-развивающая: формировать предметные и межпредметные знания (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).
Методы проведения урока: применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы); Взаимопроверка и самоконтроль.
Ресурсы:
- учебник «История Древнего Рима» для 6 класса (авторы: Н.С. Бакина, Н.Т. Жанакова. Алматы «Атам?ра» 2012 г.);
- Мультимедийная презентация к уроку;
-Раздаточный материал (задания для работы, тесты);
-Интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. Вводно- мотивационный этап (Организационный )(5-7 )
1. Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Цивилизация Древнего Рима». Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.
2.Проверка выполнения домашнего задания (разноуровневых заданий)
3.Постановка цели и задачи урока
- Я предлагаю посмотреть видеофильм (3-4 мин). После просмотра учителем задается вопрос: « Как вы думаете сколько лет насчитывает история Рима,как зарождалась история Рима?» Цель нашего урока сегодня - научиться выделять главные особенности перехода на ступень цивилизации жителей Древнего Рима.
4. Организация ориентировочной основы действий учащихся для усвоения новой темы (ООД)
Учителем задается вопрос: Давайте вспомним, что мы относим к понятию цивилизация
II.Основной этап- Изучение нового материала (20-25минут)
2.2 Решение проблемы, используя различные источники знаний
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Версии.
Проблема урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?
Учитель
Ученики (ожидаемые ответы)
-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …
-Какой период времени она охватывает?
-Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).
-На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.
-Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации?
-Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога.
-Какое мнение высказал Источниковед?
-Сформулируем…
Учитель фиксирует на доске
1 факт: Римляне и греки – …похожи!
Один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией».
Римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.
-И это значит – римляне и греки похожи!
-Читаем дальше,
-Какие факты привёл Археолог?
Т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!
Фиксирует на доске.
Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».
-Обычаи римлян отличаются от греческих.
- Римляне и греки – отличаются!
-Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?
Был ли Рим частью Греции? (детский вариант)
Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?
-Какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?
-Выразите их одной краткой фразой.
Могут предложить версии:
1) Особая цивилизация.
2) Часть древнегреческой цивилизации.
3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю Грецию
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
-Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?
-Сравнить признаки древнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима по четырём сферам общества и посмотреть, чего больше общих признаков или различных. Сделать соответствующий вывод.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции
(учитель работает с таблицей на доске)
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Власть
Общество
Культура
1. Хозяйство:
-Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +.
-Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим.
-По карте посмотрите, где он был основан?
-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?
Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)
-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы.
-Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.
-Вспомните, чем занимались древние греки?
Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.
- Сравните факты. Похожи или нет?
Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят).
Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»
-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне?
-На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков.
-Факты: латинский алфавит - на основе греческого, а годы - этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).
2. Устройство государства.
-Сейчас вам предстоит поработать в парах.
-С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните устройство греческого полиса и римской республики.
-Что общего, есть ли различия?
Даёт на доске план сравнения:
-Какие органы власти существовали?
-Как формировались?
-Отличались только по названию или по сути?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Работая в парах выделяют общее и различное.
Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому.
Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.
Столбик «Власть».
3. Слои общества.
Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207.
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.
Столбик «Общество»
4.Культура.
-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники?
-В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий.
Столбик «Культура».
Т.о. получается таблица.
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Земледелие (оливки, виноград)+
Ремесло
Торговля
Земледелие (пшеница, ячмень)+
Разводили овец
Власть
Греческий полис – демократия +
Римская республика +
Общество
Аристократы – родовая знать +
Демос – простой народ +
Патриции – знатные роды +
Плебеи – свободные переселенцы, низший слой граждан +
Культура
Театр - знание поэм
Стадионы - спортивные достижения
Латинский язык
Цирк - воинскую доблесть
Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Вывод:
-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Мы решили проблему?
-Какие версии подтвердились?
Примерный вывод по проблеме:
-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.
-Прочитайте ещё раз название параграфа.
Как вы понимаете смысл этого названия?
-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.
-Назовите ключевые слова урока.
III.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
-ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ
Объясните почему Республиканское правление вытеснило царскую эпоху в Древнем Риме
Чтобы власть не находилась в руках одного человека(жестокость, безнаказаанность),а правители долж. избир. из народа
2.
Раскройте значение Сената
Высш. орган гос. власти- имел главные полнлмочия(гос. Казана, план по вед. войны утверждал мирные соглашении и т.д,)
.
3 уровень
1.Покажите на контурной карте где располагалось государство Древний Рим
2.Используя иллюстрации выберите то, что относилось к культуре Рима, а не Греции
3.Докажите,что культурные достижения Древнего Рима используются в современном мире
4 уровень
Сравните Рим и Афины в архитектуре, скульптуре, религии
5уровень
А)создать проект римского города
Б)Изобразить 1 день в Риме(картина)
Д\З пар.26-27, отв. на вопросы
IV. Рефлексивно-оценочный этап (3-5минут)
Рефлексия
Продолжи предложения:
На уроке мне было интересно …
На уроке мне было трудно…
Урок запомнился мне…
Сегодня я узнал (а)…
Мне не понравилось Очень понравилось Я скучал
Отметь звездочкой.
Урок окончен всем спасибо заработу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-развивающая: формировать предметные и межпредметные знания (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).
Методы проведения урока: применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы); Взаимопроверка и самоконтроль.
Ресурсы:
- учебник «История Древнего Рима» для 6 класса (авторы: Н.С. Бакина, Н.Т. Жанакова. Алматы «Атамұра» 2012 г.);
- Мультимедийная презентация к уроку;
-Раздаточный материал (задания для работы, тесты);
-Интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. Вводно- мотивационный этап (Организационный )(5-7 )
1.Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Цивилизация Древнего Рима». Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.
2.Проверка выполнения домашнего задания (разноуровневых заданий)
3.Постановка цели и задачи урока
- Я предлагаю посмотреть видеофильм (3-4 мин). После просмотра учителем задается вопрос: « Как вы думаете сколько лет насчитывает история Рима,как зарождалась история Рима?» Цель нашего урока сегодня - научиться выделятьглавные особенности перехода на ступень цивилизации жителей Древнего Рима.
4. Организация ориентировочной основы действий учащихся для усвоения новой темы (ООД)
Учителем задается вопрос: Давайте вспомним, что мы относим к понятию цивилизация
II.Основной этап- Изучение нового материала (20-25минут)
2.2 Решение проблемы, используя различные источники знаний
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Версии.
Проблема урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?
Учитель
Ученики (ожидаемые ответы)
-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …
-Какой период времени она охватывает?
-Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).
-На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.
-Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации?
-Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога.
-Какое мнение высказал Источниковед?
-Сформулируем…
Учитель фиксирует на доске
1 факт: Римляне и греки – …похожи!
Один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией».
-Римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.
-И это значит – римляне и греки похожи!
-Читаем дальше,
-Какие факты привёл Археолог?
Т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!
Фиксирует на доске.
Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».
-Обычаи римлян отличаются от греческих.
- Римляне и греки – отличаются!
-Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?
Был ли Рим частью Греции? (детский вариант)
Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?
-Какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?
-Выразите их одной краткой фразой.
Могут предложить версии:
1) Особая цивилизация.
2) Часть древнегреческой цивилизации.
3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю Грецию
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
-Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?
-Сравнить признакидревнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима по четырём сферам общества и посмотреть, чего больше общих признаков или различных. Сделать соответствующий вывод.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции
(учитель работает с таблицей на доске)
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Власть
Общество
Культура
1. Хозяйство:
-Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +.
-Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим.
-По карте посмотрите, где он был основан?
-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?
Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)
-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы.
-Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.
-Вспомните, чем занимались древние греки?
Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.
- Сравните факты. Похожи или нет?
Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят).
Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»
-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне?
-На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков.
-Факты: латинский алфавит - на основе греческого, а годы - этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).
2. Устройство государства.
-Сейчас вам предстоит поработать в парах.
-С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните устройство греческого полиса и римской республики.
-Что общего, есть ли различия?
Даёт на доске план сравнения:
-Какие органы власти существовали?
-Как формировались?
-Отличались только по названию или по сути?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Работая в парах выделяют общее и различное.
Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому.
Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.
Столбик «Власть».
3. Слои общества.
Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207.
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.
Столбик «Общество»
4.Культура.
-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники?
-В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий.
Столбик «Культура».
Т.о. получается таблица.
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Земледелие (оливки, виноград)+
Ремесло
Торговля
Земледелие (пшеница, ячмень)+
Разводили овец
Власть
Греческий полис – демократия +
Римская республика +
Общество
Аристократы – родовая знать +
Демос – простой народ +
Патриции – знатные роды +
Плебеи – свободные переселенцы, низший слой граждан +
Культура
Театр - знание поэм
Стадионы - спортивные достижения
Латинский язык
Цирк - воинскую доблесть
Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Вывод:
-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Мы решили проблему?
-Какие версии подтвердились?
Примерный вывод по проблеме:
-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.
-Прочитайте ещё раз название параграфа.
Как вы понимаете смысл этого названия?
-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.
-Назовите ключевые слова урока.
III.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
-ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ
1 уровень
1 уровень
1.
1. На каком полуострове сформировалось государство Древний Рим?
На Апеннинском полуострове
2.
На какие три вида делилось Народное собрание
Курии, собрание патрицие и плебеев и собрание трибы
3
Кто выполнял В Древнем Риме основные работы?
рабы
4.
Какой вид хозяйства преобладал в Древнем Риме
земледелие
2 уровень
1.
Объясните почему Республиканское правление вытеснило царскую эпоху в Древнем Риме
Чтобы власть не находилась в руках одного человека(жестокость, безнаказаанность),а правители долж. избир. из народа
2.
Раскройте значение Сената
Высш. орган гос. власти- имел главные полнлмочия(гос. Казана, план по вед. войны утверждал мирные соглашении и т.д,)
.
3 уровень
1.
Покажите на контурной карте где располагалось государство Древний Рим
2.
Используя иллюстрации выберите то, что относилось к культуре Рима, а не Греции
3.
Докажите,что культурные достижения Древнего Рима используются в современном мире
4 уровень
1.
Сравните Рим и Афины в архитектуре, скульптуре, религии
5уровень
А)создать проект римского города
Б)Изобразить 1 день в Риме(картина)
Д\З пар.26-27, отв. на вопросы
IV. Рефлексивно-оценочный этап (3-5минут)
Рефлексия
Продолжи предложения:
На уроке мне было интересно …
На уроке мне было трудно…
Урок запомнился мне…
Сегодня я узнал (а)…
Мне не понравилось Очень понравилось Я скучал
Отметь звездочкой.
Урок окончен всем спасибо за работу.
Морфологическая карта
№п/п
Тема урока
Жизненно необх. информация
Информация, встреч. в др. дисципл.
Информ. Котор. Нужна для изуч. данной дисципл.
Информ. Для общего кругозора
32
Цивилизация Древнего Рима
При путешествиях, при проектировании даний
Рисования, искусство, юридич. дисципл.,география, технология, математика
ЕНТ. ВОУД
Исторические фильмы
Глаголы, используемые для формулировки учебных заданий