Введение ФГОС ООО ставит перед учителем новую задачу: готовность учителя и ученика к образовательному процессу в современной образовательной среде.
Ученика не только необходимо вооружить необходимым набором знаний но и сформировать умение и желание учится всю жизнь, работать в команде способствовать своему саморазвитию и самообразованию. Вместо простой передачи знаний приоритетным направлением становится способность ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути достижения цели но и оценивать самого себя.
Данный урок составлен на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с перечисленными задачами. Урок составлен на основе УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свиницкой (М. Просвещение, 2013), «История Древнего мира», урок в системе уроков занимает особое место для формирование широких круг компетентностей (социально-адаптивной, гражданственной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной.
Педагогические цели | Тип, вид урока | Планируемые результаты ( предметные) | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Содержание | Образовательные ресурсы |
Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов. | Усвоение знаний , навыков, умений. Урок - презентация | Способствовать применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников. | Формирование сознательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению его мировоззрению, культуре языку, вере, гражданской позиции, готовность вести диалог с другими субъектами и находить взаимопонимание. | Способствовать решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение , презентация, рисунок и др.); умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Религиозные верования египтян Общеегипетские боги Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса. Атрибуты богов- священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы – хранители мудрости и научных знаний. Фараон- реформатор Эхнатон. Храм, жрец, статуя, мумия, саркофаг | 1.Учебник «История Древнего мира» 2.Презентация «Религия древних египтян» 3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия». 4. Раздаточный материал по теме урока. 5. Иллюстрации к уроку. |
Этапы урока, время | Формы и методы | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Основные виды деятельности | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | Фронтальная беседа, Живое слово учителя | Организация деятельности учащихся | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | Включение в деловой ритм | Визуальный контроль |
II.Проверка домашнего задания | Фронтальная. Словестный. Беседа. | Определить качество и уровень усвоения. | Осуществляет контроль знаний терминов. | Объясняют значение терминов. | Познавательные: воспроизводят информацию. | Диктант. Беседа по вопросам. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Проблемно поисковый. | Определение темы урока. Формулирование учебной задачи. | - Сегодня мы отправимся в древний Египет, в гости к египетским богам. | Слушают учителя. | Регулятивные: формулируют учебную задачи вместе с учителем. | Визуальный контроль |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Боги и жрецы. | Фронтальная. Объяснительно- иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа. | Организация работы по вопросам. | Класс разделен на группы. Учитель каждой группе определяет задание. | Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе. – В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: Высказывают свое мнение , прислушиваются к мнению других. | Беседа по вопросам. |
Что рассказывали египтяне о своих богах. | Индивидуальная, фронтальная. Словестный, наглядный, творческий. Сообщение, работа с рисунками. | Организация знакомства с египетскими богами. | Организует выступление учащихся с сообщениями. | Рассказывают о египетских богах, показывают их изображения в презентации. | Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. | Сообщения, рисунки. |
Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса. | Фронтальная, словестный. Беседа, чтение. | | Организует чтение мифа об Осирисе в учебнике, беседу по его содержанию. Читает «Суд Осириса» (см. приложение) - В чём клялся умерший? -Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком? | Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательства, выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения. | Беседа по вопросам. |
Что рассказывали египтяне о стране «мёртвых» | Фронтальная, словестный. Беседа, чтение. | Организация работы с учебником. | Предлагает прочитать 4 пункт §10 и ответить на вопрос. – С какой целью тело умершего превращали в мумию? | Находят в учебнике ответ на заданный вопрос. | Познавательные: осуществляют анализ текста. Коммуникативные: Высказывают свое мнение , прислушиваются к мнению других . | Беседа по вопросу. |
Обожествление фараона. | Фронтальная, словестный, проблемный. Работа с текстом, беседа | Организация работы. . | - Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволит поцеловать свою сандалию. О чём свидетельствует эти факты? - Какой была власть фараона в древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью? Предлагает прочитать п.5§10 и ответить на данный вопрос. | Объясняют причины обожествления фараона. | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; в сотрудничестве с учителем, классом, находят решение учебной задачи. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста учебника; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение , | |
V.Динамическая пауза. | | Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. | Организует электронное сопровождение физической минутки, включение музыкальной паузы. Мы гуляем по Египту (топ, топ) Мы заходим в пирамиду (Цок-цок) Открываем двери шире (вжик-вжик) Там на троне фараон (вау) А там Ра – вот это да. Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу) Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик. Мы со всеми попрощались, бай-бай. И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ. | Снятие напряжения, повторяют за организатором. | Регулятивные: Принимают задачу, проявляют открытость своих действий в формировании ЗОЖ. | |
VI.Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная, словестный, проблемный. Беседа. | Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижение уровня тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. | -Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью? – Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные, например: бык, корова, крокодил, кролик и другие. Было ли это связано с религией? – В чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе? | Раскрывают причины обожествления сил природы в египетской религии, роль религии в древнеегипетском обществе. Характеризуют понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе | Регулятивные: Владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа по вопросам. |
V.Рефлексия | Фронтальная, словестный. Беседа. | вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности | Закончите предложение: - На уроке я работал… -Своей работой на уроке я … - За урок я .. – Моё настроение… - Материал урока мне был .. – Домашнее задание мне кажется.. | Заканчивают предложения: активно/пассивно/ доволен/ недоволен коротким/ длинным устал/ не устал стало лучше/ стало хуже понятен/ непонятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен лёгким/ трудным интересно/ неинтересно | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам. |
VI.Домашнее задание | Фронтальная. Словестный. Сообщение учителя. | | Комментирует задание. §10.Термины. Задания 31-33 в рабочей тетради. | Воспринимают задание уточняют. | Регулятивные: Принимают учебную задачу. | Задания в рабочей тетради. |
На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало ему воскресение. Каждый умерший отожествлялся с Осирисом. Он говорил: «Я- тот великий , кто создал свой свет, я пришёл к тебе, Осирис, я молюсь тебе…Слава тебе… Открой мне путь… Проложи ему путь в большую долину. Освети путь Осирису». Затем он произносил «Исповедь отрицания» и перечислял сорок два преступления, которые он не совершал. Вот некоторые из них: « Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не грабил бедных. Я не кощунствовал. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слёз. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не обманывал. Не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил рыбу богов в прудах её. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.. Я не чинил препятствий бога в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист… Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там.»
Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.
Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.