kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 7 классе: «Быт и основные занятия восточных славян»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представление  обучающихся  о быте и  основных занятиях восточных славянах.

Задачи урока:

  1. Образовательная: знакомить с основными занятиями и условиями быта восточных славян.
  2. Коррекционно-развивающая: закреплять и корригировать умение строить точные ответы на вопросы, развивать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к урокам истории, желание узнавать новые факты из жизни наших предков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 классе: «Быт и основные занятия восточных славян»»

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо»








Методическая разработка

урока истории для обучающихся 7 класса

Тема:

«Быт и основные занятия восточных славян»

Разработала: учитель

Кузакова Людмила Николаевна

Тема: «Быт и основные занятия восточных славян»



Цель: формировать представление обучающихся о быте и основных занятиях восточных славянах.

Задачи урока:

  1. Образовательная: знакомить с основными занятиями и условиями быта восточных славян.

  2. Коррекционно-развивающая: закреплять и корригировать умение строить точные ответы на вопросы, развивать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к урокам истории, желание узнавать новые факты из жизни наших предков.

Оборудование и материалы:

- «История России»: учебник для 7 класса специальных (коррекционных_ образовательных учреждений VIII вида (Б.П. Пузанов и др.)

-компьютер;

-проекционная система;

- видео материалы «Занятия восточных славян»;

-дополнительные материалы И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой.

-пакет с рабочим материалом для работы в группах.

-карта «Расселение древних славян.


Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день, мои дорогие соотечественники! А почему я вас назвала именно так? А как называется наше Отечество? Какие люди населяли его? Чем они занимались?

И вот на это вопрос мы сможем ответить, если отправимся сегодня в путешествие к нашим предкам:

Волнует нас вопрос извечный
Откуда мы? зачем пришли?

Чем занимались наши предки
Ведь корни были от земли?

Давайте вспомним, на предыдущем роке мы с вами говорили о том, что наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем. Что мы можете сказали о выделенных в тексте словах? ( Это однокоренные слова, у них общий корень слав.)

И поэтому наши предки назывались как? (Славяне)

Итак, наше путешествие начинается. Подойдем к карте. Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока, Волга, Дон. Объясните, почему славяне селились именно по берегам рек?

1.Тогда вся Русская земля, кроме южной и северной частей, была покрыта лесами. Такие леса были, что и дороги в них не прокладывались, а больше по рекам да по речкам ездили. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи».

2. Источники пресной воды.

II Мотивационно-целевой этап.

А как же они выживали?

И прежде, чем продолжить наше путешествие мы должны поставить перед собой цель? Для чего мы отправляемся в путь? Что мы хотим узнать? Необходимо сформулировать тему нашего урока-путешествия и конечную цель. Но прежде:

На нашем стенде «Мое настроение» мы отметим свое эмоциональное состояние (как перед на каждом нашем уроке».- каждый ставит смайлик с соответствующим выражением - либо грустно человеку, либо у него хорошее настроение.

Обобщая ответы, выведена тема:

Тема: «Жизнь и труд восточных славян»

Цель: «Познакомиться с основными занятиями восточных славян и их бытом».

III.Введение в новый материал.

А теперь разделимся на две команды и оправляемся дальше. Но внимание команда с синими эмблемами идет по синим стрелочкам, команда с красными эмблемами идет по красным стрелочкам.

I команда подходит к изображению мазанки, находит карточку с информацией «Мазанка», читают, готовят одного выступающего.

II команда подходит к изображению «Землянка», читают информацию, готовят выступающего, который представит всем данную информацию.

Учитель: А откуда же появилось слово «изба»? Внимание на экран.

Слайд №1 (Изображение избы и информация об ее возникновении).

-Из чего славяне строили дома? (Из бревен). Рассмотрите внимательно на это жилище. Какие особенности вы заметили?

Рассказ учителя: Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами -это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Для вас приготовлены карточки. Вы должны ответить на вопросы, быстро поднять руки, если все готово. При необходимости команды дополняют ответы друг друга.

