Конспект урока по истории тема "Восточные славяне" (6 класс)
Конспект урока по истории тема "Восточные славяне" (6 класс)
Конспект урока по истории России 6 класс по теме "Восточные славяне"......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории тема "Восточные славяне" (6 класс) »
Тема: «Восточные славяне».
Класс: 6.
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
Формировать общее представление о занятиях и быте древних славян.
Формировать умение работать с картой;
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Оборудование:
учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Москва, «Просвещение», 2012 год;
карта «Киевская Русь» в IX-XI веках;
видео сопровождение.
План урока
Происхождение и расселение восточных славян.
Занятия славян.
Быт и нравы.
I.Орг. момент
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Итогом его станет составление кроссворда по новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам вместе со мной разгадать кроссворд. Некоторые термины вам уже известны.
С
к
а
з
к
а
Л
е
т
о
п
и
с
ь
к
А
р
т
и
н
а
л
и
н
г
В
и
с
т
а
р
х
е
о
л
о
г
и
Я
с
о
в
р
е
м
е
Н
н
и
к
и
п
р
Е
д
к
и
Вопросы к кроссворду:
1.Произведение, создаваемое народом (сказка)
2.Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам (летопись)
6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)
7. Люди, которые жили перед нами (предки).
III. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня мы будем говорить с вами о восточных славянах. Узнаем, где расселились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.
Учитель: В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся о т Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная.
Наши предки – восточные славяне заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показ на карте)
Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е. люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы.
Учитель: В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник и материал учебника на стр.8 заполните таблицу «Происхождение названий племен».
Название славянских племен
Происхождение
Поляне
Жили в поле
Дреговичи
Дрягва - болото
Полочане
р.Полота
Древляне
Дерево, в лесах
Ответы учащихся.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 8.
Задание: Мальчики мне ответят, чем могли заниматься мужчины в этой местности, а девочки - какую работу выполняли женщины (Ответы учащихся).
Учитель: запишите в тетрадь одно из занятий (Например: охота – занятие восточных славян)
Ребята, напишите в словарь слово - бортничество. Это одно из занятий славян - собирание меда.
Главным же занятием восточных славян было земледелие.
Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.
Ученики записывают в банк данных: сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь.
Учитель: Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение. (Ответы учащихся)
Учитель:Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами.
Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте (запись в тетрадь быт – повседневная жизнь) известно немного.
А теперь разделимся на 4 группы по 5 человек. Каждая группа получит свое задание. По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам) изучить предложенную тему и приготовиться коротко, изложить ее.
Задания для групп.
1-я группа - «Внешний вид, черты характера наших предков».
2-я группа - «Поселок древних славян»
V. Физминутка
Учитель: Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой. И, конечно, согревало славян их жилище.
3-я группа - «Жилище восточных славян»
4-я группа - «Одежда восточных славян»
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели жизнь и быт восточных славян. Дома вы доработаете основные положения этого народа. И все знания вы перенесете в свой кроссворд.