kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект к уроку "Восточные славяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД № 1    Тема урока по истории России в 6 классе: «Восточные славяне».

СЛАЙД № 2 Цели : организовать  работу  учащихся на  уроке:

  1. По изучению представления о предках славян,  районах расселения восточных славян. Ознакомиться с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.
  2. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, исторической  картой, контурной картой, документами, их анализа, работой по составлению схем, таблиц, логического мышления, с историческими терминами.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.

Тип урока: комбинированный. 

 

Оснащение урока: учебник  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX – начале XII вв.», мультимедийный проектор, презентация, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах. Схема-карта.

Основные  понятия и термины:   язычество, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.

                                            Ход урока:

СЛАЙД № 3   План урока:

1. Источники по истории России 9-12 вв.

2. Происхождение и расселение славян.

3. Образ жизни и занятия славян.

4. Управление у восточных славян.

5. Верования восточных славян.

6. Соседи восточных славян.

II. Изучение нового материала.

СЛАЙД № 4 – 11.    1. Источники по истории России 9-16 вв.

СЛАЙД № 12.          2. Происхождение и расселение славян.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. 

«Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке, свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.

СЛАЙД № 13  Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.

  Работа с документом (Приложение 4) и учебником стр. 8 -  заполняют таблицу «Расселение восточных славян».

     (можно дать эту таблицу  как домашнее задание)

    Расселение восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения

поляне- предки киевлян, северяне соседи полян, древляне -среди деревьев, дреговичи

в болотистой местности, полочане у реки Полоты, ильменские славяне у берегов озера ильмень

радимичи-у реки Сож, вятичи - в бассейне реки Оки

На этой территории, которую занимали восточные славяне, проживало более 12 племенных союзов.

-  Летопись Нестора подробно рассказывает о полянах – предках киевлян.                                                   - Соседями полян были северяне.

- Рядом располагались в непроходимых, глухих местах (среди деревьев) древляне.                                          - Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи (жили в болотистой местности): «дрягва» - болото, - отсюда и такое название народности).                                                                                                                - Вдоль берегов реки Полоты – полочане (г.Полоцк).                                                                                               - На берегах озера Ильмень располагалось поселение ильменских славян (будущих новгородцев).                     - Территорию к востоку от Днепра занимали радимичи, жившие по реке Сож, а в бассейне реки Оки – вятичи.

СЛАЙД 15.   1. Образ жизни и занятия славян.

Работа в парах или группах с документами (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3) и с учебником. (5-7 минут).

ВОПРОСЫ на слайде.

Затем объяснения учеников, которыедополняются расказом учителя и подтверждаются показом слайдов.

СЛАЙД 16,17 – жилища славян

СЛАЙД 18-19 –внешний облик славян

СЛАЙДЫ 20-27 – занятия

СЛАЙД 28 – военное искусство

СЛАЙДЫ 29-33 – религия

СЛАЙД – 34 – соседи

III. Домашнее задание:

СЛАЙД 35  1. §1. Чтение и пересказ.

2. Выучить новые слова и объяснения к ним.

3. Заполнить таблицу «Расселение восточных славян», используя документ  (Приложение 4) и учебник стр.8.

IV. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 36 – проверь себя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку "Восточные славяне" »

СЛАЙД № 1 Тема урока по истории России в 6 классе:

«Восточные славяне».

СЛАЙД № 2

Цели : организовать работу учащихся на уроке:

  1. По изучению представления о предках славян, районах расселения восточных славян. Ознакомиться с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.

  2. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, исторической картой, контурной картой, документами, их анализа, работой по составлению схем, таблиц, логического мышления, с историческими терминами.

  3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.

Тип урока: комбинированный.


Оснащение урока: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX – начале XII вв.», мультимедийный проектор, презентация, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах. Схема-карта.


Основные понятия и термины: язычество, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.

Ход урока:

СЛАЙД № 3

План урока:

1. Источники по истории России 9-12 вв.

2. Происхождение и расселение славян.

3. Образ жизни и занятия славян.

4. Управление у восточных славян.

5. Верования восточных славян.

6. Соседи восточных славян.


II. Изучение нового материала.


СЛАЙД № 4 – 11. 1. Источники по истории России 9-16 вв.


СЛАЙД № 12. 2. Происхождение и расселение славян.


Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.

«Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке, свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.


СЛАЙД № 13 Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.


Работа с документом (Приложение 4) и учебником стр. 8 - заполняют таблицу «Расселение восточных славян».

(можно дать эту таблицу как домашнее задание)


Расселение восточных славян.


Названия славянских племен

Географические ориентиры

поселения

поляне

предки киевлян

северяне

соседи полян

древляне

среди деревьев

дреговичи

в болотистой местности

полочане

у реки Полоты

ильменские славяне

у берегов озера ильмень

радимичи

у реки Сож

вятичи

в бассейне реки Оки


На этой территории, которую занимали восточные славяне, проживало более 12 племенных союзов.

