для Руси.

Целеполагание.

-Если речь пойдет о битве, то что, мы должны о ней выяснить: 

-Почему произошла битва?

-Каким образом шла подготовка к битве?

-Где произошла битва?

-Как проходила битва?

-Какое значение имела Куликовская битва?

IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

У вас на столах лежат таблицы с этими вопросами. Каждому из вас предстоит ответить на эти вопросы. Где можно найти ответы на эти вопросы?

1.Ответ на первый вопрос Почему произошла битва? вы найдёте в учебнике на стр. 47 прочитав 1,2 абзацы.

Что узнали из прочитанного? (ответы учащихся)

V. Изучение новой темы.

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Почему произошла битва? (Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде. Хан Мамай решил наказать Русь)

2. Второй вопрос Каким образом шла подготовка к битве?

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также крестьяне и горожане разных княжеств. Главные дружинники явились во всеоружии.

Сергий Радонежский.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. По преданию основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил князя на битву с врагом.

Сергий Радонежский предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

(показ отрывка из мультфильма)

Как шла подготовка к битве? (Дмитрий Иванович собрал войско и получил благословление Сергия Радонежского).

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

VI.Физкультминутка.

Сейчас, давайте отдохнем, проведем физминутку.

Аты-баты,

Шли солдаты!

Для разминки из-за парт

Поднимаемся на старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Аты-баты,

Стой на месте!

И присаживаемся вместе!

VII. Продолжение работы по теме урока.

3.Ответ на вопрос Где она была? найдем в учебнике на стр. 49 и прочитаем 2,3 абзац. (На Куликовом поле между рекой Доном и его притоком Непрядвой)

- Давайте обратимся к карте стр.48 и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. 

Найдите в условных обозначениях знак, которым обозначена Куликовская битва. (Скрещенные мечи) Найдите этот знак на карте.

Каким условным знаком обозначен на карте поход Мамая на Москву? (Коричневая стрелка)

Найдите этот знак на карте. Из какого ханства двинулся Мамай на Москву? (Из Астраханского ханства)

Какие реки перешли войска монголо-татар?(Волга и Дон)

Каким условным знаком обозначен на карте поход русских войск? (Красная стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого города двинулась русская рать? (Из Москвы)

- Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?

(Мнения детей.)

  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.

Вопрос Как происходила битва? 

Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. (Мнения детей)

- Наверное, он был скромным человеком, и себя не выделял. Летопись гласит, так он сказал, своему войску: «Где вы там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество!» Слово мое, будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди».

Поединок

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок, найдите в толковом словаре объяснение этого слова. (Работа со словарём)

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. Видеофрагмент мультфильма

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой теснили русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

(просмотр Видео фрагмента)

Как происходил ход битвы? (Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Ордынцы теснили русских ратников. Но засадный полк сломил неприятеля.)

- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.



С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Какое значение имела победа русских воинов?  Внимательно прочитайте текст.

Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. От Москвы народ стал ожидать защиты от всех сильных врагов.

Несмотря на поражение ордынцев на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражения.

Какое значение имела победа русских воинов? (Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Был уменьшен размер дани Золотой Орде)

Но лишь сто лет спустя после Мамаевы побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

- В честь погибших воинов благодарными потомками в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник.

-Был также построен храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

-На месте Куликовской битвы воздвигнут памятник и ее главному герою – князю Дмитрию Донскому.

- В честь Куликовской битвы написано не мало произведений, книг. Некоторые из них у нас представлены на выставке.

VII. Первичное закрепление нового материала

-А теперь, используя знания, которые добыли на уроке вы без труда справитесь с заданием из раб. тет. на стр. 26

VIII. Подведение итогов урока

2. Фронтальная беседа по вопросам.

Почему произошла битва?

Каким образом шла подготовка к битве?

Где произошла битва?

Как проходила битва?

Какое значение имела Куликовская битва?

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу.

IX. Рефлексия.

Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о уроке.

  • Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.

  • Если у вас остались какие-то вопросы, то синий.

  • Если вам многое осталось непонятным, поднимите желтый шлем.

Выставление отметок за урок.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание

Учебник стр. 47-50, устно подготовить ответы на вопросы учебника. Выполнить творческое задание, нарисовать любой момент Куликовской битвы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "576749"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616672946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Куликовская битва"."
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_kulikovskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "646467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709038645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства