Этап мотивации к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. - Какие страны мы уже изучили? - Какие страны из изученных нами существуют на карте мира и сейчас? - А сегодня мы отправимся на восток Средиземноморья и узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира.Сегодня мы будем путешествовать на авиалайнере и у нас будет три остановки под названием «Египет», «Двуречье», «Финикия».Мне нужны помощники: три пилота и три стюардессы. | Беседа с элементами дискуссии Ответы учащихся. Египет, Древнее Двуречье Ответы учащихся - Учащиеся записывают в тетради тему урока Учитывается желание учащихся | Знакомство с многообразием мира | Готовность применять исторические знания | Готовность к сотрудничеству |
Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений (ролевая игра). Повторение изученного материала. | 1этап путешествия : «Древний Египет». К карте приглашается первый экипаж. Пилот и стюардесса получают от учителя инструкцию. Пилоту необходимо показать месторасположение Египта, правильно указать направление полета. Стюардессе подготовить вопросы к участникам путешествия в виде блиц- опроса(«микрофон»). По окончании 1-го этапа путешествия учитель предлагает сделать паузу и выполнить физические упражнения под скороговорку | Стюардесса дает команду « пристегнуть ремни безопасности»( все выполняют движение « чик- чик»). Пилот по карте показывает направление полета и сопровождает его описанием географических объектов, над которыми летим. Показывает место приземления. Стюардесса желает интересных экскурсий и по возвращении общается с пассажирами. Скороговорка: «Хатшепсут, Рамзес11, Тутмос111, Эхнатон». ( движения делаются с ускорением) | Ответы учащихся. - Черное море, Средиземное море, п-ов Малая Азия, река Нил. -северо- восточная часть Африки. -какие сувениры вы везете из Египта? -как делают папирус? -назовите древнеегипетских богов. -расскажите о самой большой пирамиде. | Применение своих знаний по теме «Древний Египет» Применение оригинальных ответов, информации самостоятельных поисков. | Готовность прийти на помощь, поделиться знаниями |
| 2 этап путешествия. Учитель приглашает второй экипаж и ставит перед ними задачу доставить пассажиров в Двуречье. Пилот показывает на карте географические объекты и месторасположение Двуречья. Стюардесса готовит блиц- опрос. Учитель предлагает вспомнить скороговорку по теме « Двуречье ». | -Черное море, Передняя Азия, реки Тигр и Евфрат. - что такое клинопись? -какой материал использовали для письма? -чем прославился царь Хаммураппи? -какое чудо света создали вавилоняне? Ответы учащихся. Скороговорка: «Навуходоносор, Ашшурбанапал, Хаммурапи, Валтасар». | Возможность продемонстрировать знания по теме, полученные самостоятельно. | Умение изучать и систематизировать результат | Учет разных мнений в ситуации затруднения. Выдвижение версий. |
Этап реализации построения проекта. Изучение нового материала. | - Скажите, а в какую страну древности нас доставит третий экипаж? - Достаточно ли у нас знаний о ней? -Как мы можем решить эту проблему? - Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную задачу? - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Древний Восток», «Финикийские колонии». Изучить легенду карты. - Опираясь на географическое положение Финикии, предположите, чем могли заниматься ее жители?
- Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Дайте характеристику финикийским судам. = Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. - Я предлагаю прочитать документ «Как финикийцы похитили женщин» ( по рассказу древнегреческого историка Геродота) -учебник – стр. 72 - Почему финикийцев в городах боялись?
- Как вы думаете, какая слава могла распространиться о финикийцах? - Как вы относитесь к морским разбойникам? Пиратство существует сейчас? - Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания? -Найдите информацию о Карфагене. -Что такое колония?
- Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы? - Я предлагаю вам образовать четыре группы. Каждая группа получит документ. Прочитав его, вы должны догадаться, что открыли финикийцы. - Назовите изобретения?
- Какое из открытий было главным для финикийцев? - Почему алфавит был нужен финикийским торговцам. | Ответы учащихся. Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета. Ответы учащихся -Каковы природные особенности Финикии? - Чем занимались финикийцы? -Что называли финикийскими колониями? -Какие открытия они сделали? Самостоятельно определяют местоположение Финикии. ( Находится на восточном побережье Средиземного моря, занимает небольшую территорию, по всей территории простираются Ливанские горы, нет плодородных почв, крупные города Финикии Библ, Сидон, Тир; финикийцы основывали свои колонии по берегам Средиземного моря; Ответы учащихся (Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговлей.) Ответы учащихся (Хорошие морские суда.) Ответы учащихся. (Прочные, быстроходные.) Ответы учащихся. (Они разбойничали, продавали людей в рабство.) Ответы учащихся. Дурная. Ответы учащихся. Ответы учащихся. стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии. -запись в тетради. Групповая работа. Ответы учащихся 1 группа – стекло 2 группа - Африка омывается морем. 3 группа – пурпурная краска. 4-я группа - алфавит Алфавит Упрощало ведение торговли. | Выражение своего мнения Давать оценку событиям, преломляя через личный опыт. Самоопределение в жизненных ценностях | Умение изучать и систематизировать информацию Читать историческую карту с опорой на легенду Характеризовать условия, образ жизни, занятия людей. Поиск информации. Составление описания. Поиск информации Поиск информации Поиск информации Получение знаний | Планирование работы с помощью учителя. Извлечение информации ( работа с картой) Выдвижение версий Работа с иллюстрацией Поиск и выделение информации Материал перерабатывается, Синтез информации Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности Умение работать с информацией Формулирование и аргументация своего мнения |
Этап игрового закрепления материала | - Предлагаю совершить путешествие в Финикию, так как у нас есть уже определенные знания об этой стране. 3 этап путешествия : «Финикия». К карте приглашается третий экипаж. Задача такая же как и у первых двух. | -Пилот должен показать на карте направление полета, географические объекты и месторасположение Финикии. Стюардесса готовит блиц- опрос и интересуется впечатлениями. | В случае затруднений при ответах, на помощь приходит класс и учитель. | Повторение материала | Ролевая игра |