Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всемирной истории 11класс»
5
Эссе «Я - учитель»
Мир меняется. Меняется невиданными темпами. То, что вчера еще казалось несбыточной мечтою, сегодня уже реальность, а назавтра – традиция, которую можно забыть. Темпы изменений настолько высоки, что захватывают дух, ум, сердце… Душа еще держится. Еще трепещет. Еще может позволить себе ворчать, осуждать, болеть, рефлексировать, в общем. Но недолго.
Весь мир варится в едином информационном потоке. Здесь для тебя и о тебе: «свежесляпанные» новости о событии, которое началось 10 секунд назад и которое летит в тебя из телерадиогазеткомпаэфира; «свежеворованные» мысли великих мудрецов прошлого, замурованные в инфографику и каждые 3 минуты выскакивающие к тебе в твоем аккаунте в социальных сетях; «свежеводруженные» факты, висящие бахромой по бокам на всех интернет-страницах о делах давних – минувших более 7 дней назад, а посему уже никому не интересных (ведь надо, чтоб запомнили, а потому терпите эти нлпишные крючки!)…
От этого не укрыться, не спрятаться. Открытость, граничащая с раздетостью. И в этом распахнутом всему сущему мире творится жизнь. Жизнь с её периодами и этапами, поворотами и изломами. Жизнь с целями или без них. Жизнь со смыслом. Или без него.
О как здесь нужны проводники! Те, кто в этих информационных лабиринтах подскажет путь, посоветует способы движения… Когда-то людей с такими умениями боготворили. Чуть позже уважали. Сейчас терпят. Если не высовываться и делать своё дело по-тихому.
2.
— Мой отец звал моего деда "Аба-мори" (Отец, учитель мой)... Я звал своего отца просто — "аба"... Мой сын зовет меня — Габриэль... А его сын, вероятно, будет подзывать его вот так: — и писатель прищелкнул пальцами, — жест, каким подзывают на Востоке слугу…
Дина Рубина «Дети»
Мир детства сегодня ничтожно мал. Он безжалостно оптимизирован: обкромсан и обворован. Обворован взрослыми, алчущими получить выгоду. Выгоду любой ценой. Жаль, что цену никто из вышестоящих и принимающих решения не попытался измерить, ибо она уже сейчас для этих самых многих взрослых непомерна. И они в борьбе со своими детьми за их же счастливое будущее опускают руки. И не способен вразумить и отрезвить даже вопиющий ямбургский глас вопиющего: «Сэкономите на школах – разоритесь на тюрьмах»…
У детей усекли пространства детства – прогулочные, игровые, парковые, пустыри и лужайки. Они закатаны и загружены тем, что должно давать прибыль: гаражи, парковки, газоны, архитектурные ваяния малых форм, ларьки и закусочные. Этакий китайский Коулун 90-х годов прошлого столетия. Как тут не быть мрачным триллерам, фантастическим боевикам, кровавым хоррорам и драмам на детскую тему и с детьми в главных ролях. Даже кинематограф последних лет не может вывернуть нутро всего гнилого в современной детско-молодежной среде. Даже «Волчок» Василия Сигарева (2009). Фильмы «Жить» (2012), «Все умрут, а я останусь» (2008), «Класс» (2007), «Лиля навсегда» (2002) и др. лишь поверхностный взгляд на некоторые явления.
Тут один на всю страну детский омбудсмен не поможет.
У детей сократили их время детства. Где уж тут укрыться от дошкольного образования, развивающей началки, предпрофильного основного, профильной старшей… Они свое отожмут. Взрослым, возвращающим в тебя вложенное, надо становиться раньше! И чем ранее, тем нужнее!
Скомканы детские мечты, не снимаются детские передачи, пропали детские значки, исчезли детские посиделки на перилах,.. А ведь это всё то, где рождаются мечты, закладываются идеалы, впитываются ценности.
Ответ детей на поползновения взрослых оказался чудовищным. Они стали рациональны! Они стали чудовищно рациональны. Они научились оценивать и просчитывать, прогнозировать и предугадывать, льстить и ненавидеть одновременно, подыгрывать мусорным трагикомедиям взрослых и бить наотмашь ... Ни в одной сказке-страшилке прошлого не придумали более злодейского преображения. Иногда кажется, что два мира – взрослых и детей – стали параллельными.
Кто тут хотел поиметь выгоду?!
3.
… Не могу отделаться от ощущения, что проживая день за днем эту здешнюю жизнь, я участвую в неких мизансценах, или наблюдаю некие мизансцены, которые играючи придумывает Главный Режиссер. Этот крошечный пятачок земли — его любимая сцена, центральная, так сказать, хоть и не самая большая игровая площадка. Иногда возникает весьма кощунственная уверенность, что Ему равно забавно ставить комедии, мелодрамы, триллеры или трагедии. А уж чувства юмора Ему не занимать…
Дина Рубина «Чем бы заняться?»
Ну и угораздило же меня стать учителем. Находиться в современной школе и общаться с современными детьми.
Попробуй здесь для особенных читающих «раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире». Но я попробую.
«Да, я работаю в школе!» - с диапазоном от скромности до гордости говорю я.
Я в школе – пространстве, где по-особенному ощущается стремительность современной жизни. Здесь можно держать руку на пульсе этого самого времени и видеть изо дня в день прекрасное преображение детского и грациозное затухание взрослого.
Вглядываясь из школы в мелькающую жизнь, можно отчетливо понять, что человеческие ценности прошлого не исчезли, как реликтовые мамонты, что ухоженный вид, грамотная речь и воспитание, действительно, всегда были и еще долго будут в моде.
Пребывая рядом с детьми, можно осознать, что мир не изменился до неузнаваемости, как считают некоторые. Ведь ныне читающие электронные книги – это те, кто раньше читал книги бумажные; нынешние юные аудиомеломаны с приклеенными наушниками на ушах – те, кто ходит в филармонию, чтоб насладиться музыкой Моцарта или Бетховена, кто различает Шопена и Шуберта; те, кто активно общается в социальных сетях, прекрасно могут изъясняться и в живом контакте. У нынешнего мира просто появились новые инструменты, как когда-то вместо сохи появился плуг, вместо пера появилась шариковая ручка…
И суть школьной жизни неизменна – осознать себя; раскрыть в себе человека; стать способным на новые свершения во имя завтрашнего дня человеческого рода.
И тогда становится ясным, что школьный предмет истории начинается не с фактов и дат, а с удивления и формирования отношения к историческим событиям; обществознание же, как узнавание общества, опирается в первую очередь на способность возрадоваться от осознания себя частью этого общества.
И я для них тот самый проводник. Проводник к неизведанному. К неизведанному в себе. К невиданному по яркости счастью от радости открытия себя в себе, от саморазвития и самообразования.
Наши миры – мой и моих детей – не параллельны – они зеркальны! Я с уважением – и они насторожились; я по-доброму – и они оттаивают; я с энтузиазмом – и они не отстают; я бегу – они уже поджидают на финише; я с выдумкой – они с ворохом своих идей! Мы рядом во всем. Иногда я на шаг впереди, иногда – они. Всё по-честному. По-современному.
А посему, спешу сообщить, что я, Кузнецова Екатерина Алексеевна, по образованию учитель истории и обществознания, в школу:
Пришла не зарабатывать. Ни богатства, ни имиджа, ни статуса. Самодостаточна. Всё есть.
Пришла по собственной воле.
Пришла надолго и с мечтой.
Пришла, потому что мне тут нравится. Здесь сказочно. Спятить можно!