kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории 6 класс "Восточные славяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории 6 класс разработан с требованиями ФГОС, содержит системно-деятельностный подход

Тип урока: урок формирования  новых знаний.

Основная цель урока: сформировать у учащихся представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с происхождением, занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.

2.Продолжить формирования умений работы с исторической картой, текстом учебника, историческими документами.

3.Формировать у учащихся умения работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, учитывая индивидуальные особенности каждого.

4.Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки.

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 6 класс "Восточные славяне" »


Конспект урока истории в 6 классе по теме «Восточные славяне».


Тип урока: урок формирования новых знаний.


Основная цель урока: сформировать у учащихся представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с происхождением, занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.

2.Продолжить формирования умений работы с исторической картой, текстом учебника, историческими документами.

3.Формировать у учащихся умения работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, учитывая индивидуальные особенности каждого.

4.Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки.


Оборудование:

1.УМК авт.: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

2.Атлас «История России 6 класс».

3.Карта «Славяне и их соседи V-X в.».

4.Исторические документы.

5.Ноутбуки с презентациями.

6.Мультимедиапроектор, экран.

7.Тестовые задания.

8.Информационный материал.

9.Оценочные листы.

10.Фильм «Русь изначальная» (фрагмент).


Формы работы:

-групповая,

-фронтальная,

-индивидуальная.


Методы:

- частично-поисковый,

- иллюстративный,

- проблемно-методического обучения,

- тематическая дискуссия,

- анализ конкретных ситуаций,

- игровой;

- интерактивные (учебно - методическое сопровождение, ИКТ, психологическое сопровождение)


Ход урока.


Этапы

занятия

Задачи

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи.

Формы и методы контроля.

Организация начала занятия.

Включить учащихся в деловой ритм.

1.Приветствие.

2.Фиксация отсутствующих.

3.Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

(Я сегодня приготовил для вас много интересного материала и очень хочется его вам показать полностью, вы готовы мне помочь в этом? Тогда я хочу пожелать нам успехов и начать урок)

1.Ответное приветствие.

2.Называют отсутствующих.

3.Выражают согласие помочь.


Кратковременность этапа (2 мин), полная готовность класса к работе


Актуализация знаний.

Выявить знания по предыдущей теме, выстроить связь с новым материалом, сформулировать тему урока, цели, ознакомить учащихся со структурно - логической схемой урока, обеспечить мотивацию учения, принятие учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

1.Давайте вспомним основные вопросы предыдущей темы. Сделать это я предлагаю с помощью этой «ромашки», на лепестках написаны номера вопросов, которые появятся на экране, если кто- то затрудняется с ответом, то другие могут помочь ему.

( слайды презентации)

2.Вы правы, на сегодняшнем уроке мы, действительно будем говорить о восточных славянах в древности. Запишите тему урока.

3.Как вы думаете, что нам предстоит узнать о древних восточных славянах?

4.Для того, чтобы вам интереснее было сегодня на уроке, я предлагаю вам перенестись в древние времена с помощью фрагменте фильма «Русь изначальная», обратите внимание при просмотре на жилища, одежду, оружие славян.

5.У вас на столах лежат Информационные листы (Приложение 1), ознакомьтесь с основной целью занятия. Продуктивно поработать на уроке также вам поможет Оценочный лист (Приложение 2), на котором указаны виды работы и критерии оценок, оценки за первый вид работы вы можете уже выставить.

6.Понятны ли вам цели урока?

7.Толерантно относиться к человеку - это значит принимать его таким, какой он есть.

Если цель нашего занятия всем понятна, давайте перейдем к основному этапу занятия.


1.Отрывают лепестки с вопросами, отвечают, затем сверяют ответы (на экране).

2.Последние 2 вопроса вызывают затруднение, учащиеся предполагают, что ответы на эти вопросы им предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке.



2.Учащиеся записывают тему урока.




3.Когда и где жили, чем занимались, во что верили, кто ими управлял,..

4.Смотрят фрагмент фильма.










5.Знакомятся с содержанием «Информационного листа» и «Оценочного листа». Выставляют баллы за первый вид работы.








6.Что такое толерантность?




Активная работа учащихся, верные ответы на вопросы, желание поддерживать диалог с учителем


Самоконтроль с помощью учителя.

Изучение новых знаний и способов деятельности.



















Обеспечить усвоение новых знаний учащимися,

продолжить формирование умений выделять главное, составлять схемы.





















1.Сегодня мы будем проводить исследование по новой теме, для этого я предлагаю вам объединиться в 5 групп по 3 человека

Предлагается 5 вопросов:

  1. Происхождение и расселение славянских племен.

  2. Занятия славян.

  3. Быт и нравы.

  4. Верование древних славян.

  5. Управление.

