2 3 4 | Изучение новой темы. План урока: 1.Местоположение Рима и его природные особенности. 2. Легенда об основании Рима. 3.Занятия жителей Рима. 4.Управление в Риме. Закрепление: Домашнее задание. | 1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы - Ребята, а что вы знаете об этой стране?
- Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским. - Какой полуостров мы с вами изучали на Средиземном море? - Какое государство на нём находится? Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь). - Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).
Сделаем вывод:
2. Легенда об основании Рима. Самостоятельная работа с текстом учебника. Задание: Прочитать пункт 1 параграфа 44, стр. 214. познакомиться с легендой об основании Рима. Беседа по-прочитанному: Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия?
Кто спас малышей от гибели?
Из-за чего поссорились братья, став взрослыми?
В честь кого получил название город Рим?
Кто окружал Ромула и помогал ему?
Словарная работа.
3. Город на семи холмах и его обитатели. - Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. “Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”. - Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись. - Чем же занималось население?
- Что же представляли собой дома римлян?
- А каких животных они разводили?
- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий. - А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз. 4) легенда о подвиге Муция. До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся их надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован. Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство. Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения. Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами. Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов. Словарная работа: Патриции – потомки древнейших жителей Рима. Плебеи – переселенцы из других поселений. Сенат – заседание старейшин родов. Народное собрание – высший орган власти управления Римом. 4. Управление в Риме. Римский народ делился также на патрициев ( древнейшие жители Рима) и плебеев ( переселенцы из других областей Италии) Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами. - Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями. - Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев. Функции : 1) объявляло войну, 2) заключало мир, 3) выбирало царя, правившего пожизненно - НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке. Беседа по вопросу: - Чем отличались и были схожи природные условия, занятия, управление Древней Греции и Древнего Рима?
Параграф 44, вопросы, записи в тетради. | - Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон - Балканский
-выращивали оливки, виноград, разводили овец).
Класс самостоятельно читает легенду. - Мальчиков, которых родила Рея Сильвия, назвали Ромул и Рем. - Малышей спасла сначала волчица, а потом пастух и его жена. - Братья поссорились из-за того, что Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула. - Город Рим получил название в честь Ромула, так как Рим – по-латински Рома. - Окружением Ромула были ликторы, это личная охрана Ромула. Они же ему помогали во всём. Учащиеся записывают слова в словарик.
1) осушали болотистые низины между холмами. 2) возводили укрепления 3) строили храмы богов 4) выбирали общих правителей - Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.
Римляне разводили рогатый скот, свиней, коней, ослов.
Прочитать на стр. 217 Легенду о подвиге Муция
Учащиеся записывают слова в тетрадь.
- Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей, районы её не так сильно изолированы друг от друга, как в Греции. - Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов. - В управлении и в Греции и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители. Цари выбирались в Риме пожизненно, в Спарте было два царя, власть передавалась по наследству, но не была велика.
Класс записывает задание в дневники. | |