Карточки

Дом восточных славян был сложен из…


Он назывался…


Изба освещалась…


Дым выходил через…


Пол в доме был….


Рядом с избой находились хозяйственные постройки…


Рассматриваем дальше избу. Что стоит около печки? В центре стоят жернова -два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи.  Откуда у славян зерно?

Учитель: А теперь прибываем на загадочный пункт назначения под знаком «?». Здесь мы можем узнать, как вели свое хозяйство славяне? Чем занимались?

Фрагмент видеофильма «Основные занятия восточных славян»

В исторических описаниях говорится о том, что у восточных славян было много скота и «плодов земных», особенно проса и пшеницы. Это означает, что большая часть славянских племён занималась скотоводством и земледелием. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. Слово соха происходит от названия отСОХшего сброшенного рога лося, который используется землепашцами для обработки почвы, поскольку прекрасно подходит для этой работы по форме, размерам и твердости. После этого поле рыхлили мотыгой. Мотыга – ручное земледельческое орудие для рыхления, копки – металлический или каменный наконечник, насаженный под углом на длинную рукоятку. Смешивали золу с землей, а затем засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, бобы, горох и огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук.

Славяне селились по берегам рек, поэтому одним из занятий занятием было рыболовство. В реках и озерах было много рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами

Лес тоже был надежным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Собирали щавель, дикую капусту, дикий лук. Складывали все собранное в корзины, лукошки, котомки и берестяные короба. Ягоды и грибы тоже были источником пищи и лакомства.

Жизнь в лесах определила еще одно занятие славян - охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником.

В лесах обитало много диких пчел, и славяне занимались сбором меда. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (происходит от слова борть – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). Чтобы собрать душистый мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомиться медом. Мед хранили в липовых кадушках.

Не всегда славяне возвращались домой с добычей. «Не посчастливится на промыслах, так хоть с голоду умирай. И действительно бывало так, что звероловы умирали от недостатка пищи. Когда народ делается посметливее, то выискивает себе промыслы повыгоднее: либо заводят стада домашних животных – лошадей, коров, овец, коз, домашнюю птицу, либо займутся хлебопашеством.

Задание командам:

1.Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.

2.Закрасьте рамочку, в которой указано основное занятие славян:

Бортничество

собирали травы, ягоды, грибы

Рыболовство

обрабатывали землю, собирали урожай

Охота

разводили домашних животных

Скотоводство

ловили рыбу

Земледелие

добывали диких животных

собирательство

собирали мед диких пчел

Вывод: Люди всегда трудились, чтобы выжить.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заканчивая наше путешествие во времени, хочется уточнить:

-Какая тема урока была?

– Какую мы поставили цель путешествия?

- Что в результате?

- А сейчас, поднимите руку – кто узнал что-то новое для себя?

Что именно?

Теперь поднимите руку – кому было интересно?

А теперь скажите, а зачем нам все это?


Учитель:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко ушел вперед.

А преданье старины

Забывать мы не должны



Учитель: Подойдем все к нашему экрану «Мое настроение». Посмотрите на свои смайлики. Определите свое на строение по окончанию нашего урока. Молодцы! Я рада, что наше путешествие вам понравилось, и вы почерпнули для себя много нового.

А я еще хочу отметить, что вы прекрасно взаимодействовали в командах, доброжелательно и прислушиваясь к мнению товарищей.

V. Домашнее задание:

I, II группы – составить кроссворд по теме нашего урока (не менее 10 слов).

III группа – карточки «Напиши название орудия труда и назначение каждого».

«Напиши название орудия труда и назначение каждого»













Всего доброго, мои дорогие, путешественники!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока истории в 7 классе: «Быт и основные занятия восточных славян»

Автор: Кузакова Людмила Николаевна

Дата: 17.02.2020

Номер свидетельства: 540048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока истории 6 класс "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-istorii-6-klass-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "175435"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424270847"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект внеклассного мероприятия "История создания книги""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaistoriiasozdaniiaknighi"
    ["file_id"] => string(6) "309209"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458752709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства