Урок № 3
Тема урока: Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.
Цель урока : продолжить формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека
Задачи урока:
- обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.
- продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Этап «Проверка домашнего задания»
- Этап «Вызов». Прием «Верю не верю».
IV. Этап «Осмысление».
V. Этап «Закрепление учебного материала»
VI. Этап «Итоговый». Выставление оценок.
VII. Этап «Рефлексия»
II. Этап «Проверка домашнего задания»
Прослушивание мини-сочинений учащихся, по – желанию, о развитии медико – географических исследований в древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Египте, Древне Месопатамии
III. Этап «Вызов» . Прием «Верю не верю».
1. Медицинские знания Древнего Рима были основаны на учении Гиппократа?
2. Лекари обучались в военных госпиталях?
3. Большое распространение в Древнем Риме получила травология?
4. Представления древних иранцев об окружающей природе, жизни и смерти носили мифологический характер?
5. Древние иранцы составили огромный список болезней.
6. В Древнем Иране трупы людей не закапывали в землю.
7. В Древнем Китае медицина была развита достаточно хорошо?
8. Медицина в Древнем Китае была связана с религией и магией?
9. В Древнем Китае умели определять пульс?
10. Активно применялись хирургические вмешательства?
Заполняем таблицу:
В начале урока
«верю»
№ 1
«не верю»
№ 2
№ 3
В конце урока
№ 4
«верю»
«не верю»
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
IV. Этап «Осмысление»
Задание. Проведите экспертизу по заданным вопросам.
1-я группа – «Развитие медицины в Древнем Риме»
2-я группа – «Развитие медицины в Древнем Иране»
3-я группа – «Развитие медицины в Древнем Китае»
Группа 1
- На чьих учениях были основаны медицинские знания Древнего Рима?
- Что использовали римляне для лечения?
- Какие знания являлись основой медицинских учений Древнего Рима?
- Чем должен был владеть врач?
- Что еще для лечения применяли в Древнем Риме?
- Какая наука получила широкое развитие в Древнем Риме?
- Кто такой Галлен? Какие открытие в медицине он сделал?
- Чем отличались взгляды Галлена от взглядов Аристотеля?
Группа 2
Группа 3
- Охарактеризуйте природу Ирана.
- В чем испытывает недостаток территория Ирана?
- Откуда можно получить сведения о жизни, болезнях и здоровье древних иранцев?
- Какой характер носили представления древних иранцев ло природе, жизни и смерти?
- С чем сочетались эти взгляды?
- Список каких болезней составили древние иранцы? Какие лекарственные средства использовали древние иранцы?
- Почему в Древнем Иране трупы не закапывали в землю?
- Чему в древнем Иране придавалось особое значение?
- В каком состояниии находилась медицина в Древнем Китае?
- С кем связывают развитие медицины в Древнем Китае?
- С чем была связана древнекитайская медицина?
- Что умели делать китайцы?
- Какие процедуры проводили древние китайцы?
- Верно ли, что до нашего времени сохранились лекарства, которые использовались в Древнем Китае?
- Профилактику против какой болезни могли проводить китайцы?
- Какой раздел медицины перестал существовать в Древнем Китае?
Древний Рим
- Медицинские знания Древнего Рима в большинстве своем были основаны на учении греческого врача – Гиппократа .
2. Применяемые методы лечения сочетали в себе лекарственную терапию, а также различные магические и религиозные ритуалы.
3. Врачи знали о пользе здорового питания, физических упражнений, режима дня и свежего воздуха.
4. Большое распространение в Древнем Риме получила травология.
5. Из медикаментозных средств использовались травы, минеральные вещества и снадобья из нескольких различных ингредиентов.
6. Крупнейшим римским врачом был Гален (II в. н. э.), который, кроме практической деятельности, занимался философией, анатомией и физиологией.
7. По Галену, центр кровеносной системы находится в печени: образующаяся здесь кровь разносится по телу и целиком им поглощается.
8. В отличие от Гиппократа, Гален считал, что лекарственные растения наряду с полезными эффектами могут оказывать вредное действие.
Древний Иран
- В рельефе преобладают горные хребты, чередующиеся с обширными плоскогорьями и впадинами, климат сухой, преобладает пустынный и полупустынный ландшафты.
- Для региона характерная главная особенность – регион беден водой и лишь отдельные регионы обеспечены ею в достаточном количестве, они окружены болотами и солончаками.
- Сведения о жизни, болезнях и здоровье древних иранцев можно получить не только из археологических данных, но и в сборнике гимнов и религиозных текстов – в Каноне Авесты.
- Представления древних иранцев об окружающей природе, жизни и смерти вытекали из религиозных воззрений, порой носилия мифологический характер, под влиянием народов Древнего Египта и Месопотамии.
- Позже, эти взгляды стали сочетаться с признанием четырех стихий.
6. Малярия, лихорадка, оспа, слоновость, трофические язвы.
7. Различные соли, киноварь, серу применяли в Древнем Иране при кожных заболеваниях; как косметическое средство и лекарство при заболеваниях глаз использовали сурьму; раны лечили свинцом; в качестве тони зирующих средств применяли мускус и амбру. Из животных средств чаще всего применяли печень, жир, мед, змеиный яд, воск.
8. В Древнем Иране труппы людей не закапывали в землю, чтобы не испоганить ее.
9. Важное значение придавалось профилактике или предупреждению заболевания.
Древний Китай
- Медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо.
- Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э.
- На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и магией.
- Умели диагностировать по пульсу.
5. Желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей.
6. Эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик.
7. Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание.
8. Хирургия.
Проведение физкультминутки. Мозговая гимнастика
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
V. Закрепление учебного материала.
Выполните тестовые задания:
1. Медицинские знания Древнего Рима были основаны на учении:
А) Галлена
Б) Аристотеля
В) Гиппократа*
2. Большое распространение в Древнем Риме получила:
А) хирургия
Б) травология*
В) терапия
3. Какой древней стране уделялось огромное влияние профилактике болезни «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»?
А) Древний Китай
Б) Древний Рим
В) Древний Иран*
4. Укажите имя ученого, который сяитал, что лекарственные растения наряду с полезными эффектами могут оказывать и вредное действие?
А) Галлен*
Б) Аристотель
В) Гиппократ
5. Основную роль в диагностике многих болезней играло определение в Древнем Китае:
А) давления
Б) пульса*
В) слуха
6. Сколько разновидностей пульса было описано в Древнем Китае?
А) 100
Б) 150
В) 200*
Ключ к вопросам:
1- В
2 – Б
3 – В
4 – А
5 – Б
6 - В
4,5,6
3,4
Задание. Разгадайте ребус и назовите имя древнеримского ученого
Гален
VII. Этап «Рефлексия».
Закончите предложения:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрел…
7. Я научился…
8. У меня получилось …
9. Я смог…
10. Я попробую…
11. Урок дал мне для жизни…
12. Мне захотелось
Спасибо за урок!