Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.."
Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.."
Конспект урока истории
Предмет: история
Класс: 6
Тема урока: « Героям Куликовской битвы посвящается…»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для формирования информационных, коммуникативных, социальных компетентностей при изучении темы «Героям Куликовской битвы посвящается» с помощью интерактивных методов обучения.
Задачи урока:
образовательные: - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига; показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; показать значение Куликовской битвы как одного из важных событий в истории нашей Родины.
развивающие: - продолжить формирование умений самостоятельной работы с историческим источником.
воспитательные: - формирование умений оценивать моральные качества исторического персонажа как человека и как государственного деятеля, воспитания чувства патриотизма и гражданственности.
Методы обучения; ИКТ, мозговой штурм, кластер, инсерт, метод «толстых» и «тонких» вопросов, синквейн; объяснительно – иллюстративные.
Формы организации учебного процесса: групповая форма
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
знать даты;
уметь работать с исторической картой;
уметь прослеживать причинно-следственные связи;
уметь анализировать исторический материал и делать выводы.
метапредметные
владение умениями работать с учебной информацией;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (таблицы);
готовность к сотрудничеству с соучениками в коллективной работе;
личностные
давать оценку роли Донского, Радонежского и другим участникам Куликовской битвы;
осознать необходимость защиты Отечества на примере героизма русских воинов;
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЭОР, образовательные интернет - ресурсы, необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер);
Методическое назначение средств ИКТ:
усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повысить оперативность контроля результатов обучения;
Организационная структура урока
1 этап Вхождение в тему и создание условий для осознанной деятельности на уроке. Актуализация знаний.
Звучит фрагмент песни Ж.Бичевской «Куликово поле».
Как вы думаете, какому событию в нашей истории посвящена эта песня?
Сегодня мы продолжаем изучать важную тему в курсе истории России. Тема - организация борьбы с монголо-татарами. Мы продолжим говорить о вкладе московских князей в освобождение от золотоордынского ига. Как вы поняли речь пойдёт о Дмитрии Ивановиче и героической Куликовской битве ( появляется на слайде презентации картина А.П. Бубнова “Утро на Куликовом поле и историческая карта.
Вы сегодня должны самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве, не забыв при этом об участниках.
На стадии вызова учащиеся, разбитые на 2 группы должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве (1 группа) и Дмитрии Донском(2 группа)
Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске.
Теперь учащиеся на основе имеющихся знаний пробуют заполнить “гроздья” кластера. После обсуждения записей на доске становится ясно, что имеющихся знаний недостаточно.
2 этап Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения нового материала.
Учащиеся получают раздаточный текст и работают с ним методом инсерт.
Работа по схеме инсерт:
– во время чтения учащиеся делают на полях отметки;
– отметки делаются следующие:
+ знаю
– не знаю
? хочу узнать
Ребята работают в двух группах. Каждая группа работает со своим источником. Группа №1-«Задонщина». Группа №2 – «Сказание о Мамаевом побоище»
На слайде презентации написаны вопросы для сравнения.
1.Опишите поведение князя Дмитрия Донского перед битвой и во время битвы;
2.Какие исторические персонажи и события упомянуты в тексте?
3. Почему русское войско переправилось через реку Дон?
4.О каком из героев Куликовской битвы автор рассуждает наиболее подробно?
5.Как изображён Пересвет?
6.Итоги битвы.
7.Значение победы русского войска.
Прежде, чем ответить на вопросы, давайте восстановим ход Куликовской битвы ( просмотр ресурса – Борьба против ордынского ига. Куликовская битва )
3 этап Рефлексия (подведение итогов занятия)
А) Технология «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстые» вопросы (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
Б) Работаем с ресурсом - герои Куликовской битвы
В) Составьте синквейн «Куликовская битва» и «Дмитрий Донской» - можно по группам
4 этап Подведение итогов, домашнее задание
Оценивание деятельности обучающихся на уроке. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков. Учащиеся привлекаются к процессу оценивания одноклассников.
Домашнее задание: п. 18. Подготовить сравнительную таблицу.
Линия сравнения
«Задонщина»
«Сказание о Мамаевом побоище»
Роль Дмитрия Участники Роль церкви Судьба Мамая Причины победы Итоги и значение
Какие ресурсы необходимы:
История России с древнейших времён до конца 16 века. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина М., Просвещение, 2012 г.
Сборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Художественная литература, 1989.
Сказания и повести о Куликовской битве / Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева (подготовка текста), в серии «Литературные памятники». Л.: Наука, 1982.
Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." »
Конспект урока истории
Предмет: история
Класс: 6
Тема урока: « Героям Куликовской битвы посвящается…»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для формирования информационных, коммуникативных, социальных компетентностей при изучении темы «Героям Куликовской битвы посвящается» с помощью интерактивных методов обучения.
Задачи урока:
образовательные: - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига; показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; показать значение Куликовской битвы как одного из важных событий в истории нашей Родины.
развивающие: - продолжить формирование умений самостоятельной работы с историческим источником.
воспитательные: - формирование умений оценивать моральные качества исторического персонажа как человека и как государственного деятеля, воспитания чувства патриотизма и гражданственности.
Методы обучения; ИКТ, мозговой штурм, кластер, инсерт, метод «толстых» и «тонких» вопросов, синквейн; объяснительно – иллюстративные.
Формы организации учебного процесса: групповая форма
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
знать даты;
уметь работать с исторической картой;
уметь прослеживать причинно-следственные связи;
уметь анализировать исторический материал и делать выводы.
метапредметные
владение умениями работать с учебной информацией;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (таблицы);
готовность к сотрудничеству с соучениками в коллективной работе;
личностные
давать оценку роли Донского, Радонежского и другим участникам Куликовской битвы;
осознать необходимость защиты Отечества на примере героизма русских воинов;
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЭОР, образовательные интернет - ресурсы, необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер);
Методическое назначение средств ИКТ:
усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повысить оперативность контроля результатов обучения;
Организационная структура урока
1 этап Вхождение в тему и создание условий для осознанной деятельности на уроке. Актуализация знаний.
Звучит фрагмент песни Ж.Бичевской «Куликово поле».
Как вы думаете, какому событию в нашей истории посвящена эта песня?
Сегодня мы продолжаем изучать важную тему в курсе истории России. Тема - организация борьбы с монголо-татарами. Мы продолжим говорить о вкладе московских князей в освобождение от золотоордынского ига. Как вы поняли речь пойдёт о Дмитрии Ивановиче и героической Куликовской битве ( появляется на слайде презентации картина А.П. Бубнова “Утро на Куликовом поле и историческая карта.
Вы сегодня должны самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве, не забыв при этом об участниках.
На стадии вызова учащиеся, разбитые на 2 группы должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве (1 группа) и Дмитрии Донском(2 группа)
Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске.
Теперь учащиеся на основе имеющихся знаний пробуют заполнить “гроздья” кластера. После обсуждения записей на доске становится ясно, что имеющихся знаний недостаточно.
2 этап Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения нового материала.
Учащиеся получают раздаточный текст и работают с ним методом инсерт.
Работа по схеме инсерт:
– во время чтения учащиеся делают на полях отметки;
– отметки делаются следующие:
+ знаю
– не знаю
? хочу узнать
Ребята работают в двух группах. Каждая группа работает со своим источником. Группа №1-«Задонщина». Группа №2 – «Сказание о Мамаевом побоище»
На слайде презентации написаны вопросы для сравнения.
1.Опишите поведение князя Дмитрия Донского перед битвой и во время битвы;
2.Какие исторические персонажи и события упомянуты в тексте?
3. Почему русское войско переправилось через реку Дон?
4.О каком из героев Куликовской битвы автор рассуждает наиболее подробно?
5.Как изображён Пересвет?
6.Итоги битвы.
7.Значение победы русского войска.
Прежде, чем ответить на вопросы, давайте восстановим ход Куликовской битвы ( просмотр ресурса – Борьба против ордынского ига. Куликовская битва )
3 этап Рефлексия (подведение итогов занятия)
А) Технология «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстые» вопросы (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
Б) Работаем с ресурсом - - герои Куликовской битвы
В) Составьте синквейн «Куликовская битва» и «Дмитрий Донской» - можно по группам
4 этап Подведение итогов, домашнее задание
Оценивание деятельности обучающихся на уроке. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков. Учащиеся привлекаются к процессу оценивания одноклассников.
Домашнее задание: п. 18.Подготовить сравнительную таблицу.
Линия сравнения
«Задонщина»
«Сказание о Мамаевом побоище»
Роль Дмитрия
Участники
Роль церкви
Судьба Мамая
Причины победы
Итоги и значение
Какие ресурсы необходимы:
История России с древнейших времён до конца 16 века. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина М., Просвещение, 2012 г.
Сборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Художественная литература, 1989.
Сказания и повести о Куликовской битве / Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева (подготовка текста), в серии «Литературные памятники». Л.: Наука, 1982.
Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».