- Летопись Нестора подробно рассказывает о полянах – предках киевлян. - Соседями полян были северяне.

- Рядом располагались в непроходимых, глухих местах (среди деревьев) древляне. - Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи (жили в болотистой местности): «дрягва» - болото, - отсюда и такое название народности). - Вдоль берегов реки Полоты – полочане (г.Полоцк). - На берегах озера Ильмень располагалось поселение ильменских славян (будущих новгородцев). - Территорию к востоку от Днепра занимали радимичи, жившие по реке Сож, а в бассейне реки Оки – вятичи.


СЛАЙД 15. 1. Образ жизни и занятия славян.

Работа в парах или группах с документами (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2,3) и с учебником. (5-7 минут).

ВОПРОСЫ на слайде.

Затем объяснения учеников, которыедополняются расказом учителя и подтверждаются показом слайдов.


СЛАЙД 16,17 – жилища славян


СЛАЙД 18-19 –внешний облик славян


СЛАЙДЫ 20-27 – занятия


СЛАЙД 28 – военное искусство


СЛАЙДЫ 29-33 – религия


СЛАЙД – 34 – соседи


III. Домашнее задание:

СЛАЙД 35

1. §1. Чтение и пересказ.

2. Выучить новые слова и объяснения к ним.

3. Заполнить таблицу «Расселение восточных славян», используя документ (Приложение 4) и учебник стр.8.


IV. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 36 – проверь себя.


Приложение № 1.

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.


«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»



Маврикий Стратег о славянах и антах.


«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»


Вопросы и задания к документам:


  1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?

  2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

  3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

  4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.


Маврикий Стратег о славянах и антах, конец 6-го века. (Византийский писатель 6 – нач. 7 вв. Автор трактата о военном искусстве). Трактат – это изложение конкретной темы, научное сочинение.


Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь начете (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии…..
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим…….

Не имея над собой главы (военноначальника), и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.
Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто …добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда …наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника
Вопросы:

1.Каково вооружение и методы ведения военных действий у описываемых народов?



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Прокопий Кесарийский о славянах и антах 6-ой век. (Византийский пмсатель, советник - секретарь полководца Велисария. Родом из Кесарии Палестинской). Учебник стр.11-12.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им, и при помощи этих жертв производят и гадания.

ВОПРОСЫ:

1. Какова общественная организация этих племен?
2. Как Прокопий Кесарийский характеризует религиозные представления славян и антов?


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Из «Повести временных лет»

…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское… А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским. Поляне же жили в те времена отдельно и построили город … Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полота, где полочане. От последних роизошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, их же город Смоленск. От них же происходят и северяне… Были …два брата… Радим, а другой – Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи ... Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, используя отрывок документа и учебник стр. 8

Название славянских племён

Географические ориентиры поселения

Поляне (например)

Расселиоись по Днепру.



Приложение 5.

Рабочая схема – карта заполняется учениками во время работы с картой и учебником.




С.


















ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

Восточные славяне

12-15 племен

З. В












Ю










1. Географическое положение. Центр. Класс, Фамилия, Имя.

2.Быт, занятия.

3.Взаимоотношения со славянами. ___________________________





Карта схема, заполненная учениками, после работы с учебником.


С.

Финноугорские племена

От Балтийского моря до Уральских гор

Язычники,

растворились среди славян.


Балтийское

(Варяжское )

Море

Балты, Бог Перкуль

Язычники

Земледелие,скотоводство,

охота,рыболовство,

собирательство,

домашнее ремесло, знали железо.

Растворились среди славян







З



ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

Восточные славяне

12-15 племен

Колонизация-

мирное освоение территории.

Хазары брали дань.



Булгары

Волжская Булгария

Крепость Казань, В

ислам,

земледелие и

скотоводство


Авары

Пришли из центрльной Азии на Дунай, Балканы, образовав

Аварский каганат

Кочевое скотоводство, набеги.






















Византия

Византийская империя, Константинополь –Царьград

Христианство, торговля, ремесло,

Культурное и экономически развитое государство

Хазары.

Хазарский каганат

Итиль

Ислам

Скотоводство,

торговля и набеги.

Собирали со словян дань.


Тюркский каганат.

От Волги до Монголии

Во главе хан или каган.

Кочевое скотоводство

В 7 веке каганат распался.




Ю

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект к уроку "Восточные славяне"

Автор: Трофимова Татьяна Фёдоровна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Восточные славяне и их соседи""
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_vostochnye_slaviane_i_ikh_sosedi"
    ["file_id"] => string(6) "603880"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1648721650"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока Восточные славяне в древности"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_vostochnyie_slavianie_v_drievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "460475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520007982"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Верования восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vierovaniia-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "146126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419085874"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poiavlieniie-ghosudarstva-u-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "191402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427300537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства