Конспект урока истории "Верования восточных славян"
Конспект урока истории "Верования восточных славян"
Данная работа предназначена для учителей истории в коррекционных школах VIII вида, урок по истории России в 7 классе. Урок проходит в форме беседы с элементами коррекционных заданий. Цель урока: Дать представление учащимся о верованиях восточных славян. Задачи: Образовательные: Проверить знания об обычаях восточных славян, укрепить знания, умения, навыки о представлениях жизни и бытии славян. Познакомить с верованиями, богами, духами, праздниками, обычаями, традициями. Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события. Воспитательные: Воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Верования восточных славян" »
Урок по истории России в 7 классе для учащихся коррекционных школ VIII вида
Тема урока: «Верования восточных славян».
Цель урока: Дать представление учащимся о верованиях восточных славян.
Задачи: Образовательные:Проверить знания об обычаях восточных славян, укрепить знания, умения, навыки о представлениях жизни и бытии славян. Познакомить с верованиями, богами, духами, праздниками, обычаями, традициями.
Коррекционно-развивающие:Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.
Воспитательные:Воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам.
Основные термины и понятия:Духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник.
Оборудование и материалы:
- Учебник «История России для 7 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- Предметные картинки;
- Карточки-задания.
Тип урока.Комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса;
Отметка отсутствующих в журнале;
Психологический настрой на урок;
Повторение пройденного материала:
Беседа по вопросам:
- В чем проявлялась доброта восточных славян? Почему славяне помогали сиротам и соседям?
- Опишите, как проходил обед у восточных славян.
- Как вы считаете, какие черты характера сохранились у нас от наших предков?
Задание на доске: Найдите чертыхарактера, которые были у восточных славян:
ЛЕНЬ
ДОБРОТА
ГРУБОСТЬ
ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ
УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ
ЧЕСТНОСТЬ
СЛАБОСТЬ
ЭГОИЗМ
ГОСТЕПРИИМСТВО
3. Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя.
- Спокойствие восточных славян во многом зависело от отношений с соседними племенами. Восточным славянам приходилось со своими соседями вести войны, завязывать торговлю.
Сообщение темы урока: «Верования восточных славян».
4. Изучение новой темы:
Рассказ учителя: Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.
- Что же такое религия?
Запись на доске:Религия - это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.
Рассказ учителя:
- Трава, деревья, реки, камни - словом все окружающее, казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.
- В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.
- Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.
- Стоило ступить в лес - и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными косами, с козлиными ногами- подчинялись все жители леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу, корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.
- Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей, с перепонками на руках. Много неприятностей сулила встреча с ним. Чтобы задобрить его, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь.
При объяснении этого материала используем рисунки с изображением этих духов.
Работа с текстом учебника:
- Как вы думаете, почему славяне верили в духов?
- Какие неприятности могли причинить людям духи?
Словарная работа: Духи, язычество.
Рассказ о славянских богах:
1. Бог неба Сварог считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали, как бога Огня.
2. Даждь-бог - бог Солнца, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи- стрелы, освящая и согревая землю. Как любящая мать, помогает солнце людям в трудах их каждодневных, но и страшно оно в своем гневе.
3. Особенно почитали наши предки бога грома и молнии - Перуна. Они его считали также покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи, радуга его лук; мощной палицей разбивает он тучи, гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служат сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными у славян.
4. Почитали предки наши Стрибога – бога ветра, Велеса - бога скота, Мокошь - богиню земли и плодородия, Ладо - бога любви, веселья и согласия.
Вопрос: Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от злых духов и гнева богов?
Задание: Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 78,79,80. Опишите, что вы видите?
Самостоятельная работа с рассказом для дополнительного чтения «Славянские языческие праздники».
Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока.
5. Первичное закрепление нового материала:
Фронтальный опрос:
- Почему у славян возникла вера в богов?
- Что такое язычество?
- Как славяне изображали своих богов? Где они находились?
- Кто такие волхвы и кудесники?
Задание 1: Определите, какое слово лишнее и почему?
ПЕРУН, ВЕЛЕС, ЛЕШИЙ, КУПАЛО.
Задание 2: Соотнесите стрелками:
Перун
Даждьбог
Сварог
Стрибог
Велес
Бог ветра
Бог неба
Бог - покровитель животных
Бог грома и молнии
Бог солнца
6. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что осталось непонятным?
7. Домашнее задание:
1. Читать стр. 77-85.
2. Творческие задания: Сделайте рисунки с изображением богов, духов, идолов или изображение праздников; Вспомнить сказки, в которых действуют персонажи, похожие на славянских богов и духов.