Каждая группа получит карточку с заданием, а также необходимый материал для работы (средства обучения –учебник, исторический документ, карта, презентация на ноутбуке). Алгоритм вашей работы есть в Информационном листе.Результат вашей работы - не только ответы на поставленные вопросы, но и схема, которую нужно составить из заранее приготовленных карточек. ( время работы-7 мин)

2.Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости.

1.Объединяются в группы, знакомятся с алгоритмом работы и предложенными материалами.

(Приложения 3-7,

презентации 2-6, карточки с элементами схемы)

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, овладение способами действий, толерантное и культурное общение в группах, распределение «ролей» в соответствии с индивидуальными особенностями.


Первичная проверка понимания изученного

Проверить

понимание учащимися основного содержания усваиваемых знаний, сущности новых понятий, корректировка знаний

1.Время, отведенное на работу в группах подошло к концу, давайте проверим, что у вас получилось. Вы серьезно и напряженно трудились, и вам предстоит еще представить результат своей работы, поэтому после рассмотрения каждого вопроса, я предлагаю сыграть в игру «Верю-не верю». Вам предлагается фраза из рассказа представителя восточных славян. Используя полученные знания, оцените ее достоверность словами «верю» или «не верю», внимательно выслушав выступления каждой группы, вы легко справитесь с этим заданием, ответы записывайте в тетрадь.

2.Выслушивает ответы групп, корректирует, проверяет схемы (все схемы остаются на доске)

3.Предлагаю проверить результаты задания «Верю - не верю» (ответы проецируются на экран).

4.Давайте подведем предварительные результаты, подсчитайте количество баллов, которое вы набрали за урок. Если их недостаточно, не расстраивайтесь, вам предстоит выполнить еще одно задание, за которое вы можете получить до 10 баллов.

1.Ответы групп.

2.Три ситуации игры «Верю-не верю» (записывают ответы в тетрадь)

(Приложение 8)

3.Обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения заданий.

4.Заполняют оценочный лист, считают количество набранных баллов.


Большинство

учащиеся демонстрируют правильность и осознанность основного содержания нового материала.

Первичный контроль.

Взаимопроверка

Корректировка полученных результатов.

Помочь слабоуспевающим учащимся.

1.Чтобы справится с последним видом работы я предлагаю работу в группе: учащиеся, которые набрали наибольшее количество баллов назначаются консультантами, они помогут с помощью схем, представленных на доске откорректировать знания остальных членов группы.

2.Консультирует, координирует действия.


1.Учащиеся возвращаются к вопросам, которые вызвали у них затруднение и с помощью консультантов и учителя рассматривают их.

Слабоуспевающие учащиеся задают вопросы консультантам и учителю, заполняя пробелы в знаниях, консультанты активно и правильно отвечают.


Контроль усвоения знаний по теме.

Проконтролировать усвоение знаний по теме «Восточные славяне»

1.Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

1.Отвечают на вопросы теста, сдают листочки с ответами учителю.

Учащиеся верно отвечают на 6 и более вопросов.


Итоговый контроль.

Осуществляется учителем.

Подведение итогов.

Мотивировать учащихся на дополнительное изучение материалов по теме.

1.Сегодняшняя тема, к сожалению, не может поместиться в рамки одного урока. Вы будете возвращаться к ней на уроках литературы, изучая поэму «Руслан и Людмила.»

читая строчки:

«…Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук:

Все смолкли. Слушают Баяна…»

, а также на уроках искусства, рассматривая картину Рериха «Заморские гости» или картину

М. В. Васнецова «Гусляры». (слайды презентации).

2.Скажите, пожалуйста, какие праздники не дают нам забыть о языческих обычаях и эти знания вы можете применить в повседневной жизни?

3.Если вас заинтересовала эта тема, то я предлагаю прочитать книги:

1.Дети Сварога. Древнейшие мифы восточных славян.

Авт. Буйнова Т.Ю.

2.Руны восточных славян.

Окончательные оценки вы сможете узнать после того, как я проверю тесты и сообщу вам о количестве набранных баллов. А еще одну оценку вы сможете получить за домашнее задание.






















Рождественские колядки, проводы русской зимы, масленица.








Учащиеся выражают желание прочитать указанные книги.

























Домашнее задание.

Организовать закрепление полученных знаний.

Я предлагаю вам 2 вида заданий.

1.Прочитать ξ1 и ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Перенестись на «машине времени» в эпоху древних славян и о своих впечатлениях написать рассказ «И я там был, мед ведал и славянам удивлялся»



Выбирают вид задания.

Большинство учащихся выбрали творческое задание.

Контроль осуществляется

учителем.

Рефлексия.

Развивать способности учащихся анализировать свои действия, поступки, знания.

Вопросы учителя:

- Вернитесь к основной цели сегодняшнего занятия и проанализируйте, все ли знания и умения у вас сформировались?

-Что не получилось? Почему? Как можно восполнить пробелы в знаниях?

-Как вы думаете, почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов?

-Довольны ли вы своими результатами?


Отвечают на вопросы.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества




Я говорю вам «спасибо» за работу на уроке и прежде чем расстаться, предлагаю запомнить и осмыслить слова:

Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины славянского язычества с его духами и богами.

(Слайд презентации)


Благодарят учителя за урок.















Приложение 2.


Оценочный лист.




«Ромашка»

2 балла за каждый верный ответ

Работа в группах

«Верю - не верю»

1 балл за каждый верный ответ

Итоговый тест

1 балл за каждый верный ответ

Выступление

3 балла

Схема

2 балла

1 балл










Оценка «5» - не менее 27 баллов

Оценка «4» - 20-26 баллов

Оценка «3» -15-19 баллов




Желаю успехов!





Приложение 1.


Информационный лист.


Тема урока: «Восточные славяне».


В результате изучения нового материала учащиеся должны

знать:

- происхождение и расселение славянских племен;

- занятия славян;

- быт и нравы восточных славян;

- верование древних славян;

- общественное устройство

уметь:

- находить ответы на заданные вопросы, используя тексты учебника, исторические документы, презентации;

- показывать на карте поселения древних славян;

- работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, не забывая про значимость толерантности и культуры общения;

- распределять роли в группах, используя индивидуальные особенности каждого.


Алгоритм работы в группе.


1.Выбор лидера группы.

2.Выбор «хранителя времени».

3.Работа с документами и с презентацией.

4.Работа с вопросами.

5.Совместное обсуждение.

6.Выбор выступающего и составляющего схему.



















Приложение № 3.

Карточка-инструкция первой группы для исследования вопроса

«Расселение и происхождение славянских племен».

«Повесть временных лет»


«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. Пот тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, серпы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи —лутичи, иные —мазовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

Вопросы и задания к документу

1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.

2. 0 каких группах славянских племен идет речь в документе?

З. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне не общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?

4. Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе?

Происхождение и расселение славян


Собрать схему

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ


БАЛТЫ


СЛАВЯНЕ


ЗАПАДНЫЕ


ВОСТОЧНЫЕ


ЮЖНЫЕ


Восточная Европа от о. Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги



Приложение №4.

Карточка-инструкция 2 группы для исследования вопроса

«Занятия восточных славян»


Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и ле­состепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из несколь­ких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заост­ренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставля­ла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчевывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.

Вопросы и задания к документу.

1. Прочитайте фрагмент учебного материала (п. №1 стр. 8-9), выберете наиболее важные сведения.

2. Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на доске):

- занятия населения?

- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?

- каких домашних животных разводили?

- какие две системы земледелия существовали у древних славян?


Составить схему из карточек:

Обработка земли

Охота

Земледелие

Скотоводство

Подсечно-огненная

Переложная


Лошади, коровы, овцы, козы, свиньи



Бортничество,

рыболовство

Пшеница, просо,

ячмень, гречиха













Примечание. Из данных карточек может быть составлена схема.

(Результат работы учащихся)

















Приложение №5.

Карточка-инструкция первой группы для исследования вопроса

«Быт и нравы».


Прокопий Кесарийский о славянах и антах.


«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и

озер, устраивают в своих жилищах много выходов

вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые

для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним

открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Вопросы и задания к документам.

1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?

2.Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

З.Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

Происхождение и расселение славян










Быт и нравы славян

Собрать схему

Внутри широкие деревянные скамьи, грубо сбитые столы


Жили в небольших землянках


Пол на 1-1,5 м ниже уровня земли


Внутри глиняная или каменная печь, топившаяся по –черному, т.е. без дымохода


Двух-или трехскатная крыша ,обмазанная глинной


Деревянные стены


Добродушны и гостеприимны


Главные черты славян


Почтительно относились к родителям


Были храбрыми воинами


Они бились до последней капли крови


Трусость считалась у них наибольшим позором













Приложение №6.

Карточка-инструкция первой группы для исследования вопроса

«Верование древних славян».


Карамзин Н.М. История государства Российского.

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянным, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах,

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег.

... Доныне простые люди говорят у нас, о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»

Вопросы и задания к документу

1. С какими богами славянского пантеона вы познакомились?

2. Подумайте, в чем состоит отличительная особенность славянского язычества?

3. Какие еще языческие славянские праздники прочно вошли в нашу жизнь?


Прокопий Кессарийский.

«Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на воине попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания»

Вопросы и задания к документу.

1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?

2. С какими еще языческими культами вы знакомы?

З. Постарайтесь выделить особенности языческих верований?


Верования древних славян

Собрать схему

Сварог (бог неба и огня)


Человек стал связывать явления природы с некими невидимыми всемогущими силами


Вера славян в существование злых и добрых духов(домовых, русалок, леших, водяных и др.)


Перун (бог грома и молнии)


Зарождение веры в природных духов и богов(язычество)


Ношение разнообразных амулетов, жертвоприношения духам, магические заклинания


Даждьбог (бог солнца)


Складывание пантеона языческих богов у восточных славян


Выделение прослойки языческих жрецов(волхвов)


Стрибог(бог ветра)


Макошь (богиня земли, покровительница женщин)


Создание капищ ,где устанавливались идолы богов

Род( бог плодородия и семейного очага)

Ритуальные празднества и жертвоприношения






Приложение №7

Карточка-инструкция 4 группы для исследования вопроса

«Управление древних славян».



Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родст­ва. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родо­вые связи стали распадаться. Кровнородственную об­щину сменила соседская (территориальная) община — вервь.

Члены верви совместно владели сенокосами и лес­ными угодьями, а пашенные земли были поделены меж­ду отдельными семейными хозяйствами. Перестала дей­ствовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева ок­руги. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тыся­чи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.

Таким образом, в V—VIII веках огромные просто­ры Восточно-Европейской равнины заселили восточ­нославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, от­личались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.

Вопросы и задания к документу

1. Как первоначально жили восточные славяне и кто состоял во главе их?

2. Какая община пришла на смену родовой? В чем их отличия?

3. Как управлялось племя?

4. Для каких целей создавалось народное ополчение? Кто входил в его состав?











Управление

Собрать схему


Во главе стоит родовой старейшина


Объединение славян на основе кровного родства


По мере расселения славян на большие пространствах , кровнородственную общину сменила соседская община-вервь


Старейшину для ведения общих дел


На общий совет верви-вече сходились все домохозяева округи


Народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи)


Союзы племен

Отдельные общины


Племена














Приложение №8


Ситуации

    1. Я славянин из племени полочане, мои предки переселились из Средней Азии (не верю)

    2. Я из племени полян и мое племя проживает на берегах озера Ильмень.(не верю)

    3. Мы из племени дреговичей и название нашего племени от слова дрягва «болото» где часто видели водяных и леших. (не верю)

    1. Я из племени древлян вокруг нас одни степи поэтому я и мои соплеменники занимаемся кочевым скотоводством. (не верю)

    2. Так как мы занимаемся скотоводством то главная пища у нас-славян это молоко и мясо. (не верю)

    3. Я продал меду, шкурки куниц, а на вырученные деньги купил жене ювелирное украшение с бриллиантами. (не верю )

3.1 На невольничьем рынке видел славянина, торговец сказал, что спрос на славян очень плохой так как они низкого роста, слабо развиты физически и совершено не выносимы. (не верю)

3.2 Мы (славяне) предварительно сговариваемся с невестами и их потом крадем.(верю)

3.3 Я воин и очень храбр в бою могу долго находиться под водой дыша через выдолбленный тростник. (верю)

4.1 У нас славян один бог- Иисус Христос.(не верю).

4.2 Вы знаете у нас в доме живет домовой, по поверью он охраняет нас от бед.(верю)

4.3 Вчера с братом были на строительстве храма для нашего бога Иисуса Христова. (не верю)

5.1 У нас в племени нет старшего ни кто нами не управляет, мы делаем то, что хотим. (не верю)

5.2 Был на общем совете мы там выбирали премьер министра. (не верю)

5.3 Войско наше состоит из хорошо обученных и хорошо вооруженных (огнестрельным оружием) солдат. (не верю)












Приложение №9 Проверочный тест.


Верно ли, что… (дайте краткий ответ «Да» или «Нет».)


  1. Славяне разделись на три ветви – восточную, западную, южную.

  2. Из восточнославянских племенных союзов наиболее многочисленными были – древляне.

  3. Основным занятие восточных славян было скотоводство.

  1. Система земледелия, при котором истощенная земля, не обрабатываемая до восстановления её плодородия, называется переложной.

  2. Землю обрабатывали бороной.

  3. Славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху.

  4. Славяне разводили гусей, кроликов, страусов.

  5. Жили славяне в двухэтажных хоромах.

  6. Восточные славяне были язычниками

  7. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока истории 6 класс "Восточные славяне"

Автор: Алгазина Людмила Никифоровна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока истории "Верования восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-istorii-vierovaniia-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "119439"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413430309"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока истории в 7 классе: «Быт и основные занятия восточных славян»"
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_istorii_v_7_klasse_byt_i_osnovnye_zaniatiia_vostochnykh_slavian"
    ["file_id"] => string(6) "540048"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581947421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по истории тема "Восточные славяне" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-istorii-tiema-vostochnyie-slavianie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105028"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402801241"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства